Миры на срезе дерева

Марина БаженоваИз каких тайников души, памяти, фантазии возникает то, что потом назовут картиной, стихами, музыкой? Или художник только инструмент в руках Творца, который направляет, отсекает лишнее, подчеркивает главное, словно убеждая в том, что все в руках человека и нужно лишь суметь разглядеть красоту в окружающем мире.

Работы мастера декоративного искусства Марины Баженовой, выполненные в технике флормозаики, сразу привлекают внимание. Фактурные, выпуклые, они даже на взгляд кажутся теплыми: тигр, похожий на прирученную кошку, доверчивый и в то же время опасный, пятнистый гепард с острым взглядом, семейство чудных медведей, белка. Птицы, рыбы, обитающие в нашей дальневосточной тайге, цветочные композиции и бесконечно милые городским жителям вездесущие воробьи, устроившиеся на тонких ветвях рябины, населяют мир художницы.

К сожалению, фотография не передает своеобычность техники флормозаики, ее мягкость и теплоту, когда неяркие на первый взгляд панно выглядят, словно подсвеченные вечерним солнцем: не то миражи, привидевшиеся на рассвете, не то фантазии из детских снов.

— Рассказать, что я делаю, невозможно, — размышляет Марина Баженова. — Замысел рождается в голове, но иногда между замыслом и воплощением ощутимая разница, так как мозаика очень сложная техника. А иногда работа получается сразу, на одном дыхании. Не знаю, от чего это зависит... Главное в нашем деле — почувствовать материал. До определенного времени я его не чувствовала, у меня не получалось, но отец мне сказал, что обязательно получится. И действительно, наступила минута, когда руки сами взяли и сделали.

Марина родилась в Хабаровске. Окончив мебельное отделение лесотехнического техникума, несколько лет проработала по специальности на хабаровской мебельной фабрике «Заря». Может, и дальше продолжала бы там работать, если бы не отец, Александр Викторович Калмыков, который в течение 15 лет осваивал технику флормозаики. Его «ноу-хау», так называемый косой срез, открыл широкие возможности мастерам, создающим свои работы в этой технике. Свой опыт и мастерство художник передал дочерям Татьяне и Марине.

— Папа всегда тяготел к творчеству, — вспоминает Марина. — Когда моя сестра училась на художественно-графическом факультете, она в качестве дипломной работы выбрала технику флормозаики. И отец, помню, ей очень помогал — резал, строгал. Хотя он не имел специального художественного образования, про него можно сказать, что он мастер-любитель. Сначала изучал книги по обработке дерева, потом стал применять знания на практике. Начинал с маленьких работ, потом перешел к большим.

Поначалу, когда отец с сестрой занимались деревом, Марина только смотрела, что-то запоминала, что-то пробовала сделать сама, но это было любительство. По-настоящему она стала заниматься флормозаикой после того, как отца не стало. Словно золотую ниточку, которую он протянул, дочь подхватила и дальше стала работать самостоятельно. Жаль, что Александр Викторович не увидел ее работ, но все, что Марина делает — это в память о нем. Даже инструменты, чтобы резать, снимать кору, строгать, у нее особенные — те, которые изобрел и сделал отец.

Но прежде чем приступить к работе, надо сделать срезы из древесных веток — так называемые заготовки. Это могут быть ветки ольхи или березы. В дело идут также ольховые сережки, ковыль, всевозможные семена, опилки; они хороши тем, что легко красятся. Правда, в своих работах Баженова предпочитает натуральный цвет, именно он дает теплоту и объем, присущие ее изделиям.

Чтобы собрать нужный материал, замечает Марина, бывает, не один раз приходится обежать бульвар или какой-нибудь заброшенный дворик, чтобы отыскать ту самую, единственную, деталь, которая впоследствии станет изюминкой композиции. Кроме ольхи и березы мастер использует в работе тополь, липу, дальневосточную акацию.

— Немаловажное значение имеет эскиз или рисунок. Иногда я повторяю какую-то папину работу. Или отыщу старый неоконченный рисунок сестры, что-то доделаю, изменю или добавлю, и получается неожиданный результат — нечто совсем новое. Мне важен контур, силуэт, а тени, фон я сама в процессе работы сделаю.

В коллекции Марины Баженовой есть композиции, выполненные на ткани, которые напоминают искусную вышивку. Есть комбинированные работы с добавлением листочков, пера, бумаги. Есть большие панно и есть совсем маленькие, как правило, они делаются быстро: нашла эскиз, набросала контур, присыпала, мысленно увидела работу в целом, и смахнув рукой заготовки, приступила к выполнению: скорей, скорей успеть передать впечатление ускользающего мгновения.

Любимые персонажи — тигры, у Марины их множество. Выполненные в разных техниках животные эти выглядят удивительно грациозно, не зря тигр считается символом Дальнего Востока. А вот чудо — бабочка. Хрупкая, легкая, она застыла над цветком или растением, сама на цветок похожа. Есть детская коллекция на тему сказок, их выполнять сложнее, но результат получается интересный: каждый персонаж, будь то слоненок, обезьяна или медведь, со своим неповторимым выражением. В этих работах угадываются юмор и доброта художницы, ее взгляд на мир детства.

Все свободное время Марина отдает творчеству. Вечером, переделав неизбежные домашние дела и уединившись в своей мастерской, она до глубокой ночи режет, точит, шкурит.

Последние три года Баженова участница городских и краевых выставок, которые проходят в Арт-подвальчике, Легкоатлетическом манеже. На выставках происходит знакомство художницы с другими мастерами, и это общение способствует обогащению опытом. Тем более что в Хабаровске мало кто работает в технике флормозаики.

Специального образования Марина не имеет. Однако на выставках педагоги художественно-графического факультета, привлеченные интересными работами, часто спрашивают ее: «Вы что заканчивали, наш худграф? Хорошо сделано».

Участие в выставках — это не только вполне понятное желание выйти из замкнутого пространства, получить признание. Именно на выставках некоторые ее работы находят своих почитателей.

— Когда моя картина приходит к людям, она как бы обретает самостоятельную жизнь. Я представляю, как человек повесит изготовленное мной панно у себя дома, будет смотреть и радоваться. Такое ощущение, что я делюсь с кем-то частицей своего тепла.

Светлана ФУРСОВА