Золотая грамота

А.П. Путинцева с детьми. Стойбище Нижние Халбы. 1929Подвижнический труд Александры Путинцевой

7 июля 2023 года исполнилось 120 лет со дня рождения Александры Петровны Путинцевой — заведующей Горюно-Амурской красной юртой (1929–1932), преподавателя Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, лингвиста, кандидата филологических наук. В конце 1920-х — начале 1930-х годов просвещением жителей восточной окраины страны занимались проводники новой идеологии. Благодаря их усилиям в среде нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев появились первые учителя, врачи, ученые, литераторы. Одним из таких подвижников была Александра Путинцева. Благодарная память о ней и сегодня сохраняется среди коренных жителей Амура.

Любая биография начинается с детства, ведь оно компас будущих свершений. Наша героиня родилась в 1903 году в Чите. Ей было около года, когда умер отец. Вдвоем с мамой жили очень тяжело, испытывая постоянную нужду. С восьми лет Саша стала работать прислугой в богатой семье и там, наблюдая за уроками музыки для хозяйских детей, самостоятельно выучила нотную грамоту. Дома она нарисовала на обеденном столе фортепианную клавиатуру и на этом «музыкальном инструменте» разучивала гаммы. Иногда ей разрешали поиграть на настоящем фортепиано, и это было чудом. Любовь к музыке и пению Александра Путинцева сохранила навсегда, и позднее это очень пригодилось во время работы на Амуре, когда налаживала контакты с коренным населением, завоевывала доверие нанайцев. Учеба в гимназии давалась ей легко: она оказалась способной ученицей и тянулась к знаниям. Но не обошлось без препятствий: несколько раз девочку отчисляли за неуплату, поэтому в 5-м классе четырнадцатилетняя Саша стала зарабатывать уроками русского языка. С этого момента началась ее долгая, непростая, насыщенная событиями трудовая жизнь.

В 1923 году Путинцева служила секретной машинисткой в Управлении Уполнаркомпрода Дальрыбы и Дальгосторга в Чите, но в связи с переводом предприятия вскоре переехала во Владивосток, а в октябре 1924-го — в Хабаровск. Ее неуемной энергии хватало на многое. Она участвовала в театральных постановках, работала корреспондентом в городских газетах, шефствовала над Хабаровским городским детским домом, была членом президиума Хабаровского окружного Совета общества «Друзья детей», народным заседателем Хабаровского краевого суда...

Судьба свела Путинцеву с известным путешественником, этнографом и писателем Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым и знаменитым исследователем Арктики Георгием Алексеевичем Ушаковым, и эти встречи зародили в душе девушки большую мечту. Она сказала себе: «Я во что бы то ни стало должна работать на Севере!» Так и произошло. В 1927 году Александру Петровну командировали на промысловый сезон на север Сахалина, где она трудилась секретарем-машинисткой, спала в одноместной палатке на берегу Татарского пролива, преодолевала штормы. «Там впервые увидела нивхов, нивхских ребятишек, увидела жизнь женщин, увидела тяжелый нерпичий промысел», — спустя годы написала Путинцева в автобиографии.

А.П. Путинцева и первые комсомольцы стойбища Кондон. 1931

В 1929-м секретариат Далькрайкома ВКП принял решение «организовать красную юрту по обслуживанию туземок в Амуро-Горюнском районе Николаевского округа». Александра Петровна прочитала об этом в газете и не раздумывая направилась в отдел работниц крайкома КПСС, просила направить ее на работу на одну из культбаз. Осенью этого же года на берег Амура у стойбища Нижние Халбы сошла хрупкая белокурая девушка — заведующая Горюно-Амурской красной юрты Далькрайоно и по совместительству народная судья Комсомольского-на-Амуре и Нанайского национального районов Хабаровского края. Должно быть, именно тогда вспыхнула путеводная амурская звезда Александры Путинцевой.

«Была она светленькая, подобно полевому цветку, тоненькая, хрупкая, с голубыми глазами. Хоть и не принято в упор разглядывать встречных, но няргинцы не могли отвести от нее глаз — такая она была необыкновенная. Поразило всех белое-пребелое лицо девушки. Няргинцы видели много деревенских русских девушек, но только у маленьких девочек встречалась такая мягкая нежная кожа». Так описал Григорий Ходжер в своей трилогии «Амур широкий» Нину Косякову, прообразом которой была Путинцева.

