Церковная реставрация

Эти материалы подготовлены Константином Антиповым во время реставрационных работ.
В какой-то степени они позволяют нам прикоснуться к сложнейшему процессу воссоздания иконы.

Икона «Нечаянная радость» (XIX в.)

Икона «Нечаянная радость» (XIX в.)Икона «Нечаянная радость» (XIX в.)

Материал. Дерево (липа), паволока, левкас, темпера, лак, ковчег, две встречные филенчатые шпонки.

Размеры. 36×30×3 см.

Колорит. Скупой, построен на сочетании темных охр, разных оттенков, глуховатого красного, белил и серого цвета.

Сохранность. Значительные утраты красочного слоя, особенно повреждены изображения Богородицы и младенца, выпадение левкаса в верхней части доски, повреждена надпись, трещины и мелкие выбоины, расхождение досок.

Раскрытие. Живопись высвобождена от старой олифы и укреплена, доска склеена, заделаны трещины, восстановлен левкас, утраты красочного слоя восстановлены и тонированы, покрытие масляно-копаловым лаком, вощение оборота доски.

Иконография. На иконе «Нечаянная радость» изображен коленопреклоненный человек перед иконой Богородицы. Икона написана по сказанию Дмитрия Ростовского. В сказании говорится: один человек проводил греховную жизнь, тем не менее благоговейно любил Божью Матерь и ежедневно молился перед ее иконой. Однажды он увидел, что изображение ожило, язвы Иисуса открылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «О Господи, кто это сделал?» Пресвятая Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники, которые грехами своими вновь распинают сына моего!» Тогда только внутреннему зрению грешника открылись его беззакония, и он в слезах долго молил Богородицу о помиловании. Наконец была дана ему нечаянная радость прощения и оставления грехов.


Икона «Архангел Михаил с предстоящими святыми Флором, Лавром, Модестом и Власием» (XIX в.)

Икона «Архангел Михаил  с предстоящими святыми Флором, Лавром, Модестом и Власием»  (XIX в.)Икона «Архангел Михаил  с предстоящими святыми Флором, Лавром, Модестом и Власием»  (XIX в.)

Размеры. 35×31×2 см.

Материал. Составная доска, торцовые шпонки, бумажная паволока, левкас, темпера, олифа, серебро.

Сохранность. Многочисленные утраты живописи, значительные повреждения полей, с утратами левкаса (грунт, состоящий из мела и клея) до доски, множественные выбоины и трещины, мелкий кракелюр (трещины), расхождение досок.

Описание. В живописи иконы прослеживаются признаки стилистической двойственности, характерной для традиции периферийных центров, знакомых с нормами сложившегося к XIIV В. Общерусского стиля. В данном случае это черты, в наибольшей степени отвечающие московской ориентации. В соотношении фигур и фона есть логика и классическая стройность, определяющая цельность и гармоничность иконы. Столичное художественное влияние заметно в пропорциях фигур, удаленных, с небольшими изящными головами. В характере силуэтов, тонкой каллиграфической разработке одежд с мягкими тональными переходами чистых нежных цветов, деликатное употребление серебра, как и в тонких линиях обводящих силуэты, вытянутых пропорциях фигур сохраняются черты строгановской стилистики. Иконы с изображение Модеста, Власия, Флора и Лавра были широко распространены в Тобольском крае. Все эти святые считались покровителями животноводства, Флор и Лавр считались покровителями коневодства. Архангел Михаил считался покровителем и заступником русского воинства. Особенность иконографической композиции — архангел Михаил с платом в руках, с изображением нерукотворного образа Христа.

Раскрытие. Доска склеена и закреплена, восстановлен левкас. По сохранившемся фрагментам орнамента на полях реконструированы недостающие части композиции. Укреплен красочный слой, живопись расчищена, тонированы утраты, восстановлено цветотональное единство композиции иконы, покрытие масляно-копаловым лаком, произведено вощение оборота доски.


Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Взыскание Погибших» (XIX в.)

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Взыскание Погибших» (XIX в.)Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Взыскание Погибших» (XIX в.)

Размеры. 35×30×3 см.

Материал. Дерево (липовая доска), тканая паволока, левкас, чеканный орнамент по фону, темпера, золото, лак, две врезные торцевые шпонки (утрачены и заменены).

Сохранность. Две глубокие трещины, разъединяющие доску, сколы внизу и по краю доски, повреждение жуком-точильщиком, с выходом отверстий на лицевую сторону, утраты золота фона, живописи и грунта до доски, значительные повреждения левкаса в правом верхнем углу, живописи в центральной части доски вдоль трещин, сильно поврежден лик Богородицы и руки, отставание левкаса, вздутия, осыпи красочного слоя, в нижней части ожоги от свечей, с утратой левкаса и изображения ног младенца.

