Вадим Шутый. Мотив дороги

Деревенский домик. 2017. Холст, масло. 60 х 50Творчество дальневосточного художника Вадима Шутого предлагает зрительскому вниманию то радостное возбуждение путешественника, который неожиданно для себя открывает новые грани ощущения мира. Его пейзажная живопись очаровывает нюансами цветовой палитры природы, обостряя наше чувственное восприятие.

Золото сопок. 2018. Холст, масло. 60 х 80«Живопись — это мой мир и мой образ жизни», — эти слова Вадима Шутого определяют его художественный принцип как стремление постичь сущность живописного колорита. Природа и живопись, по сути, тождественные слова. Такое ощущение, что невидимый творец Вселенной на планете Земля посредством природы изучает гармонический строй цвета, формы. Общеизвестно, что природа животворящая сущность: к ее структурам можно прикоснуться, вдыхать запахи, прислушиваться к звукам. Но как постичь глубины визуального чувствования Красоты, которая отражает всеобъемлющий характер Вселенной? Вадим Шутый открыл свое сердце именно живописным качествам природы, этому волшебному миру. Художник воспринимает каждый пейзаж как новый мотив живописности. В беседах он восхищается ландшафтами конкретного места, подчеркивая характерные пространственно-рельефные различия, особенности колорита от солнечного освещения. Искренняя преданность художника гармонии окружающего природного мира волей-неволей привлекает поклонников живописного пейзажа.

Зеркало реки. 2016. Холст, масло. 60 х 80Реалистический пейзаж, на самом деле, один из самых трудных видов живописи. В нем есть много соблазнов, в частности, пойти по пути натуралистического приема, усилить цветовые эффекты или свести изображение к формальному академизму и т. п. Делакруа в своих размышлениях отмечал, что реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности. Вадим Шутый нацелен не на формальные поиски передачи светописи, а стремится проникнуть во внутренний контекст выбранного места как микрокосма необъятного мироздания. Он исследует пластичность гармонии окружающего мира, поэтому ему интересны и сельские пейзажи с неуклюжими заборами, под тенью которых скромно прячутся полевые цветы, и разросшиеся травянистые лабиринты. Под внешней непривлекательной обыденностью открывается другая жизнь. Взгляд художника сродни свету, проникающему в богатство живописных нюансов каждого фрагмента природы. Через эти, на первый взгляд, простые вещи нам открываются глубины бытия, и эти глубины показывают нам собственную душевность, ту лирику, которая часто, как роса, неприметно переливается в нашем эмоциональном мире тонких вибраций.

Утро, порт, Подъяпольское. 2018. Холст, масло. 60 х 80

Художник приглашает нас по-другому взглянуть на окружающий мир: открыв живописную бездну, появляется желание выйти на природу и поймать этот осязаемый на картине шепот листьев, игру солнечного света, то высветляющую цвет растений, то раскрывающую глубину богатства цветового пятна своими бликами, тем самым выстраивая увлекательные коллизии светотени. В таких композициях темные сельские домики или фигуры людей являются уже не стаффажным элементом, а динамичной частью сюжета композиции. Любуясь художественной изысканностью старого дерева, из которого сделаны стены домов, заборы, цветовыми рефлексами на окнах, шагая взглядом по осенним огородам, мы неожиданно обнаруживаем, что думаем о ритмах жизни, наполняясь смысловой реакцией. Через пластическую красоту мгновений жизни мы проникаемся поэтическим величием нашего мира, сила художественного восприятия поднимает нас над обыденностью.

Любопытно, что в городских панорамах, пейзажах с храмовыми комплексами также доминирует природный лейтмотив своей естественной текучей живописной фактурностью. Эстетический восторг охватывает, когда рассматриваешь богатую гамму серо-коричневой палитры деревенских дорог, осязаемо ощущаешь глубину снежного покрова, то искрящегося серебром, то покрытого сине-фиолетовыми и сложнейшими охристыми оттенками теней от окружающих предметов. Понятен замысел художника передать подлинность зрительного впечатления, и погружаясь вместе с ним в тональность, открываешь образ идеального мира, где всецело существует Живопись как возможный дар человека соединиться всей своей сенситивной сущностью с природным миром. И чувствительный зритель сопричастен видению художника. Это уровень той философской категории, в которой человек — творец, создающий качественно новую реальность — мир Прекрасного как наивысшую эстетическую ценность.

