- Сказки: лабораторная работа
- Сказочные истории
- Сказка сказывается
- Все о Бабе-яге
- И смех, и слезы, и любовь
- Курочка Ряба и потерянный рай. Метафора в сказке
- Кот ученый
- Гарпанга
- Силуэт оленя
- Самый сильный
- Энгеспал
- Как Пота лису перехитрил
- Волшебная сила музыки
- Сказки моря
- Сказки дремучей тайги
- Сказки из старых тетрадей
- Слабость богатырская
- Почему сойка на солнце лает
- Пятнышки-пятнашки
- Звезда укажет путь
- Единое пространство культуры
- Театральный сезон
- Литература
- Дом народного творчества
- ЗИМИН Сергей Константинович
Олени, олени не дают спать, тревожат и волнуют душу. Семен Александрович Надеин Эвенки — кочевой народ, оленный. Как и положено, свои первые перекочевки Семен Надеин совершал в берестяной люльке, которую привязывали к спине самого смирного оленя. И тот аккуратно нес драгоценную ношу — будущего оленевода и охотника. Мальчик подрастал, его учили обращаться с копьем и арканом, ухаживать за оленями. Дедушка Семена Надеина помогал внуку познавать тайгу со всеми ее тайными знаками. И на охоту в самый первый раз с собой взял, когда тому было всего шесть лет. Подрос Семен и пошел в школу (правда, ненадолго, всего на четыре зимы), и там учитель Григорий Чинков — художник и поэт — научил его читать книги, открыл огромный мир литературы. После Великой Отечественной войны Семен Надеин работал в оленеводческом колхозе, был сильным и ловким. О таких прежде говорили: «в тайге — как белка, в море — как утка». Удивительно, но о нем сложились не то были, не то сказки. В «Длинными больничными ночами не спалось. Чаще всего перед глазами вставали олени. Он помнил каждое животное в стаде, знал всех обитателей тайги. Одолевали картинки детства: дед у очага вырезает из бересты силуэты птиц и животных — любимые игрушки многочисленной детворы; мать рукодельничает, из-под ее ловких пальцев на праздничных одеждах появляются красивые вышивки... Однажды Надеин попросил кого-то из друзей принести ножницы и кусок рентгеновской пленки. Неуловимо двигались пальцы, подчиняясь какой-то необузданной фантазии. И произошло чудо! С широкой ладони Семена полетел крылатый олень. Он-то и вернул Надеина к жизни, помог стать мастером самобытного искусства, мастером силуэта» (из статьи «Жизнь и сказка» сотрудника музея К. Я. Черпаковой, бывшей в той этнографической экспедиции). Семен Надеин обладал редким даром — без предварительных набросков, на одном дыхании он мог вырезать сложнейший многофигурный орнамент, отдельные фигуры или целые композиции. Коллекция силуэтных композиций и аппликаций мастера, созданная по мотивам эвенкийского эпоса, а также его дневники, рукопись повести «Максим Канига», записанные им легенды, предания и сказки находятся в собрании Сахалинского областного краеведческого музея. В 1982 году в Южно-Сахалинске был издан сборник его сказок и рассказов «Энгеспал». Через четырнадцать лет в свет вышла одноименная книга, дополненная неопубликованными литературными произведениями и силуэтными композициями Семена Надеина. В 2010 году — альбом «Семен Надеин. Силуэты», подготовленный Валентином Калининым, бывшим научным сотрудником Сахалинского краеведческого музея. По отцу Семен Александрович принадлежал к эвенкийскому роду, по матери — к негидальскому. Знал оба эти языка, но родным считал эвенкийский, а себя — эвенком. В 1966 году он закончил работу над составлением словаря сахалинского говора эвенкийского языка, включив туда 5 тысяч слов. Словарь дополнялся иллюстрациями автора и представлял собой три общие рукописные тетради. Ценнейший этнографический материал был приобретен в собственность Институтом языка, философии и истории Сибирского отделения Академии наук СССР. Эвенкийские сказания, сказки, а потом и рассказы Семен Александрович писал на русском, вкрапляя в их ткань отдельные этнические термины. В них озаряется земля юлтэн — восходом солнца, сердится булдяр — море, рыбак проверяет уки — частокол для рыбной ловли, слышно бренчание кангалла — деревянных колокольчиков на шее оленя, машет крыльями ингки — рябчик, а в юрте чорама у огня слушают древнее предание об Ихэгдыкэне — мифическом человеке. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|