Счастливая пора

Хабаровскому государственному институту культуры 55 лет

В сентябре 1968 года я стала преподавателем только что открывшегося в Хабаровске института культуры. Кажется, это было совсем недавно. Остановка трамвая, идущего от центра и железнодорожного вокзала, называлась «Раздельная». Там находилось скромное трехэтажное здание школы, но для первого набора его было достаточно — всем хватало места. Первая лекция и для студентов, и для педагогов...

Оставить свой след

Наш первый ректор Александр Николаевич Фарафонов был мудрым человеком, он принял всех, кто пришел устраиваться тогда на работу, и всегда говорил: «У кого не получится, тот сам уйдет». И еще добавлял: «Я в первые годы никакой комиссии не приму, ведь понимаю, что вы обгоняете студента всего на одну лекцию». К сожалению, через четыре года Александр Николаевич переехал в Орел, где был создан филиал Московского института культуры. И там Фарафонов сумел заложить немало хороших традиций, воспитал себе смену. Память о нем в этом вузе, так же как и в Хабаровском институте культуры, чтят до сих пор.

В годы становления нам очень повезло с первым проректором. Им стал Вадим Петрович Демин, приехавший в Хабаровск после аспирантуры при ГИТИСе (Государственный институт театрального искусства), ученик знаменитого режиссера и педагога Алексея Попова. Он преподавал режиссуру и актерское мастерство, был педагогом от бога, и выпускники вспоминают этого неординарного человека всю жизнь. Вадим Петрович обладал красивым голосом, превосходными дикторскими данными и удивительным чувством юмора. Начиная свой путь в Хабаровске, Демин даже не имел степени кандидата наук, а сегодня он заслуженный деятель искусств Республики Северной Осетии, академик, доктор искусствоведения.

На торжественном открытии института культуры. 1968Он передавал студентам не только профессиональные навыки, но и делился жизненным опытом. Я спросила одного из его учеников, Валерия Николаевича Ковынева, который стал впоследствии преподавателем ораторского искусства: что было главным в общении Демина со студентами? Он ответил: эстетическая составляющая. А еще Вадим Петрович умел увлекательно подсказывать. У него была прекрасная монолитная речь без оговорок и речевого мусора. Вместе с Ковыневым к 23-й годовщине Комсомольска-на-Амуре они поставили прекрасный спектакль «Город на заре» по пьесе Арбузова и представили его жителям Города юности. Насколько мне известно, в 2023 году к юбилею Хабаровского института культуры планировали восстановить эту работу, пригласив бывших выпускников Демина. Хотя, возможно, уже и отказались от этой идеи.

Вадим Петрович в 1975 году уехал от нас, но связь с институтом не прервал. Когда приезжал в Хабаровск, его всегда окружали выпускники и не отходили от него ни на шаг. В 2018-м институт отмечал свое 50-летие, а Вадиму Петровичу исполнилось уже 83 года. Он прислал видео-
обращение, сказав замечательные слова: «Поверьте, не юбилея ради, но я всегда помню, где я с 1968 по 1975 год работал. И эти годы для меня одни из самых счастливых. Они во многом определили всю мою дальнейшую жизнь. Это правда, потому я, прежде всего, желаю вам всегда помнить, где вы учились, у кого вы учились». О Вадиме Петровиче можно писать бесконечно, но главное, что он всю жизнь посвятил театральной педагогике, как и его наставник в ГИТИСе М. О. Кнебель. Подробнее о В. П. Демине можно прочитать в сборнике Л. Д. Бородая «Портреты моих современников» (с. 273–299).

За время моей работы в Хабаровском институте культуры сменилось семь ректоров. Каждый из них оставил свой след в жизни вуза. Нельзя не вспомнить третьего — Валерия Всеволодовича Успенского, который, к сожалению, в 2020 году ушел из жизни. На мой взгляд, он не обладал качествами крепкого администратором в отличие от своих предшественников, а вот специалистом был замечательным. Конечно, можно спорить, что важнее в деятельности ректора — роль менеджера, руководителя или наставника. Но мне хочется написать об В. В. Успенском как о музыканте и педагоге.