Храм архистратига Михаила. 2017. Холст, масло. 60 х 80Обычно визуальное восприятие человека настроено на интенсивные краски природы. Конечно, осенние и летние пейзажи эффектны феерией цветовых аккордов. Это самое активное для пленэров время. Пленэр для Вадима — это особое состояние, он впитывает звуки и краски природы как необходимый и естественный воздух для художника. Но и летние, и осенние пейзажи в его творчестве, как правило, включают пространство воды. Насыщенные зеленые, красные, желтые цвета этих сезонов обладают плотной материальностью. И Вадим «притушивает» эту насыщенность чистых цветов сложными колористическими сцеплениями рефлексов: деревья мягко растворяются в небесных просторах или на фоне далеких гор, а зритель вслед за отражениями склонившихся деревьев проникает в глубины воды, ощущая ее холод; слушает всплеск от погружения темных серо-коричневых камней, а светоносные блики озвучивают перекаты, и гармоничны фигурки детворы у лодок, — какая разнообразная жизнь! — эти ассоциативные образы рождаются благодаря богатству тональных отражений. Если нет воды, то будут убегающие дороги, тропинки и спускающиеся тенями к ним деревья, — те обычные реалии, которые требуют пристального внимания художника, чтобы они обрели выразительную значимость в общем образном содержании. Качество пейзажности, в принципе, определяется категориями пространственности, воздушности, и такое ощущение, что Вадим достигает этого с легкостью. Живописные композиции у художника не закованы в цветовые границы, плавные стекания и переходы тонов друг в друга позволяют глазу не спеша наслаждаться цветовой мелодичностью пейзажа. И при этом возникают поэтические сочетания слов, например, «блюз тишины», семантически подчеркивающие изысканный колорит художника.

Частный сектор. 2018. Холст, масло. 50 х 60У Вадима Шутого много морских пейзажей. В них художник позволяет более звучные контрасты, но они связаны со светописью общего пространства и цвета материальных форм: небо, вода и корабли, лодки у пирса, скал. Тем не менее мы и здесь наблюдаем тонкие соотношения цветовых тонов в изображении кораблей (а гамма отражения кораблей как будто на полноты тише), причем многоуровневой разработки: в пределах одного цвета (например, зеленого, синего); в приближенном по насыщенности сочетании цветов друг с другом и рефлексами воды, солнца, создающие еще более тонкую моделировку нюансов. И при этом свет объединяет центральный план и с воздушным пространством, и с глубиной воды (которые также имею свою тональную палитру), — так все части пейзажа служат единой живописной идее — мотиву взаимопроникновения света и цвета. Зритель это воспринимает через интуитивное тяготение к красоте колоритов.

На реке Силинке. 2018. Холст, масло. 60 х 50Вадим Шутый в своем живописном творчестве органично соединяет композиционный импрессионистический прием с разработкой реалистического видения. Многие ли замечают красоту поздней осени, когда желтый цвет преображается в чуть золотистые лучики прореженной листвы? Или любуются ранней весной, когда холодный свет отступающей зимы становится теплее и, освещая голые стволы деревьев, окрашивает их в охристые, бежево-розоватые тона, а чистый белый тон берез постепенно приобретает еле уловимые пастельные оттенки? И когда мы увидим такие пейзажи у Вадима Шутого, то поймем, насколько чувствителен и сентиментален наш душевный настрой. Художник верен действительности и избирает особенности местности, как будто хочет до совершенства развить зрительное восприятие: к палитре переходных состояний природы он присоединяет разнообразный колорит воды с отраженными золотистыми лучами, с опрокинутым цветом оттаивающей земли в гладь воды, со стволами деревьев трудноуловимого тона, а небо ясным голубым цветом плескается в этом колорите отражений. Вдохновение и радость бытия живет в этих пейзажах.

Морозное утро. 2012. Холст, масло. 60 х 80Если в целом охватить живописное творчество Вадима Шутого, то в большинстве картин обнаружим мотив дорог, притягивающих к себе взгляд цветовыми эластичными мазками и уводящих за поворот, в невиданные дали. Возможно, этот мотив отражает кредо художника, устремленного в постижение живописного мира Красоты.

Откуда же этот художественный дар глубоко чувствовать сущность красоты природы?! Вадим Шутый отвечает, что его детство пропитано запахом масляных красок, и отец был настоящим художником, любящим свое дело. Живопись — та естественная среда, в которой он родился, рос и сейчас продолжает идти по широкой дороге творчества.

Ольга ПРИВАЛОВА


ШУТЫЙ Вадим Борисович. Родился в Хабаровске в 1971 г. После долгих переездов семья поселилась в Красноярске, где он получил среднее образование и окончил детскую художественную школу имени В. И. Сурикова. В 1986 г. поступил в Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова и окончил его в 1991 г. С 1993 г. живет в Хабаровске. В 1999 г. поступил в Хабаровский государственный педагогический университет, в 2004 г. завершил обучение по специализации: «Изобразительное искусство». Дипломная работа «Старый Хабаровск» (пейзаж, х., м.) получила оценку «отлично». Еще студентом принимал участие в городских, краевых, региональных и международных выставках. До вступления в Союз художников РФ провел три персональные выставки. В 2012 г. принят в члены СХ России. В последние годы главным направлением творчества стали монументальные росписи православных храмов российского Дальнего Востока.