Вселенная эвенкийского бубна

Эвенкийский шаманИстория Российского национального музея музыки (ранее Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки) восходит к 1912 году.

Камлание. Нижний АмурВ стенах Московской консерватории открылся мемориальный кабинет ее основателя, выдающегося пианиста и музыкального деятеля России Николая Рубинштейна, где сосредоточились рукописи пианиста, его личные вещи, письма друзей, а также документы Московского отделения Русского музыкального общества. Выросший из небольшого подразделения Московской консерватории, за свою уже более чем вековую историю музей превратился в крупнейшую в мире сокровищницу памятников мировой музыкальной культуры, насчитывающую почти миллион экспонатов. Сегодня РНММ объединяет шесть филиалов — музеи-квартиры А. Б. Гольденвейзера и Н. С. Голованова, мемориальную усадьбу Ф. И. Шаляпина, музей С. С. Прокофьева и музей «П. И. Чайковский и Москва», а также Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов России. Это крупнейшее собрание струнных смычковых инструментов мастеров разных стран и эпох XVI–XX веков, включающее в том числе шедевры Амати, Страдивари, Гварнери.

Важное место в фондах музея музыки занимает коллекция музыкальных инструментов народов мира, насчитывающая более трех тысяч предметов. Она начала складываться в конце XIX века, когда несколько известных музыкальных деятелей России передали в консерваторию свои раритеты. Таковы, к примеру, собрание инструментов народов Средней Азии и Казахстана Августа Эйхгорна и энгармонический рояль Владимира Одоевского. В 20–30-е годы прошлого столетия музей пополнился национальными инструментами из коллекции Государственного института музыкальной науки (ГИМН), сотрудники которого на протяжении многих лет вели большую научную и просветительскую работу по собиранию и изучению народных инструментов.

Музыкальные инструменты народов Сибири и Дальнего Востока  в коллекции Российского национального музея музыкиК особо ценным экспонатам относятся русские гусли XIII–XIV веков, найденные при археологических раскопках в Великом Новгороде, знаменитые русские балалайки мастера Семена Налимова, русские пастушеские инструменты — владимирские рожки, жалейки, поддужные колокольчики XIX века. К другим уникальным экспонатам относятся ханты-мансийские струнные инструменты и бубны народов Сибири и Дальнего Востока.

В дальневосточной коллекции Российского национального музея музыки среди ритуальных музыкальных инструментов (бубнов и колотушек), принадлежавших шаманам, особую ценность представляет эвенкийский бубен.

Эвенки являются одним из восьми коренных малочисленных народов, с древнейших времен проживающих на территории Сибири и Дальнего Востока, сложившимся на основе смешения местного населения с тунгусскими племенами. Предки эвенков пришли сюда тысячелетия назад, освоив эти земли. Считается, что этот народ отличается сильным, гордым и честным характером, выработанным в борьбе с суровой природой. Но в этом противостоянии эвенки не только смогли накопить необходимые для жизни знания и приспособиться к экстремальным условиям, но и создали яркую и самобытную культуру.

Бубны в коллекции Российского национального музея музыкиЭвенки всегда считали, что их дом стоит под самой Полярной звездой. Территория, которую они населяют, — страна бурных рек и узких каньонов, красивейших водопадов и устремленных в недосягаемую вышину скал, похожих на сказочные средневековые замки, овеянных тайнами и легендами. Главные же тайны эвенков с незапамятных времен связаны с шаманством.

Наиболее ранние из дошедших до нас историко-этнографических источников, сообщающих сведения по шаманизму у эвенков, еще не исчерпаны и не изучены полностью. Среди них материалы, собранные в 40-х годах XVIII века российским путешественником и ученым Я. И. Линденау на Охотском побережье. Особого внимания заслуживают фрагменты «Описания Тобольского наместничества», автор которого в отличие от многих своих современников-путешественников и исследователей сумел довольно глубоко разобраться во многих сущностных чертах шаманских ритуалов эвенков. От его внимания не ускользнули такие особенности действий шамана, как своеобразная актерская игра во время совершения ритуалов добывания удачи, благодарения огня или обряда икэнипкэ — восьмидневной охотничьей мистерии-погони за божественным оленем.

ЭвенкиБубен с древнейших времен был обязательным атрибутом шамана. В Российском национальном музее музыки сосредоточена богатейшая коллекция этих ритуальных музыкальных инструментов народов Сибири и Дальнего Востока. Представленный здесь эвенкийский бубен отличается крупными размерами, широкой обечайкой (тип обода) и наличием с внутренней стороны железных побрякушек. Как и все прочие шаманские атрибуты, в прошлом он считался священным. Известно, что шаманы строго, из поколения в поколение, передавали традиции устройства и оформления своих бубнов.

По представлениям эвенков бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом, но и важным символом духовной культуры, обозначавшим Вселенную. Качество бубна зависело не столько от самого шамана, сколько от его сородичей, на которых возлагалась обязанность устройства магического музыкального инструмента. Часть этой работы выполняли женщины: они выделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч. Мужчины заготовляли деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч и крепили с его внутренней стороны рукоятку, выковывали железные подвески, наносили на кожаную поверхность особые рисунки. Они были разными — от простых кругов, повторявших форму самого инструмента, до сложнейших композиций с изображением антропоморфных и зооморфных фигур, деревьев, небесных светил. Ритуальный бубен делали с соблюдением определенных ритуалов, причем сам шаман указывал, когда это должно происходить — днем или ночью.

Во время камланий (этимология этого слова происходит от тюркского слова «кам» — «шаман», шаман Эвенкийский бубен в экспозиции Российского национального музея музыкиударял колотушкой по мембране в центре или ближе к обечайке, извлекая различные по высоте и тембру звуки. Обтянутый лосиной кожей эвенкийский бубен перед использованием нагревали на костре, от чего издаваемые звуки приобретали особую чистоту.

Считалось, что инструмент шамана лечил душу и сердце. Этому феномену есть медицинское объяснение: звуки, исходящие от бубна, приводят в баланс энергетические потоки человека, и при совпадении ритмов музыкального инструмента с ритмами сердца организм обогащается кислородом.

Эвенкийский шаманский бубен. Конец XIX – начало XX в.Эвенкийские шаманы виртуозно владели всеми возможными приемами звукоизвлечения — от тончайшего тремоло до скользящих движений колотушкой или локтем по вибрирующей мембране. Шаман пользовался бубном и как резонатором, отклоняя звуковые волны своего голоса и создавая тем самым эффект перемещения в пространстве. Однако существует поверье, что без нужды ударять в шаманский бубен нельзя, поскольку он вызовет духов.

В последнее время традиционная религия эвенков — шаманизм переживает второе рождение. Важность исследования современного шаманизма как духовной основы сохранения традиционной культуры не вызывает сомнений. Более того, во внимательном и глубоком изучении этого феномена заключен залог выживания конкретных народов Сибири и Дальнего Востока.

В материале использованы фотографии с сайтов: https://amur-bereg.ru, https://photokamchatka.ru, https://irinamedvedeva8.livejournal.com

Ирина НОВИЧКОВА