Преподаватели и выпускники Хабаровского государственного института культуры. В центре (слева направо) – В.Н. Ковынев, С.М. Нарыжная, В.П. Демин. Конец 1990-хВсегда вспоминаю, как мы были потрясены выступлением хора преподавателей, куда он пригласил не только членов кафедры хорового дирижирования, на которой работал, но и просто поющих педагогов. Жаль, что в стенах нашего вуза он звучал редко. Тогда же Успенский создал самодеятельный хор в Доме профсоюзов, хоровую детскую студию «Тополек».

О Валерии Всеволодовиче я расспрашивала его ученицу Екатерину Григорьевну Стеценко, выпускницу 1973 года. Затем она закончила ассистентуру-стажировку при Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской, вернулась в Хабаровск и проработала на кафедре почти десять лет, наблюдая за деятельностью Успенского. Екатерина Григорьевна говорит о нем как о человеке подлинной интеллигентности, не способном кого-то обидеть. Вспоминая его хоровое творчество и то, как он формировал репертуар, называет романтиком. В коллективе Успенского было очень радостно петь, он первым показал своим хористам духовную музыку. Они пели под открытым небом на площади Ленина, выступали вместе с симфоническим оркестром и в эти минуты были счастливы.

Хабаровский институт культуры преимущественно пополнялся за счет ленинградских преподавателей. В 1981 году после отъезда В. В. Успенского в Министерстве культуры РСФСР на должность ректора назначили кандидата педагогических наук Василия Яковлевича Суртаева. Затем ученый совет присвоил ему звание профессора. Он приехал к нам из Кемеровского государственного института культуры, но за его плечами были Ленинградский институт культуры и дневная аспирантура этого же вуза. Человек очень обаятельный, Василий Яковлевич активно занимался общественной и научной деятельностью. Не оставлял без внимания жизнь студентов в общежитии, часто бывал там, а потом в красках описывал свои впечатления коллективу. В институте Суртаев вел предметы культурно-просветительного профиля, но проработал у нас, к сожалению, только пять лет. В конце 1986 года уехал в Ростов-на-Дону, где впоследствии защитил докторскую диссертацию, и до настоящего времени работает директором Ростовского филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Елена Юрьевна КачановаОчень мне нравился Владимир Степанович Аксенов, командированный к нам в 1987-м из Ленинградского института культуры и работавший в Хабаровске до конца 1991 года. Он много занимался зданием вуза, постройкой столовой. Именно при нем училище культуры объединили с институтом. Так выстроилась цепочка: училище культуры — институт культуры. Если в музыкальном образовании подобная схема работала несколько лет, то здесь мы стали первыми. Выпускники училища поступали сразу на 2-й курс. Кроме того, проходили совместные конференции, творческие мероприятия. Позднее в Хабаровском крае на базе училищ с соответствующим профилем мы организовывали свои представительства (филиалы), но это другая история, и очень жаль, что она закончилась.

В середине 1993 года по конкурсу на должность ректора пришел Евгений Павлович Каргаполов, до этого работавший в Хабаровском государственном педагогическом институте на административных должностях и уже защитивший докторскую диссертацию. Он был специалистом в области физической культуры и спорта, и коллектив его не принял. Через три года Каргаполов уехал в Ханты-Мансийск, где благополучно работает в сфере высшего образования, много публикуется и даже вступил в Союз писателей России.

В середине 1996 года у нас появился новый ректор — Николай Филиппович Щербина, также избранный на эту должность по конкурсу и проработавший у нас до 2008 года. Он окончил Восточно-Сибирский институт культуры в Улан-Удэ, но профессиональную деятельность начинал в Хабаровском институте культуры, считал себя учеником Вадима Петровича Демина. Он даже поставил спектакль в Хабаровском театре музыкальной комедии, а затем в Якутске.

У меня к этому человеку неоднозначное отношение. Он очень хорошо знал законы и постановления высшей школы. В то время все институты культуры стали менять название и именоваться вузами искусства и культуры. Сегодня все вернулось на круги своя, но тогда был ажиотаж, творческие кафедры торжествовали победу. На мой взгляд, это было не совсем верно. В таком случае требовалось обновлять музыкальные кафедры, а этого не делали, потому что институты нашего профиля должны были работать для художественной самодеятельности, а не для профессиональных творческих коллективов, куда мы и замахнулись, не имея морального права и профессиональной подготовки. Может быть, я и не права.

