Сердце отдано орочам

Николай Павлович Сидоров.1942Учитель и подвижник Николай Павлович Сидоров

Учитель — профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Роберт Рождественский

Бегут воды Тумнина с хребта Сихотэ-Алиня, разливаются стремительно по дикому таежному краю, спускаются со склонов, растекаются протоками и соединяются с морем, войдя в ворота Татарского пролива. На берегах этой реки издавна селились орочи. На месте сегодняшнего села Уська-Орочская в 1897 году стоял всего один шалаш, в котором жили Осип Акунка, его жена и пятеро детей. Заезжавшие к ним соплеменники из других стойбищ дивились выбранному месту: реки богаты рыбой, а лес зверьем. Постепенно селение разрасталось, но называли его в честь первого жителя — Оська. Когда орочских семей стало еще больше, прежнее название поменяли на Уська.

Побывавший здесь во время экспедиции 1908–1910 годов знаменитый исследователь Дальнего Востока В. К. Арсеньев насчитал три семьи и несколько охотников-одиночек — всего 32 человека. В путевых заметках оставил такую запись: «Несколько шалашей из корья, позади амбарчики на сваях, рядом вешала с рыбой, распространяющие зловонье. На берегу ульмагды1 да оморочки, вечно голодные собаки да грязные ребятишки — вот типичная картина орочского стойбища».

Перепись населения 1924 года зафиксировала в Уське уже десять жилищ и 107 орочей. В 1931 году здесь открылась школа, ее перевели из с. Алексеевка. Правда, из-за суровых условий учителя надолго не задерживались и покидали дремучий край. Но все изменилось в 1935 году, когда сюда приехал Николай Павлович Сидоров.

Духовные маяки

Николай Сидоров родился во Владивостоке 13 ноября 1898 года в семье рабочих. Мать бралась за любую работу, шила одежду. Отец был наборщиком в типографии, где также служили приехавшие из Петербурга супруги Сибирцевы — Мария Владимировна, выпускница Бестужевских курсов, и Михаил Яковлевич, кандидат естественных наук, окончивший Петербургский университет. В 1895 году М. Я. Сибирцева направили служить в Хабаровск, он участвовал в организации научной экспедиции в Маньчжурию и Северный Китай, а в 1897-м вместе с женой переехал во Владивосток, развернув подвижническую деятельность.

Сибирцевы вложили все свои средства и даже влезли в долги, но открыли школу, где бесплатно обучали детей. Здесь были организованы различные кружки, проводились литературные вечера и концерты, учащиеся ставили спектакли и даже издавали литературный рукописный журнал под руководством наставников.

Михаил Яковлевич стал первым редактором первой государственной газеты на Дальнем Востоке «Приамурские ведомости» (1894–1897), позднее редактировал «Ученые записки Приамурского отдела ИРГО» и журнал «Восточный вестник». Кроме того, до 1922 года он выполнял обязанности председателя педагогического совета мужской гимназии и не прекращал заниматься научно-исследовательской работой до своей смерти в 1932 году.

Мария Владимировна организовала Общество помощи учащимся для оказания материальной и моральной поддержки малоимущим. Она считала, что необходимо предоставить возможность получить образование всем детям, без сословных различий и привилегий. С 1912 года она была редактором журнала «Детский труд» — органа Общества детских развлечений во Владивостоке. На его страницах печатались стихотворения, повести и рассказы, сказки, шарады и загадки, карикатуры, шутки и рисунки для детей. Издание пользовалось популярностью.

Благодаря хлопотам Сибирцевых Николай Сидоров не только учился в гимназии, но и получал стипендию. Он вспоминал, что в квартире его педагогов часто собирались учащиеся, студенты и друзья, играли спектакли, устраивали литературные чтения. Здесь он познакомился с сыновьями Сибирцевых — Всеволодом и Игорем, будущим писателем Александром Фадеевым, который приходился М. В. Сибирцевой племянником. Заметив в Николае талант художника, Сибирцевы поручали ему оформлять программы творческих вечеров, декорации для театральных постановок. Без сомнения, эти подвижники и благотворители оказали огромное влияние на будущее Николая Сидорова, подобно маяку осветили выбранный им нелегкий, но благодарный путь учителя. Позднее и он стал таким же духовным маяком для орочей, посвятив жизнь их просвещению.

