Опровержение Соломона

Для одних край, где они родились и живут — это природа, ландшафт. Для других — место обитания, географическая точка на карте Земли. Однако для большинства из нас богатство и уникальность места проживания определяют в первую очередь люди, населяющие край, именно они делают нашу жизнь осмысленней и богаче в духовном отношении.

Есть люди, как оселки (пробирный камень для определения качества драгоценных металлов) времени и культуры. Встреча с ними значительна, словно сквозь седину времени сама эпоха вдруг взглянет на тебя мудрыми глазами, и ты остановишься, пораженный ее масштабом и мощью.

Документальный фильм «По следу «Золотой Ригмы» посвящен ученому-краеведу, охотнику, путешественнику, писателю, книгами которого зачитывается не одно поколение детей и взрослых, почетному гражданину Хабаровска, заслуженному работнику культуры Всеволоду Петровичу Сысоеву. Фильм снят киностудией «Золотоя фонд Дальнего Востока» Хабаровского краевого общественного фонда культуры при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Всеволод Петрович награжден знаком правительства Хабаровского края «За заслуги» имени Муравьева-Амурского. Сведения о нем внесены Международным географическим центром в 15-й том кембриджской энциклопедии «Выдающиеся люди» за 1993–1994 гг. По его инициативе на Дальнем Востоке осуществлены многие проекты, среди которых памятник писателю Николаю Задорнову, создание зоосада.

«По следу «Золотой Ригмы» — это фильм-размышление человека, который стал легендой еще при жизни. Как поделился режиссер и оператор фильма Александр Пышнёв, приступая к работе над картиной, ему хотелось уйти от стереотипа личности кабинетного ученого, не ведающего сомнений, изрекающего лишь истины в последней инстанции. Рассказать что-то новое, о чем даже хорошо знающие Всеволода Петровича люди не всегда догадываются.

Работа длилась около года. Изначально для встречи с автором фильма Сысоев приготовил свой собственный план, которым собирался руководствоваться. Понадобилась не одна встреча, чтобы разговор стал приобретать черты наибольшей доверительности и Всеволод Петрович забыл про свой «план». И тогда словно распахнулись потайные дверцы его души, и живой импульс наполнил сухую схему. Несмотря на прожитые годы, огромный опыт, заслуги в работе, Сысоев предстает в киноленте «По следу «Золотой Ригмы» человеком, который не утратил способности удивляться, размышлять, сомневаться.

Документальное кино — жанр особый. Это то, что происходит здесь и сейчас, своеобразный документ эпохи. Задача документалиста в том, чтобы не просто зафиксировать тот или иной факт, а суметь вычислить в нем драматургию, превратить реальную встречу в произведение искусства. Главное — подлинность того, о чем хотят рассказать авторы.

Что же это за след, по которому устремились создатели фильма? На Дальнем Востоке каждый знает, что золотая Ригма — это тигрица, о которой Сысоев написал прекрасную книгу, животное опасное и притягательное одновременно. Но в фильме Александра Пышнёва Ригма стала прообразом красоты и силы, символом жизни, которая идет вперед, не останавливаясь ни на минуту. К ней можно стремиться бесконечно, как к черте горизонта, уходя все дальше, дальше.

Раннее детство Всеволода Петровича прошло в Смоленске, от него память сохранила многочисленные митинги, предвестники первой революции. Потом семья переезжает в Ялту, где по окончании семилетки молодой Сысоев идет работать слесарем механических мастерских Крымкуртреста. Почувствовав тягу к знаниям, записался на курсы по подготовке в вузы и втузы. В 1932 году Сысоев поступил в зоотехнический институт, окончив который, в составе Зейской землеустроительной экспедиции приехал в Хабаровский край.

— В Ялте я много читал и старался найти такого героя в литературе, которому хотелось бы подражать, — вспоминает Всеволод Петрович.

Такого героя Сысоев нашел для себя в повести Алексея Толстого «Князь Серебряный». Никита Серебряный на долгие годы стал его идеалом. А из женских образов самым пленительным в русской классической литературе до сих пор считает пушкинскую Татьяну Ларину.

И здесь автор фильма переходит к самым лирическим страницам фильма — истории любви, которая не менее удивительна, чем жизнь, полная открытий и путешествий.

Всеволод Петрович и его жена Екатерина Максимовна познакомились перед войной.

