Сопричастность

Ольга СтреловаРегиональный образовательный проект «История Дальнего Востока России»

«Бери лучшее, бери огонь, стряхивай пепел; вникай, примеряй, спорь, насмехайся, даже отталкивай — лишь бы не равнодушие. Лишь бы не самодовольное — «я современный человек, какое мне дело до прошедшего!». Этими словами историка и писателя Н. Я. Эйдельмана открывается третье региональное учебное пособие по истории Дальнего Востока России, посвященное прошлому нашего региона в XIX — начале XX века. Но и для двух предыдущих книг, приглашающих школьников Хабаровского края совершить путешествия в древность, Средневековье и раннее Новое время, эти слова не менее актуальны.
Авторы учебных пособий — доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Стрелова (Хабаровский краевой институту развития образования), кандидат исторических наук, доцент М. И. Романова (педагогический институт ТОГУ), учитель истории и обществознания А. С. Перфильева (п. Ванино). Над авторскими рукописями творчески работает федеральное издательство «Русское слово» (Москва). С 2019 года по заказу краевого министерства образования и науки учебники распределяются во все школы Хабаровского края.

О том, что стоит за региональным образовательным проектом «История Дальнего Востока России», интервью с Ольгой Юрьевной Стреловой.

— Ольга Юрьевна, «региональный компонент» на уроках отечественной истории впервые возник в конце 1990-х годов, тогда же появились учебные пособия, в разработке которых вы принимали непосредственное участие. Каким был тот первый опыт?

Встреча авторов первого учебника «История Дальнего Востока России в древности  и Средневековье» с учителями истории. 2019— Федеральный закон «Об образовании» (1992) в статье 7 ввел федеральный и национально-региональный компоненты общего образования. Разработка первого находилась в компетенции федеральных органов государственной власти, разработка и реализация второго в компетенции субъектов РФ «для обеспечения особых потребностей и интересов народов нашей страны в области образования, сохранения и развития культурного наследия многонационального российского народа». В середине 1990-х в российских регионах стали создаваться учебники и учебно-методические пособия, которые знакомили школьников с природно-географическими особенностями и историко-культурными достопримечательностями краев, областей, республик нашей страны. Однако в некоторых субъектах РФ продолжали писать учебники по истории своих городов, сел и районов, воскрешая традиции советского краеведения. (О разнице между краеведением и региональным компонентом я пишу не один десяток лет, однако многие продолжают употреблять более привычное слово «краеведение» и работать «по старым рецептам».)

Во второй половине 1990-х Хабаровский край тоже включился в новое движение. Благодаря профессору Е. А. Степашко и международному семинару «Преподавание истории в пограничных регионах и поликультурном обществе» (Хабаровск, 1998) наше научно-педагогическое сообщество взяло курс на разработку теории и практики регионального компонента общего гуманитарного образования. В 1999 году вышел в свет учебник А. Ю. Завалишина «История Дальнего Востока России в Новое и Новейшее время» (середина XVII–XX век), а в 2002-м — коллективный труд наших историков и методистов по истории Дальнего Востока в эпоху Средневековья. В работе над второй книгой я принимала самое непосредственное участие и с благодарностью вспоминаю Виктора Петровича Бурю и хабаровское издательство «Частное коллекция». Региональные пособия, а многие из них изданы «Частной коллекцией», в первое десятилетие XXI века регулярно приходили в школы нашего края, получали награды на краевых и российских книжных ярмарках, поднимали авторитет хабаровской научно-педагогической школы...

Мы набирались опыта, а движение в стране угасало: в 2008 году образовательные стандарты стали однокомпонентными (ФГОС), субъекты России в 2010-е годы перенесли внимание на новые задачи (ЕГЭ и ОГЭ, компьютеризация и цифровизация, инклюзивное образование и другие, и издание новых региональных пособий фактически остановилось.

— Почти через 20 лет, в 2018-м, вы вместе с Г. Н. Паневиной, заведующей кафедрой теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования, разработали Концепцию развития региональной информационно-образовательной среды Хабаровского края. Что стало определяющим в этом масштабном проекте?

