Притягательность мечты

На набережной Комсомольска-на-Амуре есть особый знак — памятник первостроителям, установленный в 1982 году. На высоком постаменте пять бронзовых фигур — инженер, девушка, рабочий, геодезист, солдат. Они словно только что сошли с парохода и напряженно всматриваются вдаль, туда, где среди тайги им предстоит построить город. Известный российский скульптор, ленинградец Сергей Кубасов создал этот монумент в стиле реализма, но со временем в «Первостроителях» отчетливо проступили символические черты Комсомольска-на-Амуре, который всего за несколько десятилетий стал сбывшейся мечтой тысяч молодых людей. Отсюда второе название, когда-то широко известное, — Город юности. Он по-прежнему очень молод: в мае 2022 года ему исполнилось девяносто.

Николай Чувакин. Портрет мостостроителя. 1979. Холст, маслоКомсомольск начинался с палаток и землянок, приехавшие сюда добровольцы работали в условиях сурового дальневосточного климата, в отсутствие элементарных удобств и нормального питания, но сил прибавляли мечта об идеальном городе и вера в светлое будущее. Сегодня мы назовем это мужеством, а 90 лет назад происходящее воспринималось как важнейшее дело жизни. Подтверждение в строках из дневника первостроителя Комсомольска-на-Амуре, дальневосточного писателя Александра Грачева, написанных в 1934 году: «Только прошлую зиму была тайга, а сегодня ее нет. Выросли большие светлые дома. Тем больше чувствуется волнение в душе, когда видишь, как поднимаются ввысь сооружения ТЭЦ, корпусов сборочного цеха, инструментального, доков и т. д. Да, велика сила людей, руководимых партией, не жалеющих собственных жизней за благо будущего человечества. Эти чувства проникают глубоко в душу, когда на твоих глазах творятся рукотворные чудеса».

Комсомольск-на-Амуре в одночасье стал городом-символом, где зарождалось будущее молодого советского государства. Его окружал романтический ореол энергии созидания, а те, кто рискнул отправиться в далекий незнакомый край, причислялись к лучшим людям страны. Это кажется невероятным, но уже через год после начала строительства здесь вышел первый литературный сборник «Комсомольск» со стихами и рассказами первостроителей. Город притягивал художников, а все, что они написали «с натуры», сегодня воспринимается как документальное свидетельство времени.

Владлен Васильев. Комсомольск. 1960-е. Бумага, офортВ художественной летописи Комсомольска много имен. В 1932-м сюда приехал выпускник Ленинградского художественного училища Георгий Цивилев. Он корчевал тайгу, прокладывал первую узкоколейку и одновременно рисовал. Пройдет немного времени, и Цивилев станет главным художником городского клуба, будет создавать эскизы декораций и костюмов к первым спектаклям, организует художественную студию, воспитает первых учеников — Н. Драчева, Н. Иванова, А. Абросимова, Н. Деревцова... В разные годы строительству Комсомольска и его людям свои произведения посвящали А. Васильев, А. Шишкин, В. Высоцкий, Е. Короленко, Г. Зорин, А. Абросимов, Н. Муравлев и другие дальневосточные мастера.

В 1934 году из Ленинграда приехала выпускница Академии художеств по классу Петрова-Водкина Евгения Эвенбах, собравшая за четыре года уникальный этнографический материал и создавшая серию акварелей и автолитографий «По Амуру». Тогда же в Комсомольске работали москвичи Хоскель Сандлер и Софья Витухновская, писали портреты и пейзажи, создавали эскизы декораций для местного театра. Именно они организовали здесь первую городскую художественную студию и провели первую выставку, посвященную 10-летию ВЛКСМ, а спустя почти тридцать высказали идею о создании картинной галереи и многое сделали для ее воплощения.

Ольга Бескровная. Шпиль, освещенный на закате. 2019. Холст, маслоК 90-летию Комсомольска-на-Амуре городской музей изобразительных искусств совместно с Гродековским музеем подготовил художественную выставку «Город-на-Амуре» из собственного собрания. Живописные и графические работы охватывают девять десятилетий и создают объемный и абсолютно живой образ Города юности.

Елена ГЛЕБОВА