Преподаватели кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности. 2000-е

К сожалению, Николай Филиппович не принимал многие важные инициативы, необходимые для развития института. Я долго работала над открытием специальности «книговедение и организация книжной торговли», переименованной в «книгораспространение», но ректор не поддержал. В итоге мы все-таки смогли это сделать. Моя коллега пыталась открыть специальность «сервис и туризм», но также не нашла поддержки и была вынуждена уйти из института вместе с кафедрой в другой вуз, где эта специальность процветает. Подготовку специалистов в области «бальный танец на паркете» он закрыл, появившуюся специальность «культурология» не заметил. Ликвидировал заочное подразделение, где в первую очередь шли эксперименты, присоединив его к дневному факультету. А ведь заочный факультет был первым в нашем вузе, представительства при нем должны были развиваться. Конечно, это мое субъективное мнение.

Доктор культурологии Сергей Нестерович Скоринов, занявший пост ректора в 2008 году, остается на этой должности по сей день. Он пришел в наш институт, имея за плечами педагогический стаж и опыт работы заместителя министра культуры Хабаровского края. При новом руководителе укрепилась кафедра культурологии за счет преподавателей Хабаровского педагогического института, по его инициативе открылся музей института.

Отразиться в учениках

Хочется поразмышлять о преподавателях высшей школы. О них, к сожалению, мало пишут. Каким был преподаватель высшей школы вчера, что происходит сегодня?

Откроем словарь С. И. Ожегова и прочитаем: «Педагогика — наука о воспитании и обучении»; «Преподаватель — работник средней или высшей школы, преподающий какой-то предмет»; «Преподавать — обязан, обучая, сообщать, передавать сведения о чем-нибудь». И еще: «Учитель — лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель».

Но я считаю, что между учителем и преподавателем есть разница. Убеждена, что в высшей школе работают именно преподаватели. В моей памяти сохраняются те коллеги, которые были по-настоящему знающими, владели аудиторией, умели ее заворожить.

Я всегда очень любила в нашем институте кафедру литературы и уверена, что именно это направление в гуманитарном образовании играет огромную роль. Ведь литература обращается к нашим знаниям и чувствам, лечит и воспитывает душу. Ольга Александровна Лопатина, отпраздновавшая в прошлом году 70-летие, пришла работать на кафедру, имея за плечами большой практический стаж. Шесть лет Ольга Александровна была деканом факультета социально-культурной и информационной деятельности, а с 1998 по 2007 год — проректором. Работала она самоотверженно, вникала во все детали, любила и понимала учебные планы. Это при ней открылись представительства нашего института в Благовещенске и Южно-Сахалинске. Мы ездили туда читать лекции, проводили занятия, принимали экзамены, подготовили большую группу специалистов. Жаль, что из-за каких-то нюансов эти филиалы закрыли, хотя мы собирались создавать такие же структуры еще и в Петропавловске-Комчатском и Уссурийске.

Ольга Александровна участвовала во всех событиях на кафедре и в институте, написала и защитила диссертацию по теме «Экономическая культура библиотекаря». Когда в 2018 году отмечали 50-летие нашего вуза, выступала с превосходным интересным докладом о влиянии социальной среды и государства на библиотечную профессию. Ведь сегодня она неслучайно называется «библиотечно-информационная деятельность». Я рада, что Ольга Александровна была моей коллегой много лет.

Еще хочется вспомнить об Ольге Андреевне Костиной. Она поступила учиться в наш институт, а потом как лучшая студентка перевелась и закончила Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. У этой хрупкой женщины сильный характер. С января 1997 года она работала начальником учебного отдела, который затем превратился в учебно-методическое управление. Сегодня Ольга Андреевна ученый секретарь ученого совета, а это очень важная и ответственная должность. Кроме того, она прекрасный преподаватель, ее очень любят студенты.

