Кот ученый

Лера Шишикина, 11 летКот — необычный и яркий персонаж в русском фольклоре: в сказках, пословицах, поговорках, фразеологизмах. Это аллегория человека с хитрецой, чуть ленивого, но очень обаятельного и умного. В сказках кот встречается под разными именами: Кот-баюн, Кот ученый («Руслан и Людмила» А. С. Пушкина), Кот Котофеич, Кот Котонаевич, Кот Серый Лоб, Котай Иванович, Котонайло Иванович, Котофей Иванович и некоторыми другими. Кошка же в отличие от кота лишь награждается различными, как правило, нелестными, эпитетами, но имени обычно не имеет.

В сказках кот фигурирует как самостоятельное действующее лицо (например, сказки «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот в сапогах»), тогда как кошка чаще выступает в роли сопутствующего персонажа, которого продают («Мудрая жена»), дарят («Про солдата»), демонстрируют царям и царевнам («Семь Симеонов») и т. д. Кот очень любим детьми, он мягкий, пушистый, ласковый, поэтому часто встречается и в детских песенках, пестушках, потешках, например:

Как у серого кота
Колыбелька золота,
Позолоченная.

Лиза Пискун, 11 летСуществует также множество фразеологизмов, в которых есть коты и кошки. Фразеологию по праву называют «сокровищницей языка», поскольку и сказки, и фразеологизмы отражают языковую картину мира любого народа, его ментальность, уникальность мышления. Сказки и фразеологизмы роднит одна важная общая черта — это метафорически свернутая информация о мире. Вот лишь некоторые уже подзабытые устойчивые выражения.

О самодовольной и кичливой личности говорили: «Кошка на грудь не ляжет». При большой бедности вздыхали, что нет «ни кошки ни ложки». Если человек не выспался, то отмечали, что ему «кошка спать не дала». Насмешливое выражение «кованый кот не пересигнет» применялось к людям высокого роста. Пожелание «залягай тебя кошка!» было выражением легкого недовольства и раздражения. Строптивого и несговорчивого человека сравнивали с «кошкой в дыбошке». Про неумеху в старину сказали бы, что он «кошке хвоста не завяжет». Все эти меткие русские выражения бережно сохранила сказка.

Традиционные народные представления о коте и кошке включают сказочно-мистический аспект. Черные коты — это спутники ведьм и колдунов, взаимодействующих с нечистой силой. Вероятно, дурное впечатление от этих мрачных персонажей перекинулось и на кота с кошкой.

Юля Чекмазова, 10 летСпособность кошки цепляться с помощью когтей за вертикальные поверхности (а в некоторых случаях даже за потолок!) метафорически нашла свое отражение в названиях различных предметов: абордажная кошка (крюк на канате, забрасываемый на вражеское судно при абордаже или на крепость при штурме); якорь-кошка — многолапый (как правило, четырехлапый) якорь (в отличие от обыкновенного, «двухлапого»); монтерские кошки (приспособление для перемещения по столбам линий освещения, электропередачи и т. д.); альпинистские кошки (насадка на ботинок для передвижения по льду и плотному снегу); «кошка» в значении «плеть» (с девятью и более хвостами, заканчивающимися твердыми наконечниками с крючьями, наносящими рваные раны).

Отдельно необходимо сказать о котах и кошках, которые мурлычут нам со страниц художественной литературы. Во множестве произведений они не просто гуляют сами по себе, а являются сюжетообразующими персонажами или даже главными героями. Котам уделяли пристальное внимание такие авторы, как Александр Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» (в известном всем вступлении, начинающемся со слов «У Лукоморья дуб зеленый»), Николай Наволочкин в сказке «Каникулы кота Егора». Вспоминается Морис Метерлинк и коварная Кошка в пьесе-сказке «Синяя птица», Редьярд Киплинг и «Кошка, которая гуляет сама по себе», Льюис Кэрролл и его «Алиса в Стране чудес» (такая необыкновенная улыбка Чеширского Кота!). Котов описали: Эдуард Успенский («Дядя Федор, пес и кот»), Олег Дивов («К10Р10»), Сергей Лукьяненко («Купи кота», «Мальчик и тьма»), Аркадий и Борис Стругацкие («Понедельник начинается в субботу», там есть замечательное творческое переосмысление пушкинского ученого Кота) и многие другие.

Саша Гаврилова, 11 летКстати, у кота, что «ходит по цепи кругом», по одной из версий, существовал реальный прототип, и звали его Семеном. А у кота Матроскина прототипов целых два, и это не коты, а люди. Эдуард Успенский писал Матроскина со своего приятеля Анатолия Тараскина (и созвучие фамилий не случайно, изначально Успенский и собирался назвать своего кота Тараскиным, но Анатолию эта идея по душе не пришлась, и кот стал Матроскиным). Второй же прототип — это Олег Табаков, озвучивший Матроскина. По признанию художницы-мультипликатора, она рисовала кота с голоса этого актера.

