- Сказки: лабораторная работа
- Сказочные истории
- Сказка сказывается
- Все о Бабе-яге
- И смех, и слезы, и любовь
- Курочка Ряба и потерянный рай. Метафора в сказке
- Кот ученый
- Гарпанга
- Силуэт оленя
- Самый сильный
- Энгеспал
- Как Пота лису перехитрил
- Волшебная сила музыки
- Сказки моря
- Сказки дремучей тайги
- Сказки из старых тетрадей
- Слабость богатырская
- Почему сойка на солнце лает
- Пятнышки-пятнашки
- Звезда укажет путь
- Единое пространство культуры
- Театральный сезон
- Литература
- Дом народного творчества
- ЗИМИН Сергей Константинович
Лесная грамотаПригрело весеннее солнце, и проснулась ящерка Голубинка. Проснулась и удивилась. Засыпала она, когда лес без листьев стоял, серые туманы из оврагов ползли, все птицы в лесу замолкли. А сейчас яркое солнце пригревает, на деревьях листья распускаются, птицы-щебетуньи гнезда вьют. Удивилась ящерка Голубинка и все, что увидела, на белой коре березы записала. Вот и цветы в лесу расцвели — один краше другого. В гнездах птиц-щебетуний птенцы вывелись — смешные желтоклювики. Ящерка Голубинка и про цветы, и про птенцов записала. А чудеса продолжаются... Среди травы-зелени, цветам на загляденье, букашкам на удивленье, созрела ягодка-красавица. Сама крошка, стоит на тонкой ножке, а сторожит ее страж лесной: не то ветка-листок, не то радужный кусток. Мимо желтый жук проползал, не выдержал, громко зажужжал: — Жизнь прожил, лужжок пробижжал, а такую красоту нигде не встречал. Поднялся жук на задние лапки, усами от радости водит. Увидела жука-усача ящерка — и его нарисовала. Вот в лесу и грибы в рост пошли, на дубах желуди созрели. Ящерка едва успевает от березы к березе бегать — чудеса лесные на белой коре рисовать да записывать. Тут и сорочье гнездо, и ягодка-«кисличка», и рыжик-грибок, и зайчишка-скакунок. Бегала-бегала Голубинка, все стволы берез изрисовала. И осень уж тут как тут. Устала за лето маленькая ящерка, забралась под пень и уснула до весны. Спит Голубинка, а в белом снегу стоят березы — на коре чудеса записаны. Жаль только, что ящеркину грамоту одни ящерки и знают. ЛотосОднажды ночью взглянула красавица звезда на синее лесное озеро. И увидели вдруг ивы серебристые да травы шелковистые чудо: красавица звезда в озеро окунулась. Стоят они, не шелохнутся — звездой любуются. Пролетал мимо ветерок, зашептали ему ивы серебристые: — Тише! Тише! Не вспугни звезду! Проплывал мимо туман, попросили его травы: — Уплывай поскорее! Видишь, звезда в озере сияет! А утром взошло солнце — и растаяла в небе звезда. Опечалилось синее озеро, опечалились и ивы серебристые, до самой воды поникли... А ночь пришла — увидели ивы: красавица звезда опять сияет из синего озера. Зашептали травы да ивы ночным мотылькам: — Вы, бабочки-мотыльки, над озером не летайте, красавицу звезду не пугайте. Но вдруг примчались тучи, принесли проливные дожди. И опять скрылась звезда. Опечалилось синее озеро. И сказала тогда старая береза: — Скоро осень придет. Жди, синее озеро, звонкой морозной ночью попроси мороз, пусть льдом твою воду покроет. Может, и останется тогда звезда с тобой. Так и сделало озеро, и остался в его глубине свет звезды. А весной случилось чудо. Когда растаял лед, там, где сияла в озере красавица звезда, расцвел прекрасный цветок лотос. Как барсук хотел увидеть солнцеБарсуки охотятся по ночам, а днем спят в своей норе. Вырос барсучонок в темной тайге, а солнца ни разу не видел. «Проснусь-ка я днем, — думает, — посмотрю, какое такое солнце?» Вот однажды проснулся он, выглянул из норы. А у самой норы за ночь желтая ягодка созрела. «Вот оно какое — солнце, — решил барсук. — Закачу-ка я его в нору, покажу маме». Закатил и будит мать-барсучиху: — Проснись, мама, посмотри, я солнце в гости привел! Открыла барсучиха сонные глаза, увидела ягодку, хрюкнула и... съела ее! — Глупый, — сказала она, — какое же это солнце! Это просто спелая ягода. А солнце тоже круглое и желтое, только на него даже смотреть нельзя: глаза заболят. Не поверил барсук и на другое утро высунул нос из норы — ждет, когда солнце покажется. В это время летела мимо желтая бабочка, крыльями махала, да так быстро, что казалось, шар летит. Увидела бабочка блестящие глаза барсука — подумала, что это росинка блестит, и полетела к ней. А барсук смотрит — глазам своим не верит: летит прямо к нему желтое солнце! Сидит он, не шелохнется. А «солнышко» подлетело, уцепилось лапками барсуку за нос и стало усиками щекотать его. Барсук испугался, заурчал, лапками замахал — «солнышко» и улетело! А барсук спрятался в норе и думает: «Правду мама говорила — нельзя на солнце смотреть!» Мишка-гималаецВ высоких горах Гималаях жила медведица с медвежонком, и звали его, конечно, Мишкой, потому что так все медведицы называют своих медвежат. Был он черный, пушистый, с белой грудкой и блестящими