Нельзя обойти вниманием Елену Юрьевну Качанову, заведующую кафедрой более сорока лет. Когда она поступала в институт, я была ответственным секретарем приемной комиссии и запомнила эту высокую стройную девочку. Потом она перевелась в Ленинградский институт культуры, который на многие годы стал для нее родным. С 1998 года Елена Юрьевна заведует в нашем институте кафедрой «Книговедение и библиотечно-информационная деятельность», в 2003 году защитила докторскую диссертацию по теме «Инновационная деятельность библиотек: теория, методика, организация». С 2005 года занимается Дальневосточной школой библиотечной инноватики, руководит аспирантами, и двое из них уже получили степень кандидата педагогических наук. Много публикуется, входит в группу авторов-составителей «Справочника библиотекаря», который периодически дополняется и переиздается. Она предана профессии библиотекаря и самоотверженно ей служит.

Профессор Е. Ю. Качанова — прекрасный преподаватель, очень профессиональный педагог. Студенты в нее влюбляются, и сама она любит умных и старательных учеников, называет их «звездочками». В 2000 году Елена Юрьевна пригласила на кафедру трех своих выпускников. Одна из них — Ирина Владимировна Борис, защитившая в 2010 году в Санкт-Петербурге кандидатскую диссертацию по теме «Инновационная компетентность, как результат профессионального развития библиотечного специалиста». Ирина Владимировна удивительно добрый человек и верный помощник Елены Юрьевны на протяжении двадцати лет. Во времена моей работы в институте было очень важно, чтобы, придя на кафедру, мы увидели светлую улыбку Ирины Владимировны. Это прекрасный педагог, думающий, ищущий. У нее большие планы научной деятельности.

Рядом с ней ее друг и товарищ Наталья Викторовна Суберляк. Сегодня она уже заведующая учебной частью института. Заниматься учебными планами и учебной нагрузкой преподавателей — дело сложное и не самое благодарное, но Наталья Викторовна служит ему верно и достойно на благо института, честно выполняя свою миссию. Здесь, кстати, активно проявляются ее педагогические навыки. Как преподаватель Суберляк работает по специальности «документоведение», введенной на кафедре недавно. Когда-то это направление планировали открыть на кафедре «Архивоведение» или «Документоведение». Наконец идея воплотилась в жизнь.

Еще необходимо написать о Евгении Николаевне Лунеговой, которая закончила наш институт в 2001 году и с этого же момента занимается педагогической деятельностью. Сегодня она заведует отделом аспирантуры, и это тоже ответственная должность. Научные интересы Лунеговой связаны с формированием информационной культуры у школьников и студентов. Евгения Николаевна ищущий человек и преподаватель. Надеюсь, в будущем у нее все сложится хорошо.

К сожалению, в одной статье невозможно уделить внимание всем преподавателям Хабаровского института культуры. Надеюсь, они меня простят. Но обязательно упомяну Ольгу Васильевну Киселеву, с которой долгие годы переписываюсь. Прежде мы с ней много вместе публиковались, поэтому выражаю ей свое уважение и благодарность. Хочется назвать еще одного преподавателя — Наталию Николаевну Бендик, надежного друга и хорошего педагога. Она одержимый архивист, очень преданно служит своей профессии. Жаль, что Наталия Николаевна уже не работает на кафедре «Документоведение».

Возвращаясь к понятию «преподаватель высшей школы», хочу поставить знак равенства между работой и званием. Конечно, высшая школа должна готовить не только хороших специалистов, но и образованных, культурных людей независимо от выбранной специальности. Да, выпускник должен владеть технологией своей профессии, но одновременно он обязан знать историю своей страны и все последние исследования в этой области. Ему следует основательно изучить законы развития общества, а значит, философия должна преподаваться в большем объеме. Студенту высшей школы важно изучать литературу независимо от будущей специальности, так как она развивает в человеке все лучшее. Еще иностранные языки по разумной методике, и тогда мы сможем говорить, что готовим человека с высшим образованием — умного, образованного, воспитанного. Вот о таких выпускниках я мечтаю. В истории нашего вуза они были.

А Хабаровскому государственному институту культуры я от всей души желаю процветания и долгого пути!

Светлана НАРЫЖНАЯ
Фото предоставлены автором