Волшебная сила музыки

История о том, как появились музыкальные инструменты

Рассказывают старики: жил-де в старину молодец Лутоня. Сноровистый был, умелый, любое дело было ему по плечу. Ходил Лутоня по свету, глупых людей уму-разуму учил, у мудрых сам учился. Очень любил он песни и сказки и знал их огромное количество. Может, и не столько знал, сколько сам выдумывал. А поскольку был грамоте обучен, то взялся эти сказки записывать. Запишет на листок бумаги, выучит назубок, чтоб не позабыть, да потом и подарит этот листок такому же любителю. Вот и разошлись те сказки по земле нашей. И у меня есть несколько таких листочков. Вот, почитайте-ка...

Давным-давно жил на белом свете один человек. Жил он в лесу и был очень одинок. Родители его умерли, когда он был еще юношей, а где живут другие люди, он не знал. Каждый день покидал он свое жилище, чтобы добыть себе пропитание, и когда возвращался, должен был заново разводить огонь в хижине, потому что некому было хранить его очаг. Тишина царила кругом, ни один детский возглас не нарушал ее. Часто с грустью думал человек, что суждено ему состариться в одиночестве, не оставив на земле потомства.

Недалеко от его жилища на поляне росла ель — большое и красивое дерево. Человек часто любовался им, когда выходил из дома. Мощное и красивое, оно придавало человеку силы и уверенность. Но однажды в грозу молния расщепила и повалила его. На том месте, где прежде стояла ель, остался лишь высокий пень, из которого торчали длинные желтые щепы, а само дерево лежало рядом на земле.

Совсем загрустил человек. «Видно, Небеса прогневались на меня и хотят, чтобы я покинул этот край», — подумал он и уж совсем было собрался уйти, но для дальней дороги у него не оказалось ни крепкой обуви, ни нужного запаса пищи. К тому же человек не знал, куда идти, где искать сородичей. Поэтому он решил не спешить и тронуться в путь, когда все будет готово. Недалеко от того места, где он жил, протекала большая река, по которой каждую весну на нерест поднимались бесчисленные стада лосося. Человек решил, что лучшего запаса для дальней дороги, чем сушеная рыба, ему не найти, и стал каждый день ходить на рыбалку. Однажды он ушел на реку, взяв с собой только сеть, берестяной короб для рыбы и небольшую дубинку.

А в это время через поляну, на которой лежало поверженное молнией дерево, шел молодой веселый медведь. Была весна, жизнь бурлила в его жилах, медведь часто останавливался, чтобы почесать когти о ствол ближайшего дерева или просто пореветь от радости, которая переполняла все его существо. Увидев большой расщепленный пень, медведь очень заинтересовался. Он подошел ближе, потянул носом терпкий смолистый воздух и тронул лапой длинную острую, как копье, щепу. Щепа отозвалась долгим звуком, похожим на жужжание пчелы. Медведь тронул щепу повторно, и звук повторился. И так понравилось медведю это занятие, что он забыл обо всем на свете. Когда человек вернулся с рыбалки, медведь не заметил его и продолжал увлеченно дергать щепы, заставляя их звучать на разные лады.

Человек растерялся, потому что он не взял с собой в лес ни лука, ни стрел, ни копья. Из оружия у него с собой была только небольшая дубинка, которую он прихватил так, на всякий случай. И все же он справился со своим страхом и решил прогнать непрошеного гостя. Он незаметно подкрался к стволу поваленной ели, что было сил, ударил по ней дубинкой и громко закричал. Но медведь ничуть не испугался, ведь это был молодой и веселый медведь. Ему очень понравилось, что кто-то подхватил его забаву. Он опять дернул щепу и весело заревел как раз в тон звенящему дереву. Человек вновь ударил по стволу дубинкой. Но то ли случайно, то ли нарочно, он сделал это так ловко, что звук его удара как бы сам собой вошел в медвежью музыку, нисколько не нарушив ее. Медведь вновь заревел весело и одобрительно. А человек понял, что ему нечего бояться и стал бить по дереву палкой чаще и ловчее.

Вскоре на поляну стали собираться другие звери. Самыми смелыми оказались волки, потому что их было много, и они могли постоять за себя. Волки дружным воем отозвались на задорный медвежий рев, и это оказалось совсем не страшно, не то что зимней ночью в глухом лесу. Птицы тоже приняли участие в общем веселье: они свистели, чирикали, гукали на разные голоса и делали это увлеченно, жизнерадостно и очень красиво.

