Когда деревья были маленькими...

Шишкин А.В. 1898-1963. «Стадион им. Ленина». 1961. Бумага, акварель (ДВХМ)Уже много лет Дальневосточный художественный музей формирует свои тематические коллекции. Их несколько, и условно они носят рабочие названия, отражающие содержание произведений: «Военная», «Автопортреты и портреты художников», «Аборигенная», «Нон-конформисты», «Эротика в искусстве», «Дальневосточное искусство», «Русское зарубежье», «Искусство социалистического реализма». Тематический принцип, лежащий в основе отбора экспонатов для этих коллекций, дает возможность серьезно и в широком диапазоне знакомиться с историей искусства.

Лепетухин А. П. Р.1948. «Улица». 1970.  Бумага, линогравюра (ДВХМ)Немногочисленные экспонаты живописи и графики, объединенные в тематическую коллекцию под условным названием «Хабаровск», не отличаются масштабностью авторских замыслов и зычным парадным воплощением. В большинстве своем это небольшого формата этюды и наброски, воссоздающие образ Хабаровска в разные годы. Наиболее ранние произведения из этой коллекции датируются концом XIX века. Не богато здесь и с именами. Для большинства местных художников эта тема не стала основной в их творчестве. Объяснение этому простое — в свое время в масштабах искусства государственного, именуемого соцреализмом, эта тема считалась мелковатой и не была востребована. Постперестроечный период вывел в лидеры искусство формальных поисков и экспериментов, где не было места реалистическому городскому пейзажу с его повествовательностью и лиризмом. Но именно эти качества способствовали переходу городского пейзажа в разряд коммерческих жанров, что несколько ослабило его общий художественный уровень. «Пейзаж на продажу» стал обычным «оригинальным» туристическим продуктом, призванным компенсировать отсутствие в городе сувенирной полиграфии.

Бирюков В. Д. Р. 1955. «Сумерки». 1994. Холст, масло (ДВХМ)Но далеко не всякий художник может позволить себе поставить на поток подобное «изопроизводство». Для человека творческого это невозможный процесс. Художник интересен тогда, когда он непредсказуем, когда может удивлять и удивляться, когда каждое мгновение для него неповторимо и чудесно, а мир необъясним. В этих условиях на свет появляются подлинные шедевры, способные на протяжении многих лет и веков сохранять чудесную силу искусства, дух времени и образ творца. Возможно, пафос здесь не совсем уместен, но уж очень хотелось сказать о главном предназначении художника и о его ответственности перед самим собой и будущим.

Авторы, чьи имена упомянуты ниже, вряд ли специально ставили такие задачи, скорее всего, они так жили, так творили и иначе не могли. Именно поэтому их далеко не программные произведения покоряют нас свежестью красок, оригинальным видением и мастерством исполнения. Этюды А. В. Шишкина, В. П. Беляева, В. И. Борисова запечатлели виды старого Хабаровска. Эти уникальные и бесценные художественные произведения 20 — 30-х годов способны по своей достоверности соперничать с любым архивным документом, а по силе своего эмоционального содержания и пластической выразительности превосходят любое репрезентативное полотно.

Гусак Г. В. 1900-1981. «Хабаровск. Пляж». 1963. Картон, масло (ДВХМ)Свойственные этюду непосредственность, спонтанность и живость действительно заставляют думать, что «картинка» живая, что еще мгновение, и мы услышим голоса летнего «пляжа», шум «Муравьева-Амурской» улицы, вдохнем запахи «новой набережной» и «затона». Рассматривая старые рисунки и акварели, иначе осознаешь свою жизнь в этом городе, и почти физически ощущаешь непрерывность течения времени и неизбежность грядущих перемен.