Путь наставника

Вторая школа в Уське-Орочской. 1937. Из архива школьного музея «Галакта» с. Уська-ОрочскаяУже в старших классах Николай Сидоров занимался репетиторством, во время летних каникул организовывал игры и занятия на детской площадке в рабочей слободке, и такая работа полюбилась ему. Заведующая, заметив живой интерес парня к профессии педагога и искреннюю любовь к детям, предложила остаться в школе в качестве учителя начальных классов. 1920 год — начало его педагогической деятельности. Позже он сдаст экзамен комиссии при отделе образования на учителя рисования и будет преподавать рисование в 5, 6, 7-х классах.

В 1929 году Николая Сидорова направили в Верхне-Суйфунский район, в с. Покровка (ныне Октябрьский муниципальный округ, Приморский край) для укрепления работы сельских школ, и до 1932 года он был директором и учителем школы колхозной молодежи. Вернувшись во Владивосток, работал директором и учителем в своей родной школе № 11, вел кружки по краеведению. В 1935 году вместе с супругой Валентиной Федоровной Чепуриной, преподававшей географию и биологию, Николай Павлович решил покинуть город и переехать в глухие таежные места. Он хорошо знал, как непросто обстояли там дела с организацией школьного дела. Получив в отделе народного образования направление в Советскую Гавань, супруги вместе с четырехлетней дочерью Галей отправились в путь. К месту назначения добирались по морю две недели. Там Николая Павловича просили остаться, потому что учителей остро не хватало, но он решительно отказался, настояв на работе в отдаленной местности.

Морозной и тихой ноябрьской ночью, на санях, они выехали из поселка Датта в Уську-Орочскую по реке Тумнин — единственной связующей нити между маленьким национальным селом и остальным миром. Лед был уже крепким, дорогу освещала луна. Валентина Федоровна и Галя спали под медвежьими шкурами, а глава семьи не мог сомкнуть глаз. Волновала и будущая встреча, и то, что не знал орочского языка.

Молодых учителей вышли встречать все жители. Поначалу обстановка не обрадовала: несколько ветхих деревянных строений и около десятка двускатных шалашей кава2 среди глубоких снегов. Дом, где располагалась школа, меньше всего подходил для этих целей. Единственная комната разделена дощатой перегородкой на две половины — в одной класс, в другой предстояло жить семье учителей. Дом не отапливался, в стенах зияли крупные щели, в крыше дыры.

Школа в Уське-Орочской

Первым делом установили железную печь, утеплили, побелили и покрасили стены, навели чистоту. Но люди обходили школу стороной и совсем не проявляли интерес к работе учителей. Конечно, сказывался языковой барьер, и поначалу ситуация казалась неразрешимой. Ответ нашла Валентина Федоровна. Она рассматривала орнамент на национальных халатах, эти узоры напоминали знаки. И стало понятно, что рисунок может стать способом общения с орочами.

Свой язык

Николай Павлович украсил стены изображениями птиц, зверей, сказочных персонажей, и это сразу заинтересовало местных жителей. Они приходили в школу, молча сидели, часами рассматривали рисунки и со временем стали задавать вопросы. Так с картинки на стене начал свой первый урок Николай Павлович Сидоров. Постепенно складывалась особая система обучения. Ночью рисовал картинки, а утром приносил на занятия. Объяснял рисунок на русском языке, а в свою тетрадь записывал звучание этих слов на орочском.

Н.П. Сидоров с женой В.Ф. Чепуриной и сыном Колей. Из архива школьного музея «Галакта» с. Уська-ОрочскаяУчителя понимали, что важно познакомиться со всеми жителями Уськи-Орочской, а для этого решили составить список имен и выучить его наизусть. Выяснилось, что к некоторым старикам обращаются по прозвищам, которые они получили еще в прежнее время: Емелька, Мишуха, Фомка. Николай Павлович решил покончить с этим раз и навсегда. Супруги пригласили в свой дом гостей, угощали чаем и незнакомой орочам картошкой. Специально для этой встречи Николай Павлович принялся рисовать на холстах летний Тумнин, утопающие в ярком малиновом закате сопки и так увлекся, что ему не хватило красной краски. Тогда он, как когда-то художник-передвижник В. Суриков, решил использовать ягоды брусники и попросил ребят-орочей добыть их в заснеженной тайге.