Вдруг на поляне показались люди. Их было много, и они были вооружены луками и стрелами. Это были охотники, прибывшие из дальних мест. Много дней провели они в пути и очень обрадовались, когда напали на следы множества зверей. Когда же они пошли по следам и услышали впереди необычные звуки, то решили сначала повернуть назад. Но раздававшаяся впереди музыка манила и разжигала их любопытство. Опасливо выставив свое оружие вперед, люди пошли к поляне. Когда они увидели играющих поющих и даже танцующих зверей и птиц, они опустили луки и копья и долго не могли прийти в себя от изумления.

Постепенно им передалось всеобщее веселье, и они по одному начали присоединяться к лесным музыкантам. У охотников не было с собой никаких музыкальных инструментов, и они стали подыгрывать звериному оркестру, дергая тетивы своих луков. Получилось очень красиво.

Долго веселились звери, птицы и люди. Целую неделю продолжался их праздник. Многие встретили на этой поляне свою пару. И когда праздник закончился, птицы улетели вить гнезда, звери отправились рыть норы, устраивать свои логова, а человек присоединился к чужеземцам и ушел с ними в дальнее становище. Молодой веселый медведь, с которого и начался этот праздник, отломал от елового пня длинную тонкую щепу и подарил на память человеку.

И потом, много-много лет подряд, когда наступала весенняя пора, человек возвращался на старое место, зажимал в зубах тонкий язычок, выструганный из еловой щепки, и подергивая его, издавал долгий, протяжный звук, похожий на жужжание пчелы. На этот призывный звук на заветную поляну вновь собирались все окрестные звери и птицы, и каждый год на этой поляне шумел большой и веселый весенний праздник, главными музыкантами на котором были человек и его старый знакомый — медведь.

Деревянный язычок часто ломался, поэтому со временем человек стал делать его из кости, а потом и из металла, и назвал этот инструмент варганом. Ствол упавшего дерева сгнил и не звучал больше так громко и весело, как в первый раз, пришлось заменить его сначала полым обрубком толстого дерева, а затем кто-то придумал натягивать на деревянный обод кожу. Новый инструмент получил название барабан. Луки, на которых было всего по одной тетиве, заменили инструментами с многими тетивами, которые стали называть струнами. А чтобы их звуки были громче, струны натягивали на длинные деревянные ящички разных форм и размеров. Ящички со струнами гудели то весело и радостно, то глубоко и торжественно. Они особенно полюбились людям и служат им до сих пор. Теперь мы называем их гусли.

И много еще музыкальных инструментов придумали люди. Много названий дали им на разных языках. Давно уже нет на свете того храброго человека, его друга-медведя, тех веселых и музыкальных зверей. Да и заветная поляна давным-давно исчезла с лица земли. Многое изменилось на планете за тысячи лет... Но и сегодня, как в те далекие времена, волшебная сила музыки способна собрать в одном месте и примирить даже самых смертельных врагов.

Сергей МАКАРКИН


Сергей МакаркинМакаркин Сергей Николаевич живет во Владивостоке. Руководитель вокальной студии, участник фольклорного ансамбля «Традиция» Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева. В прошлом научный сотрудник лаборатории славянского фольклора и этнографии Арсеньевского музея, участник ряда фольклорных экспедиций по Приморскому краю в 1992–2001 годах, организатор ежегодного молодежного фестиваля неэлектрической музыки «Равноденствие» во Владивостоке. Еще бессменный Дед Мороз на новогодних праздниках в детских садах и школах.

Сергей Макаркин пишет песни и сказки для детей и взрослых, и, как говорит сам автор, почти все они категорически несерьезны. Но все в них, до последнего слова, — чистая правда.

На концертах Сергея Макаркина можно услышать речевые импровизации в стиле балаганных дедов начала XX века, которые он записывает, а затем складывает в истории и сказки. «Некоторые из них похожи на то, что рассказывали нам в приморских деревнях дедушки и бабушки, — говорит Сергей. — Иногда я и сам не разберу, где в этих историях кончается подлинный экспедиционный репортаж и начинается моя выдумка. Да и выдумка ли? Кажется, я где-то это все уже слышал...»