— Разработка и утверждение Концепции были ответом на заказ краевого министерства образования и науки, который сначала формулировался как «создание новых региональных учебников по предметам социально-гуманитарного цикла для школьников Хабаровского края». Но прежде чем браться за эту задачу, необходимо было осмыслить вызовы обществу и образованию в XXI веке, изучить психолого-педагогические особенности и потребности цифровых поколений, проанализировать отечественный и международный опыт создания учебников в открытом информационном мире, обосновать актуальные теоретико-педагогические подходы к региональным пособиям как «ресурсам личностного развития школьников» в условиях поликультурного российского общества и федеративного государства. Поэтому главным стимулом обновления наших учебников, в частности по истории, являются социокультурные и педагогические процессы в мире, стране и ее регионах. В Концепции сформулированы общие теоретические и практические подходы к разработке учебных и методических пособий, поддерживающих единое образовательное пространство РФ и вместе с тем отражающих геокультурные особенности Дальнего Востока России и его составляющей — Хабаровского края.

— Первый учебник посвящен древности и Средневековью, что дает возможность сегодняшним школьником открыть для себя удивительные и загадочные миры народов и государств Дальнего Востока, существовавших на этой территории и создававших свою уникальную культуру. Об этом можно судить по результатам новых археологических исследований. А ведь довольно долгое время существовало устойчивое мнение, что до прихода русских казаков эти земли были пустынными и безжизненными.

— Такое мнение существовало благодаря традиции «советского краеведения» начинать историю сибирских поселений с прихода и «открытия» их русскими землепроходцами. Со всеми следующими из такого «старта» ненаучными, часто идеологизированными, ложными представлениями и негативными стереотипами.

Наше первое пособие начинается с «доисторических времен» и рассказывает, как миллионы лет назад формировался континент Евразия, чем обусловлена специфика почв, недр, флоры и фауны Дальнего Востока, в каких природно-климатических условиях оказались его «первые люди» и почему их образ жизни, занятия и искусство были именно такими — не хуже и не лучше, а соответствующими своему «историческому времени и пространству».

Пяти- и шестиклассникам, которые по ФГОС изучают историю Древнего мира и Средних веков, учебник поможет почувствовать сопричастность к далекому прошлому и обнаружить его "следы«на улицах и в музеях родных городов и сел, по-другому взглянуть на памятники истории, археологии и культуры, которые находятся совсем рядом, и вместе с тем понять, что «малая родина», подобно всемирно известным государствам древности, была вовлечена в общеисторические процессы образования и распада империй (Бохай, Цзинь и др.), монгольских и других завоеваний, сопротивления захватчикам, установления межкультурных контактов и разжигания военных конфликтов, заключения экономических соглашений и духовных исканий (бохайский поэт Хайтэй, безымянные художники, скульпторы, ювелиры, сказители)...

— Какие исторические объекты или территории российского Дальнего Востока особенно привлекают школьников?

— У школьников Хабаровского края появились свои фавориты. О них мы знаем по творческим работам и исследовательским проектам, которые учащиеся 5–7-х и даже 8–10-х классов третий год представляют на краевом конкурсе, который называется так же, как и наши региональные пособия — «История Дальнего Востока России в древности и Средневековье» и «История Дальнего Востока России в Новое время (XVII–XVIII вв.». В лидерах доисторические персонажи: мамонтенок Дима, носорог Саша, лебедь-динозавр Ванюша и их современники. На конкурсе 2023 года победителями стали проекты шестиклассника Александра Ядыкина (лицей «РИТМ», Хабаровск) «Дальневосточный парк юрского периода» и группы десятиклассников школы № 4 п. Ванино «Страна мамонтов». В Средневековье популярны хабаровская черепаха и Большой Уссурийский остров; в раннее Новое время — Албазинский острог.

Участники краевого конкурса «Наше будущее – Хабаровский край»

Проекты победителей и призеров мы публикуем на сайте «Наше будущее — Хабаровский край» (https://konkyrs27.wixsite.com/nashe-budushee), в методических рекомендациях анализируем и комментируем лучшие проекты школьников и педагогов для того, чтобы новые читатели учебников и участники будущих конкурсов вникали, брали лучшее, примеряли, спорили, заряжались энергетикой культуры и истории нашего региона.