Раскрытие. Живопись высвобождена от старой олифы и укреплена, доска склеена, заделаны трещины и повреждения доски, восстановлен левкас, фрагментарное золочение, воссоздан цвет фона и полей, утраты тонированы, реконструирован и укреплен живописный слой, выполнены шпонки, вощение оборота доски, произведена дезинсекция, покрытие иконы масляно-копаловым лаком.

Описание. Тщательная прорисовка деталей, каллиграфическая чистота линий и особенная отточенность штриха, качество золочения, идеально приготовленные тонко растертые краски отменного качества свидетельствуют о высоком уровне мастерства автора. Стилистические приемы письма, роспись складок одежд с мягкой живописной лепкой, тщательно проработанные лики с легким румянцем, миловидные, с правильным овалом, округлыми глазами и поднятыми дугой бровями характерны для типов, выработанных устюжской школой.

История. По преданию, икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке во времена византийского императора Юстиниана, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила, достигшего потом высшего духовного совершенства и прославленного Церковью в лике преподобных. Это событие и послужило поводом к наименованию иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

В России этот святой образ проявил свою благодатную силу в XVIII веке в семье одного благочестивого прихожанина церкви Рождества Христова, спасенного Божией Матерью по его молитве от глубокой нищеты и отчаянья. Он передал святыню по особенному указанию в сновидении вышеупомянутому храму. В 1812 году храм был разграблен французами, а икону нашли разрубленной на три части. При обретении иконы совершилось множество чудесных знамений и исцелений. Ныне особо чтимый чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» хранится в храме в честь «Воскресенья Словущего» на улице Неждановой в Москве.


Икона «Владимирская Пресвятая Богородица» (XVIII — XIX вв.)

Икона «Владимирская  Пресвятая Богородица»  (XVIII – XIX вв.)Икона «Владимирская  Пресвятая Богородица»  (XVIII – XIX вв.)

Размеры. 41×31×2 см.

Материал. Дерево (еловая доска), бумажная паволока, левкас, темпера, серебро, две врезные плоские встречные шпонки.

Сохранность. Общее загрязнение, трещина, разъединяющая доку на две части, мелкосетчатый кракелюр, повреждения левкаса и красочного слоя, пятна масляной краски, царапины, выбоины, мелкие трещины, ожоги от свечей внизу и на полях иконы. Значительно поврежден лик Богородицы.

Раскрытие. Удалена потемневшая олифа, живопись расчищена и укреплена, доска склеена, заделаны трещины, восстановлены повреждения левкаса, восстановлены утраты красочного слоя, реконструированы недостающие фрагменты живописи.

Описание, датировка. Фон иконы посеребрен, поля желто-красно-охристые, опушь (цветная кайма, обрамляющая икону) обозначена двойной линией, широкой темно-коричневой и узкой белой. Силуэты фигур и внутреннее поле иконы оконтурены черной линией. Лиричность образов, свойственная среднерусскому искусству, сочетается с признаками северных писем. Неровно лежащие краски на полях и плотные, приглушенные тона основного поля иконы, ярко выраженный линейный прием в разработке одежд, лаконичный колорит, построенный на сопоставлении желто-коричневых тонов с темно-вишневым и синим. Специфическая особенность: выход контура фигуры Богородицы на поля иконы.

Как по материальным данным (грубовато рубленная доска, обработанная теслом, плоские шпонки, характерные для суздальских икон XVIII в., обработка тыльной стороны чесночным соком с олифой), так и по стилистическим признакам и особенно по колориту можно сказать, что икона ближе к рубежу столетий и вызывает ассоциации с памятниками суздальской школы.


Икона «Святой Апостол Евангелист Лука» (XIX в.)

Икона «Святой Апостол Евангелист Лука» (XIX в.)Икона «Святой Апостол Евангелист Лука» (XIX в.)

Размеры. 10×15 см.

Материал. Дерево, темпера, золото.

Сохранность. Утрачены боковые части доски, утраты левкаса, повреждение красочного слоя. Раскрытие. Удаление старой олифы, выполнены недостающие части доски, восстановлен левкас и красочный слой.

Икона Божией Матери «Албазинская» (XIX в.)

Размеры. 20×25 см.

Материал. Дерево, левкас, темпера, позолота.

Сохранность. Утраты левкаса, повреждения красочного слоя, осыпание, вытертости, кракелюр.

Раскрытие. Расчистка, укрепление левкаса и красочного слоя, восстановление утрат и позолоты.


Икона Божией Матери «Албазинская» (XIX в.)

Икона Божией Матери «Албазинская» (XIX в.)Икона Божией Матери «Албазинская» (XIX в.)

Размеры. 20 х 25 см.

Материал. Дерево, левкас, темпера, позолота.

Сохранность. Утраты левкаса, повреждения красочного слоя, осыпание, вытертости, кракелюр.

Раскрытие. Расчистка, укрепление левкаса и красочного слоя, восстановление утрат и позолоты.