Сказки об Испании

Саграда Фамилиа – собор, растущий в небоПод пузатым боком самолета блестит Средиземное море. Ремни пристегнуты, спинки кресел подняты, уши заложены — идет посадка. Неожиданно в иллюминаторе, как в калейдоскопе, меняется картинка. В один миг Барселона распахнула объятья кирпично-красными крышами и желтыми дорогами, охровыми горами и песочными пальмами. От такого смешения цветов город кажется золотым. Ноги еще не ступили на древнюю землю, в легкие не проник дух свободы, но сердце уже предвкушает праздник.

Барселона красива на центральных проспектах и в пригородах, в отражении витрин и брызгах фонтанов, залитая ночными огнями и расплавленная полуденным жаром. Она хватает путника в охапку и кружит, влюбляя в себя. Кто-то сравнит жемчужину Каталонии с испанским блюдом: цветным, неожиданным, легким, неизменно вкусным. Для меня она — книга сказок. Самые любимые я расскажу.

Незавершенное совершенство

Антонио Гауди — один из культовых архитекторов мира. Еще при жизни мастер знал, что город прославится его творениями: «Художникам не нужно делать памятников, потому что они уже созданы их трудами».

Барокко и модернизм, готика и возрождение — архитектурные направления, придуманные людьми. Стиль Антонио Гауди диктовала природа. Плавные изгибы похожи на морские волны, игра света и тени — на колыхание древесной кроны. Взяв за основу растительные линии, гений выращивал собственный каменный сад: «В горшках с цветами, в окружении виноградников и олив, оживленных кудахтаньем домашней птицы, щебетанием птах и жужжанием насекомых, и на фоне гор Прадес я уловил самые ясные и прекрасные образы Природы, которая всегда является моей Наставницей».

Под сводами собора МонтсерратВеличественно выступая из стандартной архитектуры, собор Святого Семейства похож на торт или замок из песка. Вылеплен он из белого камня, каждая сторона — определенная часть Библии. Фасады носят названия Страстей Христовых, Славы и Рождества и украшены по-разному: кремовыми фигурками святых и каменной пеной, кубическим изображением Христа и рельефными углами. После гибели Гауди в 1926 году собор достраивали несколько архитекторов, что выразилось в разнообразии внешнего вида. О единстве восприятия можно забыть, но сердце замирает, когда огибаешь очередной поворот и перед тобой предстает еще одно воплощение гения. Стоя под сводами Саграда Фамилиа, понимаешь, что бесконечно можно смотреть не только на огонь и воду. Стрельчатые колонны уходят под высокие своды, резной потолок светит звездами. Какими словами описать цвет солнца, стучащегося в волшебные витражи? Необыкновенный, пронизанный светом лес, но никак не собор. Сам Гауди называл свои строения органическими конструкциями. «Мой клиент не торопится» — отвечал он тем, кто считал строительство затянувшимся. Похоже, свой заказ мастер выполнил. В природе нет ничего законченного, ее совершенство в постоянном изменении. Так и собор, оставшись недостроенным при жизни создателя, прекрасен своей незавершенностью.

Парк Гуэль

Проект задумывался как жилая зона в природном массиве. Эусеби Гуэль — друг и покровитель Антонио Гауди — приобрел 15 гектаров земли, на которых должны были среди деревьев располагаться строения в английском стиле. Были даже построены три демонстрационных здания. Но судьба обошлась с городом-садом, как с современной Испанией — покупателей на дома не нашлось. Поэтому один стал местом жительства Гауди, а два других приобрели сам Гуэль и друг архитектора — адвокат М. Триас-и-Доменек. После смерти Антонио его наследники продали парк мэрии Барселоны.

Парк Гуэля действительно городской, хоть и кипит потоками туристов. Он не построен, а произрастает среди зелени и камня. Лестницы и тропинки ведут тебя все выше и выше в гору, кажется, что где-то далеко они упираются в небо. Не всегда успеваешь заметить, где кончается природа и начинается архитектура. Домики с мозаичными крышами похожи на грибы. Напротив входа ступенчатый фонтан, украшенный цветной ящеркой-хамелеоном, которая стала символом Антонио Гауди. Можно отдохнуть на «бесконечной», извивающейся змеей скамье. Для ее создания на еще не застывший бетон посадили рабочего, замерив таким образом изгиб спины. Чтобы скамейка блестела цветными чешуйками, строителей обязали приносить с собой осколки посуды. Туристы, правда, имеют обыкновение отколупывать стеклышки на память, поэтому приходится реставрировать внешний облик современными материалами.

