Селение Агзу из страны Удэхе

Горная страна Сихотэ-Алинь обладает уникальными памятниками культурного наследия. Здесь проходили древние торговые пути. В результате культурной адаптации к условиям жизни сформировалось коренное население.

В сельской местности Приморья проживают представители таких коренных народов, как нанайцы, орочи, тазы, удэгейцы. Они сосредоточены главным образом в пяти районах края: Красноармейском, Пожарском, Тернейском, Лазовском, Ольгинском. Общая численность населения на этой территории около 110000 человек, сельских жителей — 53200. Из них 2% (1150 человек) составляют аборигены. Удэгейцы занимают три больших села — Красный Яр, Агзу и Дальний Кут. Нанайцы сосредоточены в селениях Верхний Перевал и Красный Яр, тазы в основном обитают в селе Михайловка Ольгинского района.

Этногенез этих народов очень сложен, по проблеме их происхождения существует несколько точек зрения. Ученые единодушны только в том, что своим происхождением нанайцы, орочи и удэгейцы, с одной стороны, обязаны прототунгусскому населению Сибири и Прибайкалья, а с другой — народам древней Маньчжурии и автохтонным племенам Нижнего Амура, Приморья и других территорий Дальнего Востока.

Еще в начале прошлого века В. К. Арсеньев посвятил этому народу многие свои исследования, в которых подробно описывал их быт, общественный строй. Удивительно, но строки, написанные почти сто лет тому назад, вполне отвечают сегодняшнему дню. «...Нельзя не любить этих людей за смелость, мужество, за глубокое знание ими природы, тайги, жизни растений и животных, за их бережное, гуманное отношение к природе, ко всему живому, за их заботу обо всех окружающих и даже незнакомых путниках тайги, за готовность помочь любому существу, попавшему в беду».

Национальное удэгейское село Агзу было образовано в далеком 1934 году, когда перед властями встал вопрос объединения удэгейцев. Цели были самые благие — так и снабжать их лучше было продуктами и лекарствами, и ликбез проводить опять-таки удобней. Несколько поселений удэгейцев соединили вместе, и получилось Агзу, расположенное в самом центре хребта Сихотэ-Алинь, на берегу горной и своенравной реки Самарга.

Самая распространенная версия появления названия села гласит о том, что Агзу — это чертово место, поскольку название является производным от «огзо», что по-удэгейски означает «черт». Китайские купцы в начале века завезли в эти места черную оспу, много жизней унесла она. Жители также говорят, что если взобраться на насыпь, откуда открывается вид на село, то видно, что само поселение расположено в форме буквы «А» и напоминает птицу.

Конечно, многое сегодня изменилось в жизни «лесных людей», и это естественно. Но то, что село Агзу обладает такой притягательной силой, неудивительно, ведь здесь проживают талантливые и самобытные люди.

Лев Семенович Камандига, один из первых жителей села Агзу, долгое время хранил в памяти историю о том, как шаман покинул село. Дескать, был шаман, но улетел. Давно дело было, после революции. Сказал шаман старикам: «Плохое время идет, ухожу я». Лев Семенович вспоминал, как в далеком детстве мать водила его на покрытую льдом и припорошенную снегом реку показывать следы шамана: цепочка следов становилась все реже, реже, потом на расстоянии в сажень отпечатывался только носок, потом и вовсе следы пропали...

Исчез шаман, улетел. Остались только воспоминания стариков о его удивительной силе и способностях. Сейчас же в селе только два человека — Татьяна Михайловна Двойнова и Анатолий Иванович Камандига, которые умело имитируют танец шамана, но это, согласитесь, уже совсем другое.

В танце воплощает историю своего народа коллектив ансамбля «Кункай». Художественная самодеятельность здесь очень популярна. Национальные песни, пьесы на фольклорные и современные сюжеты — все можно увидеть на сцене.

Наиболее оригинальным остается декоративно-прикладное искусство, прежде всего орнамент удэгейцев. Его можно проследить на роскошных халатах из бабушкиного сундука сестер Ольги Даниловны Лободы и Анны Даниловны Дорофеевой.

Нелегко сейчас живется на Cевере. Однако есть и такие, кто не только не жалуется, но и доволен жизнью. Например, метеоролог Владимир Лычак. «Главное — это гармонию найти с окружающим миром, — говорит Владимир Федорович. — Жить здесь не только можно, но и интересно». Действительно, Владимир как бы подтверждает старую истину: «Свою жизнь человек делает сам». А помогает ему в этом его хобби: живопись, пчеловодство, изготовление изделий из кожи, резьба по дереву, ковка — скучать не приходится.

Интерес к национальной культуре у детей села Агзу проявляется уже в школьные годы: дети изучают удэгейский язык, традиционные орнаменты костюмов, песни, танцы, игру на национальном инструменте — кункае.

Вопреки всем трудностям национальное село живет. И пока есть энтузиасты-подвижники, культура коренного населения будет служить источником духовно-нравственного опыта для новых поколений.

Елена СУШКО
Фото Натальи Каторжных


Елена СушкоСушко Елена Владимировна, заведующая историческим отделом Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева.

Сфера научных интересов — материальная и духовная культура коренных малочисленных народов Приамурья и Приморья.

С 2001 г. принимала участие в экспедициях по местам компактного проживания коренных малочисленных народов Пожарского района (с. Верхний Перевал, с. Красный Яр) и Тернейского района (с. Агзу).

Автор музейно-выставочного проекта «Узоры Северного Приморья» и ряда публикаций по данной теме.