— Это было в 1937 году, после окончания института, осенью меня вызвал начальник и сказал: «Слушай, ты сейчас поедешь по маршруту на Оху, туда пробирается одна медичка, захвати ее с собой». А я подумал: зачем мне лишняя обуза? Но когда увидел ее... В общем, покорила она меня навсегда... Я ведь как думал? Отработаю в экспедиции, заработаю денег, потом поеду в какую-нибудь губернию, там девушки попроще, найду себе работящую, трудолюбивую, да и женюсь, будем вместе путешествовать. И вдруг вот она, передо мной. И ехать искать невесту никуда не надо. Сначала присматривались друг к другу. Потом я сделал предложение, она приняла... С тех пор мы вместе...

Сысоева призвали на войну на второй день, он служил на дальневосточных рубежах, был солдатом милосердия 97-го медико-санитарного батальона, принимал участие в разгроме Квантунской армии.

Думается, пройти войну и остаться в живых ему помогло то обстоятельство, что дома его ждала молодая жена Екатерина Максимовна, которой он посвятил свои лучшие книги. Его путеводная звезда, встреченная им в жизни Татьяна Ларина. Всеволод Петрович уверяет, что Пушкина можно полюбить только за один созданный им женский образ — Татьяну.

В сорокаминутной документальной ленте, где перед зрителями во всей первозданной красоте предстает уникальная дальневосточная природа, где небо, земля, животные, населяющие эту землю, составляют неделимое целое, есть горькие размышления ученого о человеке — «преобразователе» природы. «В природе, после того как появился человек, наблюдается неотвратимо нарастающий прогресс. Человек сумел подняться в воздух, нырнуть в морские глубины. Но разве в нравственном отношении он стал лучше? — спрашивает Всеволод Петрович. — Сейчас мы в нравственном отношении уступаем человеку XIX века».

Такие, довольно горькие, истины...

Думается, его любовь к природе, которая учит человека любить и ценить прекрасное, бережно относиться ко всему живому, спасала и врачевала душу в самые лихие годы. Сысоев много путешествует по тайге, размышляет, читает, находя в литературе подтверждение своим мыслям: «Еще старец Зосима в романе Достоевского говорил: «Любите животных. Бог дал им начало мысли. В мире все едино: растения, животные, человек...».

В документальной ленте «По следу «Золотой Ригмы» принимает участие писатель-сатирик Михаил Задорнов, который познакомился с Сысоевым в 1958 году, будучи совсем молодым человеком. С тех пор он считает Всеволода Петровича своим учителем: «Когда наступает трудный момент, когда надо сделать правильный выбор, я всегда обращаюсь к Всеволоду Петровичу, — рассказывает Задорнов. — Потому что он человек, выросший среди природы, а природа дает ответ на многие вопросы».

В фильме показаны смешанные леса, окружающие Хабаровск, или, как их называет Сысоев, северные джунгли, где наряду с представителями субтропических растений растут ели, березы, осины, сосны, встречаются тигры и соболи... Камера словно летит над заснеженными таежными дебрями, запечатлевая мгновения величественной дальневосточной природы.

Надо заметить, что любовь к природе у Сысоева очень созидательна. Достаточно вспомнить такой факт. В интервью нашему корреспонденту, опубликованном в первом номере журнала «Словесница Искусств» (это было 10 лет назад), писатель-краевед сетует, что не сумел в свое время убедить руководство в необходимости создания в нашем крае зоосада, и это из несбывшегося в жизни, что его мучает. Сегодня зоосад «Приамурский» одно из посещаемых и любимых мест дальневосточников и гостей, носит имя Всеволода Сысоева. Кстати, это предложение исходило от детей, чем Всеволод Петрович особенно гордится. В 2007 году зоосад «Приамурский» отпраздновал свое пятилетие.

Как отметил Всеволод Петрович Сысоев, уникальность нашего зоосада состоит в том, что он имеет обширные вольеры, которые соответствуют мировым стандартам. Поэтому условия жизни зверей и птиц, в нем проживающих, приближены к естественным. Человек, общаясь с животными, становится добрее, начинает по-другому относиться к окружающему миру.

Финал фильма звучит как наказ будущим поколениям. Это своеобразное опровержение известной истины «Все проходит», которую мудрец Соломон начертал на своем кольце. Нет, все остается, говорят своим фильмом создатели ленты «По следу «Золотой Ригмы».

Подтверждение тому — финальные строки поэта Федора Тютчева:

Чему бы жизнь нас ни учила,
А сердце верит в чудеса.
Есть нескудеющая сила
И есть нетленная краса.

И эта вера не обманет
Того, кто верит в чудеса.
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет.

Светлана ФУРСОВА