Музей Гауди в РеусеКроме очевидной, бросающейся в глаза красоты, есть и укромные закоулки с каменными лавочками, зарослями диковинных цветов, арками и ступеньками. Там можно спрятаться и постараться понять гения-создателя, так любившего шероховатость древесной коры и неровность камня.

Гауди никогда не женился, творчество утопило его, было достаточным и необходимым условием существования. Его работы — звучащие, ошеломляющие, оглушающие. И погиб Антонио под колесами звенящего трамвая, никто не узнал в нем талантливого архитектора.

В самых неожиданных местах Барселоны Гауди спрятал сюрпризы. На неприметной улочке можно получить привет от мастера в виде по-кондитерски глазированной башенки и... послать в ответ воздушный поцелуй признательности.

Вышло так, что главные работы Гауди или не были закончены или получились не такими, какими задумывались изначально. Но кто знает, возможно, таким и был замысел его главного заказчика.

Гора, расколотая ангелами

О какой бы национальной достопримечательности Испании вы ни спросили, будьте готовы услышать в ответ легенду. Самая красивая рассказывает о появлении горы Монтсеррат (с каталанского Montserrat — разрезанная гора). Будто бы ангелы спустились с небес и скучно стало им от однообразного ландшафта. Тогда они распилили скалу пополам и украсили ее рельефными изображениями. Некоторые из них настолько причудливы, что имеют свои имена: Божий Перст, Лик Святой Девы, Голова слона, Верблюд.

По версии неромантичных геофизиков, гора возникла в результате тектонических сдвигов и схода ледников. Но оказываясь на вершине белой «расколотой» красавицы, беспрекословно веришь в сказку о крылатых чудотворцах.

Духовный символ Каталонии — действующий бенедиктинский монастырь на вершине. По дороге к собору Монтсеррат можно поразглядывать окна монашеских келий и увидеть памятник основателю — аббату Олибе. Над фасадом собора, получившего в 1881 году статус малой базилики, поработали многие художники и скульпторы. И здесь не обошлось без мозаики Гауди — он оформил алтарную часть.

Во внутреннем дворике путешественники ставят свечи перед старинной изразцовой иконой Божьей Матери и становятся босыми ногами в «круг силы». Считается, что если при этом поднять руки вверх, по всему телу потечет поток энергии, наполняющий здоровьем.

Но главное, за чем едут тысячи туристов на автобусах и фуникулере, к чему стремятся паломники со всего света — это статуя Девы Монсерратской. Испанцы ласково называют ее «смуглянкой» и с удовольствием рассказывают предание о необычном цвете ее кожи. По поверью потемнела «Черная Мадонна» от горя, с которым к ней приходили люди. А может быть, всему виной копоть свечей, горящих у алтаря. Но главное, на что надеется каждый в огромной очереди к святыне, Мадонна может исполнить любое желание.

Сложно сказать, верят ли на самом деле все эти люди, приходящие с просьбами, в Бога или исполнение загаданного. Неизвестно, меняется ли их отношение к вере после. Одно могу с уверенностью сказать: Монсеррат обладает особой, вполне ощутимой силой. Будто кто-то наблюдает за нами, обещая беречь и помогать. Смотришь ли в бездну ущелья или в бесконечность неба — в душе словно бы поднимается ветер. И целый день потом молчишь, наполненный солнцем и духом этой силы. Волшебное место.

...Оказавшись в гуще местной культуры, языка, быта, я как будто заглядывала в синие, как Средиземное море, глаза Испании. И мне открывались такие тайны, о которых молчат путеводители и экскурсоводы. Рассматривая людей, сосны на морском берегу, белок в ветвях, я понимала, что именно эту — нетуристическую — Барселону буду вспоминать в пасмурные дни, и сказочная страна согреет лучами ласкового солнца. Его тепла хватит на всех.

Елизавета ПЫЛАЕВА
Фото автора