Нити судьбы

Сидомукти – узор, украшающий парные батики новобрачныхБатик и икаты — ткани ручной работы, в которых сплелись мотивы тринадцати тысяч островов удивительной страны — Индонезии.

Индонезийский текстиль — тема неисчерпаемая. Впервые мы попали в студии, где делают картины на хлопке и шелке, во время экскурсии в буддийский храм Боробудур VII–IX веков на Центральной Яве. В мастерской художника, который гордо называл себя «профессором батика», слушали увлекательный рассказ и приобрели четыре небольшие картины на хлопке. Через восемь месяцев, за две недели до возвращения домой, вновь поехали в студии батика. Захотелось привезти рукотворные картины, чтобы показать дальневосточникам удивительный мир индонезийского текстиля. Так мимолетное, как тогда казалось, увлечение переросло в любимое дело жизни. Выставки в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, проект «Индонезия — любовь моя» с лекциями и видеобеседами — все это посвящено уникальному этническому искусству жителей индонезийских островов.

Не будет преувеличением сказать, что батик — ярчайшее явление индонезийской культуры и искусства, потому что это своего рода энциклопедия жизни народа.

История возникновения батика уходит в глубину веков. Родина батика — индонезийский остров Ява. Нигде он не достиг такого совершенства по технике изготовления и богатству узоров, как здесь. Традиционные индонезийские батики изначально были связаны с представлениями о легендарных прародителях яванского народа по женской линии и олицетворяли силу женских предков. Поэтому они нередко служили приданым. Некоторые из батиков использовались в особых ритуалах, их приносили в жертву королевским предкам, покрывая гробницы яванских монархов.

Прием на высоком уровне. Все гости в традиционных рубахах из батикаДля индонезийцев во все времена батик был не просто тканью для одежды и предметов домашнего обихода, он имел глубокий философский смысл, а кроме того, через батик прививались хороший вкус и изящные манеры. Символика мотивов выражает желания и стремления человека. Особенно широкое распространение имели благопожелательные мотивы. Например, сидомукти — узор, который до сих пор украшает парные батики новобрачных. Он состоит из традиционного набора повторяющихся мотивов: рассыпанные зерна риса, дерево жизни, крылья орла Гаруды на фоне храма. Это символы покровительства богов в семейной жизни и пожелание молодым иметь большое потомство.

Символические мотивы батика одной общины отличаются от других, поскольку тесно связаны с обрядовыми ритуалами, обычаями определенной местности, и формировались они в течение долгого времени. Батик строго различался по предназначению, поскольку сопровождал человека на протяжении всей его жизни: рождение, взросление, замужество (женитьба), беременность, появление ребенка, болезнь, смерть. Каждому событию предназначался батик с определенным изображением, но были и такие ткани, которые могли носить только представители королевской крови и привилегированных сословий острова Ява. Например, с мотивом паранг русак. Таким образом, батик указывал на социальный статус владельца.

Нанесение узора на натуральную белую ткань горячим воском  с помощью чантингаВ былые времена законодателем нравов и вкусов на Яве являлся Кратон — двор султана, куда строго отбирались придворные мастера для изготовления королевского батика. Эти люди должны были обладать не только высокими профессиональными навыками, но такими достоинствами, как чистое сердце, открытая душа, благожелательность, спокойствие, терпение, ведь индонезийцы до сих пор верят, что через батик можно повлиять на судьбу человека.

Технология изготовления батика очень сложна. Эта кропотливая работа требует немало терпения, внимания и времени. Изначально узор наносится на натуральную белую ткань горячим воском вручную либо при помощи чантинга — маленького медного сосуда с герметично впаянным носиком. В других случаях используют штамп. Батик, расписанный при помощи чантинга, называют батик тулис (от слова «писать»). Этим способом делают и ткани, и картины. Батик, сделанный при помощи штампа — батик чап. Так расписывают ткани, шарфы, предметы домашнего обихода.

