Научить главному

Елена ГлебоваПродолжая на страницах очередного номера журнала «Словесница Искусств» разговор о наставничестве, хочется рассказать одну притчу. Некий правитель выбирал для своего подрастающего сына учителя. Призвав трех известных мудрецов, он устроил для них испытание тенью (к слову, это был совет его собственного наставника). Согласно древнему ритуалу каждый претендент должен был встать между священный огнем и скалой, и в определенный момент на каменной поверхности появлялось изображение, но не тень человека, а след внутренней сущности. Тень первого мудреца отразила его знания — тексты научных трактатов, магические формулы. У второго на скале отразились великие дела — выигранные битвы, возведенные города. Третий же поначалу не отбрасывал тени, но когда огонь вспыхнул ярче, появились лица его учеников, поражавшие благородством. Мудрость этого наставника не только воплотилась в важных свершениях, но и передалась другим людям. Выбор правителя был однозначным.

Перелистывая страницы дальневосточной истории, мы рассказываем о педагогах дошкольного, среднего, высшего образования, и за каждым из них видим продолжение. В малышах нанайского села Кондон, которые учатся говорить на родном языке. В ребятах из лицейского хора «Росинка», с удовольствием исполняющих сложную музыку. В студентах и выпускниках колледжа искусств и института культуры, поднимающихся на профессиональные вершины.

А если вспомнить слова Гете о том, что учатся у тех, кого любят, не обойти и тему семейного воспитания. В материалах номера важное место отведено этнопедагогике коренных народов Амура. Бесценные знания и уважение к древним традициям передавались в семьях нанайцев, ульчей, удэгейцев, эвенов и других северных этносов ненавязчиво, с великим терпением. Возможно, благодаря столь мудрому подходу этим людям и удалось сохранить себя в мире, стремящемся к глобализации.

Елена ГЛЕБОВА