Метаморфозы. Коренные народы Амура на земле Сапми

Афиша проекта «Метаморфозы рыбьей кожи»Минувшей осенью жители норвежской деревни Манндален, а также приехавшие туда гости из других районов Норвегии и Германии, впервые соприкоснулись с традиционным искусством коренных народов Амура. Встреча эта произошла благодаря творческому проекту «Метаморфозы рыбьей кожи», который был поддержан Партнерством «pro Sibiria e. V» (Берлин) и Норвежским Баренц-секретариатом и осуществлен совместно с Центром северных народов (Манндален). Отправная точка — книга Елены Глебовой «Метаморфозы рыбьей кожи. Путь древнего ремесла народов Амура» (Хабаровск, 2010), а идея продолжить творческую линию принадлежит Доротее Логен — берлинской художнице, автору художественного оформления книги. Она же и стала куратором проекта вместе с Ириной Хауган.

Метаморфозы происходили на земле Сапми — так саамы (саами) называют места своего исторического обитания. Этот коренной малочисленный народ Северной Европы проживает на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Всего в мире саамов не более 75 тысяч. Деревня Манндален (в переводе с северосаамского языка «Мужская долина») расположена на границе со Швецией и Финляндией, на берегу Лингенфьорда. В здешних местах всегда жил «народ небольшого роста, но с непреклонным характером, скромный и выносливый» — саамы. По берегам фьордов — оседлые морские, в горах — кочевые оленные (горные). В свое время коренным жителям земли Сапми пришлось нелегко. Влияние титульных наций не могло не сказаться на их языке и традиционном образе жизни. Многие саамы предпочли «забыть», кто они, и раствориться в большинстве. Впрочем, такова судьба практически всех малочисленных народов. Но теперь, когда огромный мир осознал уникальность и ценность каждой национальной культуры, делаются попытки вернуть забытое и восстановить утраченное. Чуть больше десяти лет назад коммуна Кофьорд (это неподалеку от Манндалена в губернии Тромс), где среди норвежцев жили и морские саамы, вошла в число саамских районов. Все решила настойчивость молодых лидеров, не желавших оставаться на обочине возрождения культуры саамов и уж тем более отказываться от своих этнических корней. Кроме того, на законодательном уровне в коммуне приняли второй официальный язык — северосаамский. Не все и не сразу отреагировали на такие перемены позитивно, часть норвежского населения резко запротестовала, и тогда молодежь устроила шторм на побережье. Правда, небольшой.

Фото из архива фестиваля «Ридду Ридду»Это был самый первый фестиваль морских саамов «Ридду Ридду» (в переводе с северосаамского Riddu Ri??u означает «маленький шторм на берегу моря»). Он показал, что искусство — реальная сила. Постепенно напряжение между людьми исчезло, и фестиваль стал местом притяжения коренных народов Севера, а со временем и коренных народов мира. И вот уже двадцать лет подряд (а в июле 2012 года ожидается двадцать первый по счету «шторм») в июле прекрасная долина Манндален, окруженная величественными горами и ниспадающими с них водопадами, превращается в большой многоликий город, куда съезжаются со всех концов света музыканты, певцы, танцоры, сказители, художники. И происходит удивительная вещь: древние этнические традиции и современная молодежная культура сливаются в мощное энергетическое поле радости и ярких красок. Больше трех тысяч участников и зрителей, два палаточных лагеря — семейный и молодежный, множество творческих программ включая концерты, мастер-классы, выставки, семинары, показы этнической одежды и дегустацию блюд национальной кухни. География фестиваля — Норвегия, Швеция, Финляндия, Австралия, Тайвань, Латинская Америка, Россия. Если говорить о коренных народах Дальнего Востока, в разные годы в творческую волну «Ридду Ридду» вливались ансамбли полуострова Камчатка — корякский «Мэнго» и ительменский «Эльвель», нивхские исполнительницы песен с острова Сахалин, молодые участницы ансамбля «Сиун» из нанайского села Ачан, ульчская мастерица и автор коллекции авангардных костюмов из рыбьей кожи Людмила Хатхил, ительменский танцор, мастер горлового пения Леонид Сысоев.

