От легенды до квеста

Обращение к истокам ульчской культуры

Участники конкурса «Живая классика» на ульчском языкеСело Булава считается неофициальной столицей Ульчского района — земли Ульчии, как говорят местные жители. С ним связано немало значимых для культуры коренных народов Амура имен — это мастера Зоя Александровна Пластина, Очу Лукьяновна Росугбу, Нина Константиновна Ходжер, хореограф и основатель танцевального коллектива «Диро» Петр Леонтьевич Дечули, хранитель памяти ульчского народа, автор идеи создания в Булаве музея под открытым небом Дмитрий Иванович Ангин, сегодняшние известные художники, мастера и педагоги Юрий Никитович Куйсали, Иван Павлович Росугбу, Людмила Борисовна Хатхил и многие другие. Меняются поколения, иной становится жизнь, но в Булаве по-прежнему сохраняют любовь и уважение к традициям ульчей, их творческому наследию.

Память о Шаман-горе

«Живая классика». Солистка ансамбля «Гива» исполняет песню «Гатау»21 февраля отмечают Международный день родного языка. В Булавинской средней школе в этом году впервые провели конкурс «Живая классика». Ребята 6–11-х классов рассказывали на ульчском языке легенды, читали отрывки прозы, стихи, удивляли мастерством скороговорок. Их выступления оценивало жюри, куда вошли носители ульчского языка — заместитель директора по учебной работе Ю. И. Чижик, старейшина села Булава А. Г. Кучекта, солистка ансамбля «Гива» К. П. Росугбу. Автором музыкального оформления проекта стал Максим Актанко.

Наталья Алексеевна Кучекта – заведующая ИБЦ, Клавдия Павловна Росугбу – солистка ансамбля «Гива», Оксана Викторовна Артеменко – учитель русского языка и литературы, Александр Геннадьевич Кучекта – старейшина села БулаваТексты легенд на ульчском языке написал А. Г. Кучекта, литературный перевод на русский сделала учитель литературы О. В. Артеменко, а участники конкурса постарались показать глубины этого уникального материала. Лучшей в этой номинации стала одиннадцатиклассница Надежда Кучекта («Легенда о Шаман-горе»), второе место у десятиклассника Максима Актанко («Легенда о смелом охотнике»), третье у десятиклассника Даниила Чечеткина («Легенда о девяти шаманах»), а также у девятиклассницы Ксении Серковой, выступившей с отрывком из книги ульчского классика А. Вальдю «Месяц первых цветов».

Участница фольклорного ансамбля «Диро»Школьники хорошо знают стихи своих земляков, и в этом творческом блоке тоже определили лучших. Семиклассница Диана Урангина прочитала стихотворение А. Н. Дятала «Там, где вешний Амур золотится» и заняла первое место, девятиклассница Ксения Серкова исполнила «Песню о Булаве» Л. П. Дечули, второе место заняла семиклассница Джессика Геращенко («Я хороший ребенок» Л. П. Дечули), и девятиклассница Ольга Непокорова (скороговорка «Бую») — третье место.

Конкурс «Живая классика» в Булавинской школе стал праздником для всех. Здесь выступила солистка ансамбля «Гива» К. П. Росугбу, исполнив песни «Бе-маманэ» и «Гатау», участники фольклорного ансамбля «Диро» под руководством Л. А. Урангиной станцевали «Хэдумбуву», показали мастерское владение искусством ульчских скороговорок. Организаторы подготовили выставку декоративно-прикладных работ А. А. Кучекта и книжную экспозицию к Международному дню родного языка.

Со всеми остановками

Участники школьного квеста «Культурная палитра народов Приамурья»Квест «Культурная палитра народов Приамурья» для булавинских школьников тоже посвятили Международному дню родного языка. Он был задуман как воображаемое путешествие с обязательными остановками в самых важных точках культурной памяти ульчей. Ребята сходили на определенной станции и погружались в творческое пространство мифа, танца, старинной песни или традиционного ремесла, сами становились участниками действа. Маршрут квеста, умело выстроенный педагогами, взял начало от станции «Литературная», где участники познакомились с глубинами ульчского фольклора и сыграли в театральной постановке «Как собака друга искала». Следующая остановка — «Прикладное искусство» и возможность узнать о самобытных этнических традициях ульчей, отразившихся в предметах быта, элементах жилища, детских игрушках, национальных халатах. А для закрепления пройденного — небольшой мастер-класс по изготовлению бумажной модели ульчского костюма, вырезанию орнамента.

Станция «Музыкальная». Разучиваем песни на ульчском языкеНа станциях «Танцевальная», «Музыкальная», «Кладезь мудрости» вспоминали своего замечательного земляка Петра Леонтьевича Дечули — выдающегося хореографа, создателя философии ульчского танца, где живой мир воплощен во взмахе крыла чайки, быстрых движениях рыбы, нерпы. И вместе с ребятами из ансамбля «Диро» постигали это непростое искусство. Слушали удивительно напевные колыбельные, разучивали песню «По ягоды» на родном языке. Отгадывали загадки, учились пословицам и поговоркам, постигали мудрость своего народа.

Станция «Кладезь мудрости». Разгадываем ребусы народов ПриамурьяЗрелищные, наполненные важной информацией станции — «Национальные игры народов Приамурья» и «Зоркий глаз». Здесь было все самое важное о том, как в старину воспитывали будущих рыбаков и охотников, делая их не только выносливыми и меткими, но и понимающими природу. Умение ориентироваться в тайге, метко стрелять пригодилось ульчам во время Великой Отечественной войны. Коренные жители Амура шли добровольцами на фронт, становились снайперами, разведчиками, громили врага, приближали Великую Победу.

Квест — всего лишь игра, но часто именно в легкой дружеской атмосфере происходит осмысление важных вещей. Благодаря педагогам ребята ульчского села Булава попытались расшифровать код культурной памяти своего народа. Они это сумели.

Анна МОРОЗОВА