Силуэт оленя

Олени, олени не дают спать, тревожат и волнуют душу.
Из дневника Семена Надеина

Семен НадеинСемен Александрович Надеин (1929–1982) знал об оленях все. С момента своего появления на свет на Сахалине, в маленьком эвенкийском стойбище Лог, он жил с ними бок о бок. Эвенк и олень — одно целое. Когда с двадцатисемилетним парнем произошел трагический случай, отнявший способность ходить, он стал вырезать из темной рентгеновской пленки оленей — стремительных, сильных. Тем, кому посчастливилось наблюдать за этим действом, казалось, что они живые.

Эвенки — кочевой народ, оленный. Как и положено, свои первые перекочевки Семен Надеин совершал в берестяной люльке, которую привязывали к спине самого смирного оленя. И тот аккуратно нес драгоценную ношу — будущего оленевода и охотника. Мальчик подрастал, его учили обращаться с копьем и арканом, ухаживать за оленями. Дедушка Семена Надеина помогал внуку познавать тайгу со всеми ее тайными знаками. И на охоту в самый первый раз с собой взял, когда тому было всего шесть лет. Подрос Семен и пошел в школу (правда, ненадолго, всего на четыре зимы), и там учитель Григорий Чинков — художник и поэт — научил его читать книги, открыл огромный мир литературы.

После Великой Отечественной войны Семен Надеин работал в оленеводческом колхозе, был сильным и ловким. О таких прежде говорили: «в тайге — как белка, в море — как утка». Удивительно, но о нем сложились не то были, не то сказки. В 1970-е годы в северный поселок Ноглики приехала экспедиция Сахалинского областного краеведческого музея, и этнографы услышали от бабушки Вакзук о смелом охотнике-эвенке Семене. А потом узнали, что это не выдуманный персонаж, и живет он в том же поселке в интернате для инвалидов и пенсионеров.

«Длинными больничными ночами не спалось. Чаще всего перед глазами вставали олени. Он помнил каждое животное в стаде, знал всех обитателей тайги. Одолевали картинки детства: дед у очага вырезает из бересты силуэты птиц и животных — любимые игрушки многочисленной детворы; мать рукодельничает, из-под ее ловких пальцев на праздничных одеждах появляются красивые вышивки...

Однажды Надеин попросил кого-то из друзей принести ножницы и кусок рентгеновской пленки. Неуловимо двигались пальцы, подчиняясь какой-то необузданной фантазии. И произошло чудо! С широкой ладони Семена полетел крылатый олень. Он-то и вернул Надеина к жизни, помог стать мастером самобытного искусства, мастером силуэта» (из статьи «Жизнь и сказка» сотрудника музея К. Я. Черпаковой, бывшей в той этнографической экспедиции).

Семен Надеин обладал редким даром — без предварительных набросков, на одном дыхании он мог вырезать сложнейший многофигурный орнамент, отдельные фигуры или целые композиции. Коллекция силуэтных композиций и аппликаций мастера, созданная по мотивам эвенкийского эпоса, а также его дневники, рукопись повести «Максим Канига», записанные им легенды, предания и сказки находятся в собрании Сахалинского областного краеведческого музея. В 1982 году в Южно-Сахалинске был издан сборник его сказок и рассказов «Энгеспал». Через четырнадцать лет в свет вышла одноименная книга, дополненная неопубликованными литературными произведениями и силуэтными композициями Семена Надеина. В 2010 году — альбом «Семен Надеин. Силуэты», подготовленный Валентином Калининым, бывшим научным сотрудником Сахалинского краеведческого музея.

Силуэт работы Семена НадеинаПо отцу Семен Александрович принадлежал к эвенкийскому роду, по матери — к негидальскому. Знал оба эти языка, но родным считал эвенкийский, а себя — эвенком. В 1966 году он закончил работу над составлением словаря сахалинского говора эвенкийского языка, включив туда 5 тысяч слов. Словарь дополнялся иллюстрациями автора и представлял собой три общие рукописные тетради. Ценнейший этнографический материал был приобретен в собственность Институтом языка, философии и истории Сибирского отделения Академии наук СССР.

Эвенкийские сказания, сказки, а потом и рассказы Семен Александрович писал на русском, вкрапляя в их ткань отдельные этнические термины. В них озаряется земля юлтэн — восходом солнца, сердится булдяр — море, рыбак проверяет уки — частокол для рыбной ловли, слышно бренчание кангалла — деревянных колокольчиков на шее оленя, машет крыльями ингки — рябчик, а в юрте чорама у огня слушают древнее предание об Ихэгдыкэне — мифическом человеке.

Елена ГЛЕБОВА