Воссоздание иконы

В Православии существует понятие церковной реставрации иконы. Речь идет о том, чтобы в процессе воссоздания ей был возвращен прежде всего молельный образ. Для этого важен не только профессионализм, но и глубокая вера. Константин Антипов, известный хабаровский художник-реставратор, знает наверняка: работая с иконой, прикасаешься не только к той или иной иконописной школе, к творчеству конкретного мастера, но и к вещам нематериальным. Потому что рукой иконописца водит Дух.

Константин Антипов пишет иконостасы для храмов Хабаровска, Биробиджана, Ванино, Приморья, а параллельно с этим больше пятнадцати лет занимается церковной реставрацией. Часто иконы приходят к нему в очень плохом состоянии, но всякий раз их удается вернуть к жизни. Сейчас они находятся в православных церквах нашего края, в музеях и частных коллекциях.

За благословением писать иконы он поехал к старцу Николаю, который жил на острове Залит, что на Псковском озере. Встреча с этим священником оказалась для Константина знаковой. Позднее, по благословению владыки Иннокентия, он учился иконописи и церковной реставрации в Троице-Сергиевой Лавре.

Самая первая отреставрированная им икона – образ Божией Матери Ахтырской – была в полном смысле слова «руиной». Лик Богородицы поврежден пламенем свечи, утрачены многие другие элементы изображения. Музейные реставраторы от нее отказались, а Константин взялся и сделал. Для него нет такого понятия как более сложная для реставрации икона или менее сложная. Каждый раз необходимо найти единственно верное решение, а для этого – переработать массу литературы, почувствовать пластику иконописного образа, его технологические особенности.

У каждой иконы свой путь. Одни, несмотря на почтенный возраст, выглядят прекрасно, другие подобны людям с искалеченными судьбами. И в этом случае самое главное – не навредить, сделать так, чтобы вмешательство было минимальным. «Раскрывая» икону, реставратор не только миллиметр за миллиметром удаляет старую олифу и загрязнения, но и проникает в мастерскую художника, творившего столетия назад. Однажды, работая над образом, созданным в начале XIX столетия, Константин обнаружил под потемневшими от времени слоями цветастый ситец, выбранный иконописцем в качестве паволоки (ткань, наклеенная на доску, поверх которой наносится грунт – левкас). И в этот момент ему показалось, будто ветром распахнулось окно, а там – васильковая Русь.

Прикасаясь к святыням, реставратор невольно становится свидетелем реальных чудес. Вот одно из них. Коллекционер принес Константину старый серебряный оклад и попросил написать под него икону. Заказ по разным причинам затянулся почти на год, хотя и доска была приготовлена, и рисунок сделан. Потом тот же человек принес потемневшую от времени икону и попросил ее «раскрыть». И оказалось, что изображение святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии было из-под того самого оклада. Коллекционер удивился не меньше реставратора, потому что эти реликвии попали к нему из разных концов страны  в разное время.

Но еще более удивительный случай, даже мистический, произошел с Константином Антиповым в молодости. К нему, студенту Благовещенского художественного училища, в то время абсолютно далекому от иконописи, пришел незнакомый человек и заказал образ «Спаса Нерукотворного». Сказал, что через месяц вернется за иконой. Странный визит, но Константин решил попробовать. Раздобыл доску из красного дерева, стал работать над ликом Христа. Человек так и не пришел. А много лет спустя, читая канон для иконописцев, Константин Антипов узнал, что все мастера начинают именно со «Спаса Нерукотворного».

Елена ГЛЕБОВА