Нельзя также не упомянуть о крылатых выражениях, которые вышли из различных произведений литературы и кинематографа: «сильнее кошки зверя нет» (о человеке, которого считают главным, сильным, хотя он таковым не является; выражение возникло на основе басни И. А. Крылова «Мышь и крыса»); «уж мы их душили-душили, душили-душили...» («Собачье сердце» М. А. Булгакова; здесь компонент «кошка» не представлен явно, однако подразумевается контекстуально); «тренируйся вон... на кошках» («Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»).

Котам удалось пробраться даже в точные науки. В качестве примера можно привести известный мысленный эксперимент Эрвина Шредингера, которым он хотел показать неполноту квантовой механики при переходе от субатомных систем к макроскопическим (размерам привычного нам мира). Напомним кратко суть эксперимента: в закрытый ящик помещен кот. В ящике есть механизм, содержащий радиоактивное ядро и емкость с ядовитым газом. Параметры эксперимента подобраны так, что вероятность того, что ядро распадется за 1 час, составляет ½, или 50%. Если ядро распадается, то оно приводит в действие механизм, который открывает емкость с ядовитым газом, и кот умирает. Если ядро не распадается, то емкость остается закрытой, и кот остается жив. Проблема же состоит в том, что согласно квантовой механике, если над ядром не производится наблюдение (а ящик, как мы помним, закрыт), то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний — распавшегося и нераспавшегося ядра. Но тогда получается, что кот в ящике тоже должен описываться суперпозицией: он будет и жив, и мертв одновременно? Очевидно, что это парадокс. Таким образом, Шредингер показал, что квантовая механика неполна без некоторых дополнительных правил.

Маша Кириченко, 11 летС момента публикации статьи с описанием этого эксперимента прошло уже три четверти века, а образ кота Шредингера остается популярным и используется как в науке, так и в популярной культуре, где символизирует нечто как бы существующее, но в то же время как бы и нет. Обращаясь к сказкам, можно найти ближайший аналог в сказке «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», где, собственно, это «то — не знаю что» и является прямым аналогом кота Шредингера. Еще лучше данное сходство видно в авторской сказке Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца...», где это нечто называется «то, чего не может быть», но при этом оно разговаривает и принимает активное участие в развитии сюжета.

Представления о коте и кошке весьма разнообразны. Можно привести отрывок из народной (не библейской!) легенды о Ное. Когда Ной плыл на своем ковчеге по водам всемирного потопа, дьявол решил помешать ему и потопить ковчег. Он обернулся мышью и прогрыз борт ковчега, отчего тот стал наполняться водой, грозя затонуть вместе со всеми, кто был на нем (то есть со всеми живыми существами, которые вообще оставалась в мире). Ной, увидев это, снял свою перчатку и бросил ее на пол, и перчатка превратилась в кошку (видна метафора: у перчатки пять пальцев, из которых четыре примерно одинаковые, а пятый стоит отдельно и как бы «оттопыривается»; у кошки — четыре лапы и так же «оттопыривающийся» хвост). Кошка поймала мышь (дьявола, обернувшегося мышью), после чего тот исчез, а кошка прогрызенную дырку в ковчеге заткнула хвостом и таким образом спасла его от затопления.

Оля Немчинова, 10 летКоты долгое время были священными животными в Египте, в их честь возводились статуи и даже целые храмы. В других культурах и верованиях котам и кошкам также отводилось особое место. Они считались (и считаются) мистическими животными и в сказках часто сопровождают ведьм и колдунов.

Возможно, поэтому с кошками и котами связано множество народных примет и суеверий. Самое известное, конечно, это про черную кошку, перебежавшую дорогу. Мол, в этом случае путника ждет несчастье. А еще есть такие: если кошка спит, свернувшись клубком и прикрыв нос лапой — это к холодам. И наоборот — если кошка спит животом кверху, раскинув лапы, значит, можно ожидать потепления. А если кошка умывается «ни с того, ни с сего», просто так — то это она «гостей намывает», а чтобы кто-то приходил почаще — по примете, надо на плечо ему незаметно положить кусочек пуха из хвоста вашего кота.

Вот так кот и кошка заняли уютное место в русских сказках, фразеологии, приметах, литературе, кинематографе и даже в науке.

Иван ТУРКУЛЕЦ
Рисунки воспитанников студии изобразительного искусства «Жираф».
Педагог Ольга Николаевна Тлекова