За окном царствовала зима, а в стенах школы, где встречали своих учеников Николай Павлович и Валентина Федоровна, грело лето, на холстах светило солнце, вкусно пахло вареным картофелем, на столе в самоваре ждал горячий чай. Благодаря доброжелательности хозяев недоверие местных жителей отступало. Русский учитель рассуждал о том, что каждому очень важно иметь полное имя и носить его гордо. Терпеливо говорил о необходимости быть грамотным, объясняя это на примере охотника, оказавшегося в тайге без ружья. Орочи слушали, кивали, соглашались.

Началась активная работа. Утром в школе обучали детей, вечером за знаниями приходили взрослые. Николай Павлович научился ловко обращаться с нартами, отправлялся в тайгу за мальчишками, которые уже в 12–13 лет уходили с отцами на промысел. Иногда уроки затягивались до поздней ночи. Израсходовав запас свечей, люди сидели в темноте, слушали увлекательные рассказы учителя. Старались не пропускать занятий, каждый знал свое место в классе, имел букварь и канцелярские принадлежности.

Из Владивостока Николай Павлович привез с собой кукол для театра, и это развлечение стало очень популярным у жителей села. На репетиции приходили и взрослые, и дети, куклы разговаривали на русском и орочском. Сначала разыгрывали сказки «Репка», «Золотая рыбка», потом сами начали писать пьесы на актуальные темы. Были спектакли и по произведениям классиков. Сценарии к ним писал Николай Павлович. В маленьком деревянном клубе вместе с небольшим учительским коллективом и местным медперсоналом они ставили «Женитьбу» и «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя.

Н.П. Сидоров читает детям повесть С.М. Бытового «Река твоих отцов». Из открытых источников в ИнтернетеНиколай Павлович украшал помещение школы своими картинами, диаграммами, скульптурами. Школа превратилась в культурно-просветительский центр, с каждым годом росло число учащихся. Николай Павлович ходил с ребятами в походы, исполнял для них песни, рассказывал захватывающие истории. На его уроки заглядывали даже старики, в том числе и столетняя Акунка.

Однажды к Николаю Павловичу пришел взволнованный председатель сельсовета Михаил Намунка и рассказал, что его вызывают в район сделать доклад о селе. Но как он это сделает, если не умеет читать и писать? На помощь опять пришло рисование. Сидоров изготовил 20 карточек, поместив там соответствующие тексту картинки и цифры. Например, если изображен охотник и стоит цифра 110, это значит, что в селе 110 человек. В своеобразном конспекте доклада, нарисованном тушью, отобразилась жизнь национального села, его прошлое и будущее, нужды и достижения. Михаил Намунка успешно выступил, а Николай Павлович потом сожалел, что не сохранил тот доклад первого председателя орочей. Ведь именно с этих картинок все началось.

Беспокойное хозяйство

Школа в Уське-Орочской отапливалась печами из нефтяных бочек, они дымили и грозили пожаром. По этому поводу неоднократно обращались в государственные органы и даже получили средства на ремонт, а вот с кирпичом возникли трудности. Тогда Николай Павлович с учениками отправился на поиски глины. Обнаружив ее у таежного ключа Куту, Сидоров организовал что-то вроде кирпичного завода, где под его руководством школьники формовали кирпичи и обжигали на кострах. Впоследствии сельсовет направил им на помощь целую бригаду, и всю осень орочи перевозили кирпичи в село. Из них сложили печи в школе и больнице, построили пекарню. После этого печи стали появляться и в орочских жилищах.

Н.П. Сидоров составляет школьную летописьВ селе не было государственной сберегательной кассы, и когда у местных жителей появлялись лишние деньги, они тратили их на спиртное. Николай Павлович как мог боролся с пагубным пристрастием, делал внушение. После очередной такой беседы орочи стали приносить ему деньги на хранение, и ничего не оставалось, как принимать их и вести строгий учет. Когда в конце месяца супруги пересчитали вклады, сумма поразила — 29 тысяч рублей! С председателем сельсовета составили письмо в вышестоящую инстанцию, где разъяснили ситуацию и попросили срочно решить вопрос на государственном уровне. Это помогло, и вскоре в селе открыли сберкассу, куда Сидоров и передал сбережения односельчан. Позднее он спрашивал себя: правильно ли поступил, что хранил эти деньги у себя? С одной стороны, противозаконно, но, с другой, как можно было отказать людям в доверии?

