Летом 2005 года в Хабаровске с гастролями побывала труппа Сахалинского Международного театрального центра им. А. П. Чехова. Последняя встреча хабаровского зрителя с ним состоялась больше десяти лет назад, и причины понятны: уже долгое время гастрольная деятельность для многих дальневосточных театров — непозволительная роскошь. И тем ценнее театральные визиты из соседних регионов Дальнего Востока. Юбилейный сезон, а в 2005-м Сахалинскому театру исполнилось 75 лет, решили отметить большими гастролями. В афише — «Прибайкальская кадриль» В. Гуркина, «Дорогая Памела» Д. Патрик, «Шум за сценой» М. Фрейн, «Шестой этаж» А. Жери, «Дети Ванюшина» С. Найденова и под занавес — «Женитьба» Н. Гоголя. Сахалин называют островом Чехова, и это не случайно. Кажется, что все здесь пронизано энергетикой русского писателя: крупнейшая библиотека Сахалинской области названа его именем, создан музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», в свет выходят уникальные издания, связанные с ним. Но вот театр стал жить под звездой Антона Павловича лишь с 1954 года, хотя к этому времени ему уже минуло 24 года. Судьба Сахалинского театра, как, впрочем, и других его провинциальных собратьев, тесно переплетается с судьбами русского театра XX века, но в то же время имеет свои неповторимые черты. Впервые профессиональная труппа возникла на острове в 1930 году в городке Александровске. Эту дату сахалинские театроведы и считают отправной точкой. Актерский коллектив (23 человека) был сформирован в Москве. Известно, что самый первый театральный сезон открылся 14 декабря 1930 года. На сцене пограничного отряда играли спектакль «Разлом» по пьесе Б. Лавренева. К 1946 году центр театрального искусства переместился в Южно-Сахалинск (до 4 июня 1946 года этот город носил название Тоехара). К новому сезону драматический театр подготовил «Старых друзей» Л. Малюгина, «Под каштанами Праги» К. Симонова, «Платона Кречета» А. Корнейчука и др. Первым художественным руководителем и организатором был известный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР Н. И. Уралов, сыгравший большую роль в формировании дальневосточных театров. К примеру, в истории того же Амурского драматического была целая эпоха Уралова. Словом, все начиналось прекрасно, спектакли шли с аншлагами, но... случилась беда — во время пожара сгорел весь театральный реквизит. Следствие, которое завели по этому поводу, результатов не дало, и нужно было продолжать жить. В январе 1947 года театр переехал в здание бывшего японского кинотеатра, к труппе присоединились актеры Александровского театра, причем они привезли пострадавшим от пожара коллегам часть костюмов, париков, бутафории и театральный инвентарь. 1954 год. Театру присвоено имя Чехова. Следующие этапы его жизни были наполнены интересными постановками, театральными экспериментами и всем тем, что составляет пульс любого театра. И, конечно же, во всем этом творчество А. П. Чехова занимало не последнее место. 1990-е годы оказались самыми сложными. Кризис, настигший нашу страну, уменьшенной моделью отразился на театрах, в особенности — провинциальных. И, быть может, произошло бы самое худшее (во всяком случае, театр переживал тяжелейший период), если бы не случай, счастливое стечение обстоятельств — можно назвать как угодно. Удача пришла в лице Анатолия Полянкина — деятельного москвича, генерального директора театра «Сатирикон». Это была его идея преобразовать драматический театр в Международный театральный центр им. А. П. Чехова (Чехов-центр). В новую структуру входил драматический театр, театр для детей и молодежи, киноконцертный комплекс и театральный колледж. Создание Чехов-центра позволило не только выжить, но, как говорят сами актеры, подняться из руин. Были налажены долгосрочные творческие связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и сахалинцы увидели спектакль «С любовью к Чехову», представленный театром «Михаро-Дзюку» из Токио (режиссер Сиро Михара). Итогом международной творческой акции Чехов-центра и университета Аляски в Анкоридже стал спектакль по пьесе американского сценариста, режиссера и актера Сэма Шэпарда «Настоящий Запад» в постановке режиссера Майкла Худа и художника Френка Биби. Чуть позднее его представили на региональном театральном фестивале, посвященном 100-летию театрального искусства в Хабаровске, а через год сахалинские актеры получили приглашение Московского государственного театра наций для показа в столице спектакля «Настоящий Запад». В 1996-м труппа сахалинского театра во главе с главным режиссером Павлом Цепенюком отправилась в США для участия в театральной конференции, которая проходила под патронажем известного американского драматурга Артура Миллера. К слову, на Аляске, в рамках фестиваля, проходили творческие семинары, и один из них был посвящен драматургии Чехова. Время летит очень быстро. Уже театральному колледжу Чехов-центра 10 лет, и многие его выпускники тоже стали частью театра. Они работают с яркими мастерами сцены, народными артистами России Кларой Кисенковой (Клару Константиновну называют легендой чеховского театра, потому что вся ее жизнь прошла здесь), Владимиром Абашевым, Александром Ульяновым, артисткой Анной Антоновой, Екатериной Гвоздевой и др. Заметный след в жизни театра оставил режиссер, заслуженный деятель искусств России Игорь Гуревич. Но сегодня у Чехов-центра новый художественный руководитель — Андрей Бажин, владивостокский режиссер, который приехал на Сахалин и даже привез с собой пятерых актеров. По его словам, очень не просто балансировать между классикой и «легкими», кассовыми спектаклями. Но, тем не менее, эти незатейливые комедии, собирающие полные залы, позволяют осуществлять серьезные театральные постановки по произведениям Островского, Гоголя, Чехова. Хорошо, если это равновесие сохранится. Елена ГЛЕБОВА |
|||
|