1 сентября 2023 года в школах Хабаровского края появится следующий учебник — в нем Дальний Восток России, наш город и другие населенные пункты предстанут в объемной панораме XIX — начала XX века и, надеюсь, персонажами новых проектов станут Н. Н. Муравьев-Амурский и Г. И. Невельской, (а может быть, и их жены), сподвижники и продолжатели «Муравьевского века», чьи имена появились на картах Дальнего Востока, высечены на памятных плитах или исчезли в пучине Амурских сплавов, трех волн переселенчества, раскорчевки тайги, строительства уссурийского участка Транссиба и т. д.

— Вы подчеркиваете, что учебники по истории российского Дальнего Востока являются инновационными. А что это означает? В чем проявляется?

— Начну с внешних признаков, которые бросаются в глаза, когда вы берете в руки любой из трех учебников. В них нет параграфов с длинными монологичными авторскими текстами, которые заканчиваются «правильными» выводами и вопросами для проверки «полученных знаний и умений». Вместо них тематические развороты на одну-три полосы, которые объединены общей темой. Названия у них яркие, интригующие, например, «Остров сокровищ — Большой Уссурийский» (5–6-й классы), «Какой была Сибирь в XVII веке? Чем к себе манила?» (7–8-й классы), «Амурские сплавы: тысячи верст по неизвестной реке» (9-й класс) и др. В развороте не вся информация, которую необходимо прочитать и запомнить, а минимум, представленный разными источниками (научно-популярный текст, документы, изображения, статистика и пр.). Работать с ними можно в той логике и с той глубиной погружения, которые будут востребованы школьниками и педагогами. Говоря современным языком, сплошные и одномерные тексты уступили место множественным, нелинейным, составным, характерным для цифрового мира, привычным для цифровых поколений.

Целенаправленность работе с тематическим разворотом придает ключевой вопрос. Во введении к пособию сразу договариваемся со школьниками: «Это „окошко“, сквозь которое вы можете сначала заглянуть в прошлое, а потом размышлять над ним. У ключевого вопроса НЕТ „правильного“ ответа! Он требует вашего сопереживания, воображения, интуиции и, конечно же, серьезных исследований и творческих экспериментов. Ответ на ключевой вопрос у ваших одноклассников может быть разным. Это естественно и интересно... Почему разные люди дали разные ответы на один и тот же вопрос, можно понять, обсуждая все варианты и выслушивая их аргументы».

Каждый тематический разворот, а в нем каждый словесный и визуальный источник опутаны сетью вопросов и заданий для анализа, сопоставления, объяснения исходных данных, творческой реконструкции и интерпретации прошлого там, где требуется воображение, смекалка, креативность и др.

На развитие познавательного интереса, исторического и критического мышления, эмпатии и исследовательских умений направлены специальные рубрики, которые вы не найдете ни в каком другом учебнике: «Учимся делать проекты по истории», «Прошлое молчит, когда его ни о чем не спрашивают», «Человек в истории», «Историческая география», «Историческая живопись» (если будем писать учебник по ХХ веку, появится рубрика «Исторический кинематограф») — для понимания сути художественной реконструкции прошлого в произведениях искусства.

 Мария=

Любая новация в наших пособиях — это не погоня за внешними эффектами, а разработка и апробация психолого-педагогических и научно-методических подходов к современному учебнику истории как средству организации познавательной деятельности и ресурсу личностного становления школьников! Такой учебник — это не кладезь знаний ученого «по исторической части», с которым он делится добровольно-принудительно (учебный план, контрольные работы, экзамены и пр.), а педагогический конструктор, приглашающий детей в познавательное путешествие и рассчитанный на их собственные открытия.

К счастью, сфера разработки регионального компонента общего образования в нашей стране не так жестко унифицирована, как федеральная, где действуют стандарты, единые программы и учебники. Основным требованием к учебно-методическим пособиям на местах остается их ценностная и содержательная интеграция в единое образовательное пространство России. Наше гуманистически педагогическое и творческое отношение к учебным книгам по истории Дальнего Востока России в русле этой стратегии, а тактически предлагает новые и эффективные пути воспитания российской гражданской идентичности.

— Тогда расскажите, пожалуйста, как пишутся такие учебники? Какие источники вы используете? И особый интерес: как журнал «Словесница искусств» оказался в их числе?