Хозяйство школы росло, появилась корова, поросята. Валентина Федоровна учила орочей ухаживать за домашними животными, на уроках биологии увлекательно рассказывала детям о сельском хозяйстве, обещала, что с приходом тепла они вместе займутся посадкой овощей. Все лето школьники по строгому расписанию учителя ухаживали за первым в их жизни огородом, радовались плодам своего труда. С этого времени в селе каждую осень стали проводить праздник урожая, да и многие семьи теперь занялись огородничеством. А еще вокруг школы разрастался сад. Из тайги пересадили яблони, груши, малину, а кусты смородины и крыжовника привезли из Хабаровска. Появилась и «москвичка» — ветвистая пшеница, которую Валентина Федоровна выписала из Тимирязевской академии. Всего несколько семян прилетели из столицы в бумажном конверте и прижились на орочской земле.

Имени учителя

В 1937 году у школы в Уське-Орочской, работавшей к тому времени уже как интернат, появился новый дом с большими светлыми окнами и железной крышей. Николай Павлович с утра до ночи занимался его внутренним оформлением. Ребята собирали бумагу по всему селу, учитель готовил из нее папье-маше, а потом мастерил и раскрашивал макеты вулканов, горные хребты, долины рек, озера и моря. Проявил себя учитель Сидоров и как изобретатель. В школе имелся всего один умывальник, и ребятам приходилось выстраиваться в длинную очередь. Тогда Николай Павлович придумал необычное устройство, описание которого мы встречаем в путевых очерках Семена Бытового «Поезд пришел на Тумнин»: «Над быстрой рекой установили большой деревянный диск, похожий на мельничное колесо, прикрепили к его ободу банки из-под консервов. Диск вращался силой течения, банки черпали воду и опрокидывались над деревянным желобком. По желобку вода бежала в жестяную трубу, установленную горизонтально над землей. В трубе были проколоты снизу отверстия, из них непрерывно лились прохладные, чистые струйки. Вот и „вечный умывальник“ сразу на пятнадцать человек».

Началась Великая Отечественная война. Зимним вечером 1941 года ученики Николая Павловича пришли к нему домой и, волнуясь, прочитали текст, записанный в школьной тетради. В нем говорилось, что учитель научил их любить родину, богатую и сильную, и, чтобы защитить ее от врага, они решили добровольцами уйти на фронт. Николай Павлович провожал их со слезами на глазах и до конца своих дней гордился подвигами и отвагой своих питомцев. Среди его учеников был и Кирилл Батум, Герой Советского Союза, погибший в бою смертью храбрых. В письме, опубликованном в газете «Красная звезда» весной 1943 года и адресованном этому орочскому парню, лучшему снайперу дивизии, Илья Эренбург написал: «Вы, Кирилл Батум, подлинный рыцарь... Вы умеете поставить в конце точку: Вы ставите ее пулей». Уже после войны Николай Павлович вместе со школьниками Уськи-Орочской соорудил в честь своего ученика и других не вернувшихся с войны односельчан обелиск с красной звездой в навершии.

Образцы традиционного орнамента орочей, выполненные Н.П. Сидоровым. Из фондов Советско-Гаванского районного краеведческого музея имени Н.К. БошнякаПисатель и журналист Семен Бытовой, который прожил на Дальнем Востоке восемь лет и много о нем писал, вспоминал, что эти годы были самыми светлыми в его жизни. В 1950-х годах он побывал в Уське-Орочской, останавливался в доме учителей Н. П. Сидорова и В. Ф. Чепуриной. Впечатления от встречи остались в его очерках «Река твоих отцов» и «Поезд пришел на Тумнин». «Сидоров — среднего роста, коренастый, с открытым лицом и ясными голубыми глазами... мне даже показалось, что Николай Павлович вообще не умеет сердиться...» — таким его запомнил Семен Бытовой.

В начале 1960-х благодаря настойчивости и увлеченности Николая Павловича в школе появился краеведческий музей. Учитель разыскивал уникальные предметы, занимался пополнением фонда. Зарисовывал национальные орнаменты, записывал ценные этнографические сведения — свои наблюдения за традиционной жизнью орочей, их обычаи, мифы, легенды. Например, такую: очень давно разразилось большая война между маньчжурами и китайцами. От войны орочи убегали в лодках по морю, и в одной везли большую книгу, где были записаны главные законы этого народа. На море поднялось сильное волнение, водой залило лодку, людей и книгу. Вышли на берег обсушиться, разложили листы на камнях, но налетевший ветер подхватил их и разбросал по волнам. С тех пор остались орочи без своей грамоты и законов.