Так рождаются узорыЗатем полотно окрашивают первым цветом, закрепляют рисунок раствором кислоты, выдерживают поочередно на солнце и в тени и снова воском закрывают определенные окрашенные участки. Повторяют до тех пор, пока не нанесут на ткань все необходимые цвета. В конце работы картина или ткань имеет вид твердой восковой корки, от которой избавляются путем кипячения ткани в растворе соли и соды. Батик, сделанный таким способом, не линяет и не выгорает на солнце, его можно стирать и гладить горячим утюгом. Рисунок получается двусторонний, очень выразительный и четкий. Раньше для окраски применяли только растительные и минеральные красители, сейчас цветовая гамма расширилась благодаря современным химическим краскам. Но до сих пор на Яве есть студии, где для изготовления тканей для одежды используют только натуральные краски, полученные из природных материалов. Особой популярностью пользуются ткани в коричнево-сине-белой цветовой гамме. Это традиционные цвета индонезийского батика.

В Кратоне, где сейчас находится резиденция ныне здравствующего султана Хаменкубувоно Х, часть территории отдана под музей. Здесь есть зал батика, представляющий ткани с множеством мотивов, имеющих особое значение и предназначение. Подписи помогают разобраться в сложной символике узоров, а на фотографиях можно увидеть членов королевской семьи, облаченных в драгоценные ткани (у нынешнего султана одна жена и пять дочерей). Так необычно, но красиво и достойно сочетание военного голландского мундира и длинной юбки саронг из традиционного батика. А за стенами Кратона под навесом сидит женщина, которая спокойно и уверенно наносит восковой узор на очередной отрез хлопчатобумажной ткани длиной около 2,5 метра. Работа эта может длиться три месяца и больше в зависимости от сложности узора. Это традиции, они святы, их принято сохранять и беречь, и совершенно не важно, сколько времени и сил отнимает старинное ремесло.

Батик на деревеУзоров, украшающих батики Центральной Явы, насчитывается несколько тысяч. По типу декора их можно разделить на три большие группы: с геометрическим орнаментом, который часто имеет диагональное расположение рисунка, растительными и изобразительными (или космогоническими) мотивами. Самой древней считается первая группа, к которой относится один из самых известных мотивов паранг русак в виде s-образных спиралей-парангов, восходящих к временам неолита. Как говорят старинные легенды, этот узор видели в своих озарениях и во снах яванские монархи. Мотив паранг русак олицетворяет идею бессмертия и вечного круговорота жизни.

Батики, имеющие чисто растительный характер, довольно редки. Чаще в таком узоре соединен растительный мотив семен (побег) или упругие бутоны и цветы священного лотоса и сдвоенные крылья орла Гаруды — это символ гармонии Вселенной, что так характерно для индонезийской мифологии.

В моей коллекции индонезийских «чудес» есть плоские кожаные куклы яванского теневого театра ваянг, покрытые искусной сквозной резьбой. Оказывается, эти филигранные рисунки на поверхности кукол близки по содержанию к узорам батика. Многие талантливые индонезийские резчики кукол до сих пор создают еще и рисунки для тканей батик, которые потом женщины воплощают в жизнь.

Один из видов икатов – сонгкет, когда поверх основных нитей, обычно шелковых, накладывается узор из золотых или серебряных нитейВ частном музее батика выставлены отрезы изысканных тканей батик XVIII–XX веков, и среди них есть чудесные работы китайских мастериц, живших когда-то в Индонезии. Здесь посчастливилось увидеть образцы батика на дереве (маски Центральной Явы), а позже удалось попасть в деревню далеко в горах, где этим ремеслом занимаются мужчины и женщины. Множество масок, деревянных плоских кукол театра ваянг, сувениров, сабо изготавливается именно в этой технике. Принцип тот же, что и для ткани: горячим воском с помощью чантинга наносят узор на дерево, погружают в красящий раствор, после просушки на солнце снова наносят восковой узор на окрашенные участки. Для удаления воска варят все предметы в чане, затем шлифуют до состояния бархата либо покрывают полировочным составом.