«Ридду Ридду» традиционно проходит под открытым небом на большой поляне вокруг Центра северных народов. Со временем здесь появилась настоящая коллекция традиционных жилищ северных народов — землянка морских саамов, тувинская юрта, дом индейцев нишга. А когда фестивальная волна уходит до следующего года, Центр продолжает жить своей жизнью. Проходят занятия на курсах саамского языка для детей и взрослых, библиотека предлагает новинки саамской литературы, фильмов и музыки. Собрана неплохая коллекция печатных изданий коренных народов мира и, к слову, сейчас здесь и журнал «Словесница Искусств». В Музее современной истории саамов работает постоянная экспозиция, а в выставочном зале открываются новые и новые выставочные проекты. «Метаморфозы рыбьей кожи» стал одним из них.

На выставкеВыставка декоративно-прикладного искусства народов Амура проходила в течение трех месяцев. Чтобы привезти ее в Норвегию, пришлось преодолеть десятки тысяч километров и выполнить множество официальных условий. Здесь были экспонаты еще из первой половины XX века, работы современных мастеров, соединяющие старые технологии и новые художественные приемы, а также замечательная графика и фотоколлажи Доротее Логен. В общем, прекрасные иллюстрации к рассказу о жизни «рыбьекожих» людей — лекциям Елены Глебовой и Ивана Росугбу о народах Амура в древности и в наши дни.

Итак, халат из рыбьей кожи, сшитый мастерицами села Ачан и ставший одним из главных акцентов экспозиции. За полвека он подрастерял лоск, поскольку не лежал на музейной полке, а был частью повседневной жизни. И прежде чем он занял почетное место в музее этнокультурного центра «Силэмсэ», кто-то заботливо чинил его, ставил заплатки (из рыбьей кожи, конечно же), подновлял орнамент. А обувь пондо, удобную, мягкую, с удовольствием носила когда-то знаменитая ульчская бабушка Зоя Александровна Пластина. Она была замечательной мастерицей, владела многими технологиями, шила традиционную одежду из рыбьей кожи, плела пояса из цветных ниток и блюда соро из тальника. Непрерывный творческий процесс. В сумочке для рукоделия, искусно сделанной из кусочков кожи разных пород рыб, еще с тех времен сохранились выделанные рыбьи шкурки и нитки из рыбьей кожи — видимо, что-то еще планировала сшить бабушка Пластина и не успела. Но в этой незавершенности хороший знак — не исчезли женские ремесла, перешли в надежные руки амурских женщин. И вот они, великолепные, с тончайшей вышивкой, выполненные по всем канонам халаты Юлии Самар, рядом произведения ее учениц Валентины Бельды и Ирины Соколовой, работы молодых людей из Центра национальной культуры села Булава.

Амурские технологии в НорвегииА если верить в то, что родные люди продолжаются друг в друге, то Зоя Александровна Пластина тоже побывала в Норвегии. Ее внучка Юлия Чижик многому научилась от бабушки, в том числе и обработке рыбьей кожи, но особенно проявила себя в плетении ульчских поясов. На выставке «Метаморфозы рыбьей кожи» были и ее работы, а сама Юлия провела мастер-классы для норвежцев и саамов. В их традиционном искусстве ручное ткачество всегда было одним из главных ремесел, сегодня оно очень популярно, и потому обмен технологиями вызвал большой интерес, так же как и выделка рыбьей кожи. На мастер-классах Юлии Дмитриевны Самар происходили реальные метаморфозы. Под руководством нанайской женщины дети и взрослые снимали кожу с великолепных лососей, а на следующий день учились превращать ее в бархатистый материал. Это ремесло, которое еще пару веков назад было незаменимым в жизни амурских народов, вызвало удивление и восхищение. А ведь когда-то морские саамы тоже выделывали рыбьи шкуры, шили из них легкую и удобную одежду. Норвежцы вообще поставили выделку рыбьей кожи на поток: во время Второй мировой войны обули всех солдат в сапоги из кожи ската, а для мирного населения производили модельные туфли из кожи лосося.

У бересты свои метаморфозы. Светлана Росугбу показала на мастер-классах, как можно из берестяной пластины и корней быстро смастерить туесок, а часть экспозиции была посвящена тем превращениям, которые происходят с деревом и берестой в руках художника. Ритуальная скульптура и посуда из дерева, маски, амулеты, декоративные панно в технике берестографики — это работы Ивана Росугбу. Автор орнаментированных берестяных туесов, традиционных ульчских шляп — Светлана Росугбу. И здесь оказалось немало общего у жителей Амура и страны Сапми. Достаточно посмотреть на старинные изображение берестяных люлек, в которых нанайцы и саамы качали своих детей. Но главное, что объединяет эти северные народы — умение жить в природе и по-настоящему ее любить. А это тоже искусство.

Анна МОРОЗОВА