Сказки: лабораторная работа

Елена ГлебоваСамую первую сказку, которая отчетливо запомнилась, рассказала мне прабабушка Евдокия. Это была история про хитрую козу-дерезу, которая «бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек», и из-за которой дед незаслуженно наказал бабку и внучку. И хотя обман в конечном итоге раскрылся, и дерезу с позором выгнали, у меня оставался вопрос: почему дед так легко повелся на лживые речи козы и ни в грош не поставил своих близких? И только во взрослой жизни убедилась, что похожие «сказочные» ситуации и люди, подобные козе-дерезе, совсем не редкость. Верна поговорка: сказка ложь, да в ней намек...

«Спрашивает человек сказку, а она ему отвечает о смысле земной жизни...» Эти слова русского философа Ивана Ильина помогают заглянуть в самое сердце сказки. Внимательный взгляд позволяет увидеть и понять, что такое добро и зло, красивое и безобразное, искреннее и ложное. Ильин называет сказку первой, дорелигиозной философией народа, его национально-духовной лабораторией. И действительно, в этом уникальном источнике сконцентрирована история этносов, их понимание бытия. Выдающийся русский фольклорист Александр Афанасьев не только видел в русских сказках следы древнеславянских мифов, но и утверждал, что в народных преданиях очень многое «из непосредственного наблюдения явлений природы».

Ученые-сказковеды поднимают эти культурные пласты и считывают информацию о взаимоотношениях наших далеких предков с миром, о древнейших обычаях и обрядах, о психологии людей тех «сказочных» эпох. И вот уже баба-яга с ее костяной ногой не просто старуха из глухого леса, а воительница, надежный страж на границе между мирами. Сказка о Курочке Рябе — история о потерянном рае. В портрете русского властителя тайги и зверья — Лешего так много общего с Мэнквом, который встречается в сказаниях сибирского народа манси и своим происхождением восходит к мифу о сотворении всего живого на земле. Ворон Кутх у ительменов одновременно и прародитель, и любимый герой сказок, причем в одних он предстает защитником слабых, в других — хитрецом и пройдохой.

Вот и мы решили почитать сказочные истории. Наши авторы — филологи, исследователи, преподаватели, аспиранты — предложили интересные комментарии к известным сказкам, открывая порой совершенно неожиданные вещи. И тем увлекательнее погрузиться в сказки из старых тетрадей, которые записаны еще в 1930-х годах дальневосточным писателем Михаилом Беловым на Чукотке, в середине прошлого века энтузиастами-фольклористами Е. Н. Сыстеровой и Е. А. Ляховой в Приморье. Уловить отголоски мифов и преданий первобытных народов в «Сказках моря» Виктора Квашина — путешественника, сотрудника музея Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН. В основе сказочных историй Сергея Макаркина тоже подлинные народные сюжеты, добытые им в этнографических экспедициях. Автор порой сам не знает, где заканчивается экспедиционный материал и начинается его собственная фантазия. А вот герои былей, написанных Александрой Загорулько, абсолютно реальны — молодцы и красны девицы из приамурского села Екатерино-Никольского. Просто за давностью лет воспоминания о них приобрели сказочные черты.

Елена ГЛЕБОВА