Не менее знаменит другой вид индонезийских тканей — икат. Полотна сотканы на довольно примитивных деревянных станках — ручных, ножных и даже пояснично-ножных. Но главное заключается в том, что нить прокрашивается по размеченному узору до того, как попадет на ткацкий станок. Стоит посмотреть, как и где это происходит, создается впечатление, что попадаешь в далекое прошлое. Икаты бывают продольные и поперечные, в зависимости от того, какая нить окрашивается — основы или утка. На натянутых на раму станка нитях размечается узор, затем нити снимают, собирают в пасмы (пучки) и крепко перетягивают растительным волокном те места, которые не будут окрашены первым цветом (обычно это цвет основного фона). Затем, поочередно снимая перевязи, окрашивают и остальные участки нити, после чего их вновь натягивают на раму станка в строго определенном порядке. Остается самое простое — соткать полотно, и делают это только женщины.

ИкатКак правило, продольные икаты — штучные вещи: покрывала, коврики, скатерти, украшения на стену. Все операции по разметке узора, увязке, окраске выполняют мужчины. При изготовлении поперечных икатов нить основы остается однотонной, а окрашивается непрерывная нить утка. Так можно соткать полотно длиной до 120 метров. Эти ткани для одежды, часто они тонкие, почти прозрачные. В настоящее время для икатов используют нити как натуральные, так и синтетические. Но на мировом рынке, естественно, ценятся икаты из натуральных волокон, окрашенные природными красителями. На некоторых индонезийских островах для изготовления икатов прядут хлопчатобумажную нить.

Самый сложный из икатов — герингсинг, или двойной икат, когда окрашиваются для узора обе нити, основы и утка. Это ритуальные ткани, их практически невозможно купить, порой на изготовление одного предмета уходит от двух до пяти лет. Другой вид икатов — сонгкет, когда поверх основных нитей, обычно шелковых, накладывается узор из золотых или серебряных нитей (ткут его одновременно с основными нитями). Девочек учат этому ремеслу с семи лет, и к моменту замужества они должны уметь ткать по памяти не менее двадцати узоров — своих собственных или которым их научили в семье женщины старшего поколения.

Герингсинг – двойной икатВот далеко не полный перечень островов Индонезии, где ткут икаты: Сумба, Флорес, Калимантан, Тимор, Ява, Ломбок, Бали. Икаты традиционно имеют геометрический рисунок, он расплывчатый, как бы «дрожащий», что обусловлено технологией изготовления. Мотивы икатов могут иметь этническое, ритуальное или символическое значение, каждый остров придерживается своих определенных символов и цветовой гаммы. Так, на острове Сумба в узорах часто присутствует образ коня, потому что здесь разводят лошадей. Мастера Сумбы часто совмещают икат и вышивку ракушками и семенами. А на острове Тимор излюбленный персонаж традиционных мотивов — крокодил. Когда-то у местных жителей он считался священным животным.

Наблюдая за работой индонезийских мастеров, понимаешь, как сложно их ремесло.

Сами же они совершенно серьезно говорят: «Мадам, мы только рукой водим, все идет ОТТУДА». И поднимают глаза к небу. И тут же предлагают научить технике изготовления батика за какие-нибудь три-четыре недели. Но вряд ли кто-либо может овладеть этим искусством лучше самих индонезийцев. Необычайно сильны традиции, которые передаются от поколения к поколению, а мастерство оттачивается десятилетиями. И это тоже одно из чудес Индонезии — удивительной страны, где так органично переплелись почти все религии мира, где люди рады каждому новому дню, энергии солнца. И кто знает, не на станках ли индонезийских мастеров создается бесконечная нить бытия.

Татьяна ТРИШКИНА
Фотографии предоставлены автором