черными глазами. Сидит однажды Мишка один. Прилетел к нему ветер пахучий. Повел Мишка носом и тоненько заурчал: — Чем-чем-чем так вкусно пахнет? — Виноградом амурским диким, малиной да земляникой, черемухой да шишками кедровыми, — отвечает ветер. У лакомки даже слюнки побежали. Зажмурился он и представляет, до чего это вкусно. Смотрит на него ветер пахучий, смеется: — Жить бы тебе, Мишка, там, откуда я прилетел: в краю за Амуром-рекой. Улетел ветер, а Мишке страсть как захотелось полакомиться! Как разревелся тут бедный сластена — горы Гималаи задрожали, с вершин камни посыпались! Медведица тут как тут, спрашивает: — Что стряслось? Кто тебя укусил? — Виноград! — ревет Мишка. Рассердилась Медведица и зарычала: — Что ты придумываешь разное? Ягоды не кусаются! И перрестань рреветь: горы на нас обррушатся! Замолчал Мишка и рассказал матери о краях, откуда ветер запахи принес. Подумала мать, подумала и, как донесся опять запах ветра пахучего, отправилась с сынком в далекие края. Идут — нос по ветру держат. Так и дошли до амурской стороны. Посмотрели — и правда, всего здесь полным-полно: и винограда, и малины, и орехов. Так и остались медведи гималайские у нас жить. Зимой не в берлоге, а в дупле дерева спят. И снятся им высокие горы Гималаи. Золотые соболиЗа гранитными хребтами, за отрогами-горами, по золотой пади течет Золотинка-река, волшебными золотыми ключиками позванивает. Отмыкают те ключики под землей родники-целебники да золотые жилы и намывают на берегах золотой песок. Пришел однажды к Золотинке-реке бор-кедрач, могучий бородач. Лоб наморщил, усы натопорщил, помел метлой — зеленой бородой и так сказал: — Я к тебе издалека, волшебница-река. Заболели у меня, занемогли собольки-зверьки. Мордочки кислые, хвосты обвислые, и мех не блестит — видно, смерть им грозит. Спаси, река, собольков, моих малых сынков. — Зови их ко мне! — сказала Золотинка, а сама принялась за дело. Отомкнула золотые ключиками родники-целебники. Зашипела вода в реке, закипела белыми пузырями. А тут как раз и соболи приковыляли. Золотинка-река стала мыть-купать — хворь сгонять. А как выкупала всех, сказала: — Ну а теперь, собольки, зарывайтесь в золотые пески, вдоволь высыпайтесь да здоровья набирайтесь. День спят соболи, и другой спят, а выспались — ожили вдруг: выскочили из песка, отряхиваются, смотрят друг на друга и не узнают! Мордочки веселые, глаза горят, лапки танцуют, коготки блестят. А мех-то, мех — золотой у всех. Стоит на берегу бор-кедрач, улыбается. А сам думает: «Медведь у меня за зиму отощал, зайчишка простудился, олень-рогач ногу ушиб — надо их тоже в Золотинке-реке искупать, пусть поправляются». КИРИЧЕНКО Эльвира Даниловна — график, член Союза художников России. Родилась в деревне Кожевниково Кемеровской области в 1939 году. В 1961 году поступила на художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института, а до этого в составе геологической партии объехала весь Дальний Восток, надышалась тайгой, впитала ее краски и звуки. Поэтому неудивительно, что дипломной работой стала серия графических работ «Дальневосточная фантазия», а последующее творчество подтвердило тонкое знание дальневосточной природы. С 1966 года работы Эльвиры Кириченко влились в палитру выставок: «Сон трав», «Тигр уссурийский», «Фазаны», «Таежная река», «Перламутровая тундра», серия «Сказки тайги» и др. С этого же времени художница начала сотрудничать с Хабаровским книжным издательством, оформила книги «Разговор с землей» Людмилы Миланич, «Приключения пингвиненка Сю Си» Григория Ходжера, сборник «Приамурье поэтическое», «Аленький цветочек» Аксакова, сборник стихотворений Пушкина «У Лукоморья». В 1970 году в Москве вышла в свет книга Эльвиры Кириченко «Сказки дремучей тайги», в которой она предстала не только как неординарный художник-график, но и как автор интересных текстов, в которых дальневосточная тайга раскрывается самыми потаенными уголками. Истории о харзе-плясунье, кабарожке, лисичках-хитричках, чудо-кабаненке, росомахе, древесной уточке и лотосе рассказывает старая Пихта-сказочница, и от ее внимания не ускользают черты характеров и повадки животных, их особенности. «Есть в тайге сказки короткие и есть длинные. Самую длинную знает Амур-великан. Начал он ее рассказывать, как родился. До сих пор сказывает, а она — слово за слово, слово за слово — да никак не кончится. Чудодейственна амурская сказка. Если солнце с вечера в воду Амура опустится да послушает ее, на другой день светить ярче станет. Сказка ему силы прибавляет...» Книга «Сказки дремучей тайги» была переиздана через несколько лет в Хабаровске большим тиражом. За свое произведение Эльвира Кириченко получила приз газеты «Комсомольская правда». Работы Э. Д. Кириченко (73 графических листа) находятся в коллекции Дальневосточного художественного музея. |
|||
|