С точки зрения этнографии

Всероссийский фестиваль «ЭтноКино» — одна из традиций Урала. Он проходит каждые два года при поддержке министерства культуры Свердловской области и Инновационного культурного центра. В 2018 году уже в четвертый раз. О статусе фестиваля, в фокусе которого широкая этнографическая тематика, говорит число поданных заявок. Для участия в нынешнем конкурсе было представлено 200 киноработ со всей страны — документальных, телевизионных, игровых, научно-популярных. Десять из них вошли в афишу «ЭтноКино», но только шесть стали призерами. Главная награда — приз имени А. А. Литвинова за лучший фильм — вручена хабаровчанину Альберту Самойлову, режиссеру фильма «Театр „Бури“. Время сновидений» (Дальневосточная киностудия).

Александр ЛитвиновПервый

«ЭтноКино» 2018 года совпало с крупной датой — 120-летием со дня рождения Александра Литвинова, основоположника этнографического кино в СССР, оказавшего влияние на это направление в мировом кинематографе. В 1929 году он создал свой первый этнографический фильм «Лесные люди», посвященный удэгейцам и ставший классикой. Позднее как результат семи крупных киноэкспедиций на экраны вышли другие картины Литвинова, открывшие зрителю уникальные этнические культуры народов Сибири и Дальнего Востока. Творчество режиссера было отмечено высокой наградой — премией имени Федора Федоровича Буссе — экономиста, историка, археолога, общественного деятеля, автора научных работ по вопросам социально-экономического развития восточного региона, одного из инициаторов создания Общества изучения Амурского края и его первого председателя.

А.А. Литвинов и В.К. АрсеньевНо какими бы ни были в дальнейшем дороги Александра Литвинова, не отпускала история маленького лесного народа, положившая начало яркому режиссерскому взлету. Спустя два десятилетия, в 1947-м, он вернулся в Уссурийский край и снял фильм «Удэ», а еще через десять лет создал картину «По дорогам Приморья». Он грезил в юности о путешествиях в далекие страны, и судьба подарила возможность побывать в самых труднодоступных местах российского Дальнего Востока. Он попал в удивительный мир, где люди продолжали жить по своим древним законам и сохранили чистый взгляд на природу. Поездка на Дальний Восток подарила встречу с человеком-легендой — Владимиром Арсеньевым. Благодаря этому выдающемуся исследователю и путешественнику создатели фильма сумели наполнить его подлинной жизнью. Арсеньев не мог присутствовать на съемках, но выступил соавтором сценария. По его инициативе главным объектом кинокартины стали удэгейцы, а вышедшая в 1926 году книга «Лесные люди — удэгейцы» подарила ей название. Киноэкспедиция заняла шесть месяцев, и во многом ее успех обеспечили ценные советы Арсеньева, его материалы по культуре и быту удэгейцев, детально разработанный маршрут и снаряжение (достаточно назвать удобные «арсеньевские» палатки), а также письма и телеграммы, которые Владимир Клавдиевич разослал в те места, куда направлялась съемочная группа. И вообще имя Арсеньева стало для киношников ключом, открывавшим им все таежные двери.

Съемки в дальневосточной экспедицииЭто был очень трудный поход. Шли по глухим таежным тропам, сплавлялись по быстрым рекам на удэгейских батах, погружались в совсем иную реальность. Авторам фильма удалось ненавязчиво и тактично стать на какое-то время частью удэгейских поселений, наладить доверительные отношения с местными жителями и, самое главное, убрать со временем незримый барьер между камерой и объектами съемки. В объектив попадали будни лесных людей со всеми их мельчайшими деталями. Они ловили рыбу, охотились, а когда наступала необходимость, совершали магические ритуалы. И все это без оглядки на чужаков со стрекочущей камерой. Уникальный опыт режиссера Литвинова и оператора П. Мершина и сегодня вызывает восхищение.

Из дальневосточной экспедиции они привезли «Лесных людей» и «В дебрях Уссурийского края» — о том, как проходили съемки. Обе картины в 1929 году выпустила в прокат фабрика «Совкино», и они имели большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

УдэгейцыЛитвинов заложил основу этнокинематографа в нашей стране, вызвал своими талантливыми работами искренний интерес зрителей, но в отдельную профессиональную школу это направление так и не переросло. Исследователь творчества Александра Литвинова кинорежиссер, этнограф и директор фестиваля «ЭтноКино» Иван Головнев называет причины. Советская власть изначально определила этнографию как вспомогательную историческую дисциплину, а жесткая цензура тоталитарного государства не допускала в этнических сюжетах ничего, кроме «социалистического по форме и содержанию». Вот почему уже во второй половине 1930-х этнографические картины исчезли с советских экранов. Кинематографический опыт основателя этнокино на долгие годы оказался забытым. Сегодня его имя, его «лесные люди» возвращаются. На закрытии фестиваля «ЭтноКино» состоялся показ отреставрированной копии фильма «По дебрям Уссурийского края», предоставленной Российским государственным архивом кинодокументов.

Альберт СамойловВторой

Театр «Бури» — второй в истории Приамурья. С 1936 по 1940 год в Найхине существовал Нанайский национальный театр, в его состав входили драматическая, хоровая и музыкальная группы. Лучшие колхозники и комсомольцы ставили и играли спектакли, в которых соединялись древние пласты народной культуры, классические пьесы и веяния нового, советского времени. Жизнь уникального коллектива оказалась недолгой, путь в искусстве сложным, и это тема отдельного исследования. Два года назад к идее национального театра вернулся Леонид Сунгоркин и сумел найти единомышленников.

Театр «Бури». В центре Виктор Бондаренко и Вадим  ГогольковСвое имя «Бури» взял от названия нанайского стойбища, на месте которого основан Хабаровск. Первой театральной работой стал спектакль «Время сновидений» по пьесе дальневосточного поэта и драматурга Виктора Еращенко. Творческий процесс увлек и объединил актеров-любителей и профессиональных постановщиков. Режиссером стал художественный руководитель хабаровского театра «Триада» Вадим Гогольков, сценографию создал главный художник «Триады» Сергей Ким, а ее отдельные элементы — художник Николай Холодок, костюмы по эскизам Кристины Хазиахметовой сшили студенты Хабаровского технологического колледжа. Музыка в постановке играет одну из знаковых ролей, и это обрамление создал музыкант и аранжировщик Виктор Бондаренко, владеющий игрой на многих музыкальных инструментах коренных народов Амура.

«Время сновидений». Сцена из спектакляРепетиционный процесс, ставший временем счастливого сотворчества, занял полтора года. Первые встречи, обсуждения, споры, продвижение по сценарию, поиски важных акцентов, проникновение в характеры героев пьесы — все фиксировалось на кинокамеру участниками спектакля. Именно этот живой материал стал основой фильма Альберта Самойлова. Кинорежиссер увидел сначала премьеру «Времени сновидений» на сцене «Триады», а потом, уже работая с предоставленными ему записями, перемотал время назад. Так из «рабочих» эпизодов возникла история рождения национального театра. Но самое главное между строк. Режиссеру удалось высветить то, как постепенно участники спектакля, а среди них разные поколения коренных народов Амура, постигают культуру и философию предков, осознают свою причастность и ответственность за сохранение этих традиций.

Елена ГЛЕБОВА
В материале использованы фотографии с интернет-ресурсов
https://www.ourbaku.com и https://naslednik-dv.livejournal.com