— Вопрос о том, как пишутся учебники истории, на первый взгляд, незамысловатый... Если за школьный учебник берутся академические ученые или университетские преподаватели истории, то они перерабатывают содержание лекционных курсов и монографий под требования соответствующих образовательных стандартов и программ, редакторы вставляют «картинки», макетируют тексты... и получается то, что хорошо нам известно по собственным годам обучения и школьным будням наших детей и внуков (я принимала участие в работе разных авторских коллективов в федеральных издательствах «Просвещение», «Дрофа», «Российский учебник» и других в качестве методиста, которому поручено составить вопросы и задания к готовым параграфам. Обычная, но не эффективная практика).

С «Историей Дальнего Востока России...» все по-другому, потому что это педагогический проект, мы идем не от исторической науки и собственных знаний, а от возрастных познавательных возможностей и интересов современных школьников. Формируем содержание каждой книги, стараясь найти и отразить в ней яркие факты, поражающие воображение, пробуждающие эмоции и любопытство... Предвижу вопрос о том, насколько научны такие учебники. А почему нет? Мы пользуемся качественными, надежными источниками информации, профессионально с ними работаем, консультируемся со специалистами Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, сотрудничаем с Государственным архивом Хабаровского края и другими музеями нашего города и края. Вторую половину работы над рукописью и макетом занимает тесная и конструктивная связь с редакторами издательства «Русского слова». Выражаю искреннюю признательность Инне Александровне Агапьевой (два первых пособия) и Светлане Игоревне Сокольниковой (третья книга) за скрупулезную проверку всех текстов, дельные предложения, креативное редактирование «особого учебника» (в то же время для других регионов издательство готовит серийные пособия).

Учитель истории, победитель конкурса «Наше будущее – Хабаровский край» Светлана Ядыкина и автор учебных пособий Ольга Стрелова

В поисках надежных источников при подготовке уже первого учебного пособия я стала натыкаться в интернете на «Словесницу искусств» и благодарна редакции за быстрый и легкий доступ ко всем материалам и архиву журнала. Заметила, что «Словесница искусств» подсказывает сюжеты, которые созвучны концепции наших учебников, и благодаря им «История Дальнего Востока России» в любом историческом времени — это история людей, а не набор дат и событий. Это история женщин (!), хотя специальных сюжетов о героинях Нового времени пока единицы (Н. Шелихова, Е. Муравьева, Е. Невельская, Е. Старцева). Это история художников (Л. Воронин и Е. Мейер) и исторических полотен В. Романова и Г. Зорина, замысловатая история памятников, обелисков и памятных мест (графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому и Ерофею Хабарову в нашем городе, Н. И. Гродекову в Санкт-Петербурге). Всех тем и героев здесь не перечислить, но чем ближе к ХХ веку, тем их больше!

Журнальные статьи и очерки, которые привлекли мое внимание, написаны профессиональными историками, искусствоведами, краеведами, музееведами, сотрудниками архивов и библиотек. Не буду здесь перечислять их фамилии, в учебниках есть ссылки на использованные источники. Остановлюсь только на том, в каком виде материалы «Словесницы искусств» и других ресурсов представлены в наших учебных пособиях: в кратком пересказе, со ссылкой на источник прямо в «Досье» или в списке литературы, озадаченные так, чтобы школьники могли заинтересоваться жизнью и судьбой исторического персонажа, поразмышлять о перипетиях прошлого и современности.

Например: «1. Найдите в Интернете репродукции полотен В. М. Васнецова с изображениями ангелов и объясните метафору в названии этого досье — „Сестра с глазами Васнецовского ангела“. 2. Чем среди других сестер милосердия выделялась Евдокия Воронова? Чему удивлялись и чем восхищались в ней все, кто хоть раз встречал ее на фронте?». Или: «1. На основе досье и дополнительных источников расскажите о повседневной жизни Петровского зимовья в 1851–1854 гг. В своей творческой реконструкции обратите внимание на „Хозяйку залива Счастья“ и раскройте смысл этой метафоры. 2. В учебном пособии по истории Дальнего Востока России в Новое время (7–8-е классы) героиней XVIII в. стала Наталья Алексеевна Шелихова (с. 118–119). В чем, по вашему мнению, образы и судьбы двух женщин: Е. И. Невельской и Н. А. Шелиховой — похожи? В чем каждая из них героиня своего столетия?».

Беседовала Елена ГЛЕБОВА