Первый состав работников красной юрты 1929–1930. А.П. Путинцева вторая слева

Работа в красной юрте стала настоящим испытанием, потребовала от заведующей немало сил и терпения. Свой путь она отражала в дневниках, записи вносила регулярно, фиксируя каждый свой шаг, подводя итоги, отражая плохое и хорошее, радуясь победам, огорчаясь потерям. Эти строки позволяют почувствовать и то непростое время, и высокую степень ответственности 26-летней девушки за тех, кого она была призвана научить новой жизни. Несмотря на руководящую должность, Александра Петровна выполняла самую разную работу: прививала нанайским женщинам санитарно-гигиенические навыки, показывая им, как купать детей и содержать жилище в чистоте; копала общественные огороды; учила хозяек шить на машинках и печь хлеб; проводила уроки ликбеза и даже делала прививки от оспы, часто с риском для жизни. А еще собирала нанайский фольклор, записывая на латыни древние мифы и легенды, и это стало основой будущей научной работы, когда Путинцева оказалась в Ленинграде.

Прожив всего год в амурском стойбище, Александра Петровна могла прекрасно изъясняться на нанайском языке. Постепенно уходило недоверие местного населения, а посеянные некогда заведующей красной юртой зерна давали первые ростки. Дети и взрослые с интересом обучались грамоте, появились детсады, пионерские отряды, клубы, проводились женские делегатские собрания и заседания комсомольских ячеек. Но самое главное, за что так радела Александра Петровна, — нанайские женщины, традиционно находившиеся в полной власти мужчин, постепенно раскрепощались, обретали собственный голос. Путинцева добилась того, что они не только научились читать, но и получили шанс поехать учиться в Ленинград, начать новую жизнь. По инициативе заведующей красной юртой провели 12 показательных судов, из них большинство над теми, кто занимался куплей-продажей женщин. Во время заседаний нанайцам разъясняли статьи Уголовного кодекса о недопустимости калыма, многоженства. Суды имели большое значение, на них съезжались все соседние стойбища, а один из подсудимых, осознав вину, заявил: «Сам не продам и другому накажу».

Аким Самар (во втором ряду в центре), Сулунгу Оненко (первый справа) и А.П. Путинцева в Институте народов Севера. Ленинград. 1937

В январе 1930 года Путинцеву вместе с жительницей Нижних Халб делегаткой Сайлей Самар направили в Москву на съезд женщин Крайнего Севера, где они встретились с М. И. Калининым. Это была незабываемая поездка, подарившая яркие впечатления, давшая новые силы для осуществления поставленных задач.

За время работы в красной юрте с Александрой Петровной произошло немало радостных, комичных, печальных и даже страшных случаев. Однажды в нее стреляли и чуть не убили — пуля пролетела мимо виска. Много хлопот доставляло такое важное дело, как приобщение местных к врачебной помощи. Они наотрез отказывались от лечения и вакцинации, ругались, некоторые даже грозились убить. В одной семье подросток пытался напасть на Путинцеву с ножом. В ее дневниковых записях говорится о высокой смертности детей, поскольку родители многих отказывались обращаться к врачам, доверяя только шаманам. Очень расстраивалась Александра Петровна, когда ее подопечные отказывались учиться, ленились. Но не сдавалась, продолжала свой подвижнический труд. Ее неравнодушная душа стремилась ввысь. Путинцева увлекалась альпинизмом и в 1932-м посвятила свой отпуск восхождению на самую высокую точку Эльбруса, покорила еще одну вершину.

Кружок шитья

Тогда же ее командировали на учебу в Москву, но связь с коренными жителями далекого региона не прервалась. В 1934 году Путинцева стала аспиранткой Ленинградского педагогического института народов Севера, во время учебы преподавала нанайский язык, участвовала в создании национальной литературы. Тема диссертации, которую она успешно защитила в 1954 году, также связана с нанайским фольклором. Но еще раньше, в 1951-м, в свет вышла составленная Александрой Петровной книга по русскому языку для подготовительного класса нанайской начальной школы (переиздавалась в 1958 и 1963 годах).