Счастливым и беззаботным предстает Хабаровск в этюдах 50-х годов Г. В. Гусака и Д. С. Шофмана. И в этом есть большая правда: победа в войне вселила в сердца наших людей невиданный энтузиазм, сподвигла на трудовые подвиги и подарили все радости мирной жизни. Советские города преображались и хорошели. Временем большого социалистического строительства стали для Хабаровска 60-е годы. В акварелях А. В. Шишкина город дышит здоровьем и молодостью. Праздничными интонациями заряжен каждый мазок, мажорная цветовая гамма создает настроение приподнятости и сладкой ностальгии по «коммунистическому раю».

Шофман Д.С. 1919-1976. «Улицы Хабаровска. Конец 50-х». Картон, масло (ДВХМ). Дар Кретовой Н. Г.С неменьшим размахом страна переживала 70-е. Это десятилетие стало эпохой БАМа. Тема «всесоюзной стройки» стала главной в творчестве дальневосточных художников. Почти все они равнодушно пробегали по своему городу, а их возбужденное творческое «я» билось в поисках образов «бамовской» романтики. Результат превзошел все ожидания. В их творчестве нашел свое полноценное воплощение авангардный творческий метод, окрещенный искусствоведами «монтажной графикой». Великолепные графические серии Ю. Быкова, В. Амельянчика, В. Смирнова, В. Чайки, В. Артеменко, А. Гурикова прозвучали гимном дальневосточному искусству. Многие из этих авторов успешно работали и с тематикой менее героической. В середине 80-х Александр Гуриков создает свою замечательную серию офортов «Город», где впервые Хабаровск предстает в облике современном и непривычно агрессивном: резкие очертания домов с доминирующими вертикалями, строгие локальные темные цвета, четкие контрасты света и тени, ломаная перспектива и совсем другой жизненный ритм. Хабаровск 80-х воспринял динамику нового времени, а художники мгновенно ощутили его драматическое содержание. Цикл офортов Роберта Юрьянова «Прогулки по городу» по-блоковски мрачен и тревожен: улицы опасны, люди одиноки, воздух пропитан мистическими страхами.

Беляев В.П. 1901-1942. «Хабаровск». 1928.  Бумага, карандаш (ДВХМ)Сказочно наряден, приветлив и беззаботен город в работах Вадима Федорова, Александра Лепетухина и Владимира Бирюкова. Авторская непосредственность и нарочитая наивность возвращают зрителя в мир счастливого детства, в мир каруселей, игр и лакомств. Мотив периферийного хабаровского дворика с неизменными лавочками, песочницами и тополями стал одним из любимых в творчестве хабаровской художницы Нелли Патехиной. Традиционно работая с легкими материалами, она с большим мастерством передает на бумаге состояние незыблемой патриархальности, душевного комфорта и умиротворенности. Явный топографический уклон в выборе жанра характерен для сегодняшнего творчества Владимира Хрустова. Используя весь свой арсенал живописных средств, он без устали воспроизводит милые сердцу горожан виды. Его богатый этюдный материал часто находит воплощение в полноценных форматных и законченных произведениях.

Патехина Н. И. 1948. «Дорога». 1990.  Бумага, тушь (ДВХМ)Однако приходится заметить, что в последние годы состояние этой части музейного собрания почти не меняется. Коммерческий спрос значительно упростил подход к художественным трактовкам городского пейзажа. Второсортные, средненького уровня штампы почти вытеснили то настоящее, что помогает многим поколениям хабаровчан видеть и создавать уникальный образ родного города.

Сегодняшние живописные «дворики», «домики» и «улочки», возможно, и не обладают музейной ценностью, но для многих могут стать предметом страстного коллекционирования. Ведь предаваясь этой благородной страсти, каждый из нас может создать свой уникальный музей, музей своих чувств и воспоминаний, своих вкусов и ценностей. И уверяю вас, что вопреки расхожему обывательскому мнению, музей — это не мертвое хранилище экспонатов, а живой и очень творческий организм, дарящий человеку удивительную радость общения с прекрасным.

Светлана СОЛОВЬЕВА, искусствовед, заведующая отделом современного искусства Дальневосточного художественного музея
Фотографии Валерия МАЙОРОВА