Обучая орочей, он и сам многое брал от них. Вместе с ними ходил на рыбалку и охоту, познавал секреты древнего промысла. По рассказам односельчан, Николай Павлович стал отличным таежником, прекрасно управлял ульмагдой и нартами. Когда ушел с должности директора школы и оставался просто учителем, все свободное время проводил в таежных местах Тумнина, много рисовал. «Воздух чист, прозрачен и звонок, и на фоне голубого неба все чаще видны серебристые паутинки. Каждое дерево, каждый куст одеты в свой особый наряд, и столько новых красок уже вплелось в растения, что не сразу охватишь их взором», — делился впечатлениями в письме С. Бытовому.

За подвижнический труд Николаю Павловичу Сидорову присвоили звание «Заслуженный учитель РСФСР», он дважды награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени. В 1970 году уехал в Хабаровск, продолжил работу в Краевом институте усовершенствования учителей (ныне Хабаровский краевой институт развития образования), передавал свой богатый опыт, а в свободное время руководил кружком в Доме пионеров Кировского района. Любовь к детям и постоянное общение с ними были необходимы Николаю Павловичу на протяжении всей жизни, и эта любовь оставалась взаимной.

Его не стало в апреле 1984 года. Школа в Уське-Орочской, которой он посвятил 35 счастливых лет, теперь по праву носит его имя. Память об этом светлом, талантливом человеке живет в делах его детей, учеников, их внуков и правнуков, многие из которых тоже выбрали путь учителя.

А. П. Чехов говорил: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело» (из воспоминаний А. М. Горького). Николай Павлович Сидоров соединил в себе дар наставника и воспитателя, художника и режиссера, агронома и строителя, оратора и финансиста, изобретателя и этнографа. «Ну а сердце? Хотя стучит с перебоями, но по-прежнему отдано орочам», — написал он в одном из своих писем.

Дарья ГРАЧЕВА
Фото из архива школьного музея «Галакта» с. Уська-Орочская и открытых источников в Интернете


Источники

  • Бабакова Е. Есть на реке Тумнине школа-интернат // Приамурские ведомости — 1996 — 24 апреля.
  • Бабакова Е. Сельский учитель // Восход — 1996 — 12 марта.
  • Беляев Б. Семья Сибирцевых. Краткий биографический очерк. — Владивосток: Приморское книжное издательство, 1954.
  • Бытовой С. М. Река твоих отцов. — Ленинград: Детская литература, 1967.
  • Бытовой С. М. Поезд пришел на Тумнин. Путевые очерки. — Ленинград: Советский писатель, 1951.
  • Зилова К. Н. Слово и время: Писатели о Дальнем Востоке. — Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2019.
  • Информационное агентство Хабаровский край сегодня [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://todaykhv. ru/news/in-areas-of-the-province/29864/.
  • Орочи. Каталог коллекции Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова / Авт.-сост. М. В. Осипова. — Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2014.
  • Ремизовский В. И. История печати на Дальнем Востоке: материалы для биографического справочника «Редакторы газет Дальнего Востока» — Хабаровск: Издательский дом «Частная коллекция», 2012.
  • Сидоров Н. П. Воспоминания о семье Сибирцевых от 01.02.1973 // Литературно-мемориальный музей А. А. Фадеева (с. Чугуевка), ДМФ В-III-239.
  • Сидоров Н. П. С картинки в твоем букваре // Таежные зори. Большая судьба малых народов. — Хабаровское книжное издательство, 1978.
  • Сиренко Н. А. Школа М. В. Сибирцевой // Записки Общества изучения Амурского края. Т. XXXII. — Владивосток, 1998.
  • Тунгусо-маньчжурские народы Сибири и Дальнего Востока — Москва: Наука, 2022.

  1. Большая речная лодка, изготовленная из толстого тополя, с лопатообразно загнутым вверх носом.
  2. Жилое строение, двускатный шалаш с вертикальными стенками, мог быть зимним и летним.