Великая Отечественная война оставила глубокий след в судьбе Путинцевой. Она осталась в блокадном Ленинграде, работала в госпитале, дежурила на крышах и гасила фугасные бомбы. От истощения умерла ее мама, да и сама Александра Петровна, оставшись одна с годовалой дочерью, чудом спаслась, уехав в эвакуацию в Киров. В Ленинград они вернулись только в 1944 году.

Несколько раз Путинцева возвращалась на амурскую землю, к людям, ставшим ей родными. С 1967 по 1977 год она осуществила четыре научные экспедиции в национальные поселения Хабаровского края, собирала материалы устного народного творчества, помогала организовывать творческие выставки. Исписанные латинским шрифтом тетради со старинными сказками, песнями и легендами народа нани, которые Александра Петровна начала собирать еще во время работы в красной юрте, сегодня представляют немалую научную ценность.

А.П. Путинцева с дочерью Светланой в эвакуации. 29 июня 1943

Александра Путинцева настолько полюбила самобытный мир народов Амура, что сделала его частью своей жизни. В ее ленинградской квартире всегда с радостью встречали гостей из далекого края. Широта ее души поражает. Всех северян, направленных на учебу в город на Неве, Александра Петровна брала под свою опеку и строгий контроль. Переживала за каждого, не допускала, чтобы «ее дети» попали под дурное влияние. Если кому-то из студентов грозило отчисление, отправлялась без предварительной записи на прием к ректору и настойчиво просила дать ему шанс. И побеждала! Изучая биографию этой неординарной женщины, постоянно задаешься вопросом: где она брала силы?

Путинцева радела за сохранение нанайцами родного языка и считала одной из главных своих задач создание букваря для национальных школ. Еще работая в красной юрте и занимаясь ликбезом, она постоянно сталкивалась с трудностями преподавания: «Начали заниматься по букварю Липской-Вальронд (гольдскому), но так как в нем нет ни предисловия в форме руководства, ни словаря, ни перевода, нам, не знающим гольдского языка, было заниматься по нему очень трудно». Далее она подмечает: «Я не ненаучный работник, вопросами лингвистики не занималась, но по поводу введения единого северного алфавита (латинизированного) беру на себя смелость сказать, что применимым он может казаться только людям, сидящим в больших кабинетах и отнюдь не знающим реальных возможностей» (из доклада о работе красной юрты Далькрайоно с октября 1929 г. по май 1930 г.). Работа над составлением букваря для подготовительного класса нанайской школы продолжалась двенадцать лет, и в 1978 году вышло первое издание. Соавтором Путинцевой стал ее ученик Сулунгу Николаевич Оненко — первый нанайский ученый, доктор филологических наук.

80-летие А.И. Путинцевой в ЛГПИ. С дочерью Светланой и внуками. 7 июля 1983 Сура Путинча, как называли ее на Амуре, принесла коренным жителям этой земли «айсимабичихэвэ» — «золотую грамоту», привлекла к науке и творчеству несколько поколений нанайцев, создала основу для формирования национальной интеллигенции. Многим запомнились ее слова, ставшие своего рода моральным стержнем: «Не бойтесь жить, в жизни есть высокой смысл и радость, жизнь жестока, но и хороша, будьте мужественными и терпеливыми, когда вам трудно!».

Александра Петровна Путинцева умерла 23 февраля 1992 года в Санкт-Петербурге. На надгробном камне высечено: «Шурочка Амурская». Это была ее последняя воля.

Дарья ГРАЧЕВА
Фото из архива Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова


Источники

  1. Данченко Е. П. Путинцева Александра Петровна. Биография//Записки Гродековского музея. Вып. 20. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2008. С. 6–18.
  2. Дубинина Н. И. Дальневосточницы в борьбе и труде: Исторический очерк. 1917–1941. \ Новую жизнь — в тайгу, в стойбище. Хабаровск: Кн. изд-во, 1982. С. 139–162.
  3. Зуев В. Ф. Утро древнего стойбища / Шура Путинча \\ Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. С. 121–146;
  4. Путинцева А. П. Дневники Красной Юрты. Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2010.
  5. Савченко А. Ее звали «Мамушкой»: \\ Тихоокеанская звезда. 23.11.2019. URL: https://toz. su/archive/?archiblock=&DATE=23.11.2019 (Дата обращения 18.08.2023)
  6. Ходжер Г. Г. Амур широкий. Роман. Книга III. Хабаровск: Кн. изд., 1981. С. 188.