Пока жива традиция

Е.А. Киле, Р.Г. Баранова, Н.Е. Кимонко на районном фестивале нанайской культуры «Ачамбори», село Троицкое. 1997Для развития и сохранения традиционной культуры коренных народов Хабаровского края очень многое сделали Андрей Александрович Пассар, Марина Матвеевна Демина, Клавдия Павловна Белобородова, которые работали в краевом Доме народного творчества в 1950–1960-е годы. Эстафету их дел продолжили Тамара Ивановна Попова, Наталья Викторовна Примакова, Лидия Константиновна Хабарова, Валентина Григорьевна Сохатова и другие сотрудники Краевого научно-методического центра (КНМЦ) народного творчества и культурно-просветительской работы, созданного в 1980 году на основе слияния краевого Дома народного творчества и Краевого методического кабинета. Эта преемственность сохранилась до наших дней.

Я пришла в КНМЦ на должность младшего научного сотрудника отдела народного творчества в 1990 году. Самым первым и ответственным моим поручением стало сопровождение большой делегации Хабаровского края во Владивосток для участия во Всероссийской творческой смене «Дети Севера: жизнь и творчество», проходившей под эгидой Сибирского отделения Академии наук СССР (Новосибирск) и Государственного Дома народного творчества СССР (Москва). Это была настоящая школа традиционной культуры и народной дипломатии. Мы знакомились с традициями и обрядами других народов России, участвовали в мастер-классах по национальной хореографии, декоративно-прикладному искусству. Тогда завязались творческие контакты, мы обменивались опытом с руководителями творческих коллективов из Алтая, Тувы, Бурятии, Читинской области, Камчатской области.

Римма Ивановна Зверева (справа)– автор программы «Дети Севера: жизнь и творчество». 1990Особо запомнился фольклорный праздник «Встреча сородичей», который мы провели в национальном селе Гвасюги, пригласив к участию творческие коллективы из Приморского края. Режиссером этого уникального действа стала Л. К. Хабарова. Тогда еще были живы непосредственные носители фольклора, они исполняли старинные удэгейские песни, показали ритуальный танец гонгой, обряд «Посвящение в охотники» и многое другое. У таких фольклорных праздников помимо эстетической есть и этическая функция: они закрепляют в сознании участников и гостей интерес к истории народа, уважительное отношение к природе, к людям старшего поколения.

В 1992 году мы с Т. И. Поповой и Л. К. Хабаровой по примеру идейного вдохновителя смены «Дети Севера: жизнь и творчество» профессора Международной Славянской академии Риммы Петровны Зверевой из Новосибирска организовали и провели на базе детского загородного оздоровительного лагеря «Океан» первую краевую творческую смену «Дети Амура: жизнь и творчество». Эта специализированная смена — первая ступенька для ребят в постижении своей культуры. Жизнь в смене насыщенная: национальные игрища, конкурсы мэргенов и амурской Пудин, фестивали, праздники, творческие лаборатории и даже детские научно-практические конференции по национальному фольклору. Детвора учится работать с берестой, резать по дереву, постигает премудрости национальной кухни, изучает традиции и обряды. Но, к сожалению, пришлось им это по душе не сразу. Поначалу нам было нелегко уговорить детей даже просто надеть национальные халаты, взять в руки бубен... Они стеснялись, боялись, что их засмеют сверстники.

Урус Кириллович Гейкер, село Джари Нанайского района, на Втором краевом фольклорном фестивале в Хабаровске. 1972Наряду с развитием в детях творческого начала мы не забывали об их оздоровлении, для чего вышли с соответствующим предложением к руководству Хабаровского медицинского института. В тяжелые 1990-е ребятишки в своих семьях явно недоедали, и мы старались обеспечить им усиленное, богатое витаминами питание. Многие сельские дети впервые в лагере попробовали апельсины, киви.

К счастью, трудные времена остались позади. Смена «Дети Амура: жизнь и творчество» существует уже 22 года. За это время в ней побывало около 5 000 участников фольклорных, песенно-танцевальных, хореографических коллективов, студий декоративно-прикладного и изобразительного искусства, секций по национальным видам спорта из Хабаровского края, Амурской области, Республики Саха (Якутия). Многие дети, которые были участниками этих смен, получили и получают профессиональное образование в Хабаровском государственном институте искусств и культуры и Биробиджанском областном колледже культуры, а некоторые уже работают в качестве руководителей творческих коллективов. Будучи депутатом Государственной думы, этнограф-фольклорист Евдокия Александровна Гаер в одном из своих выступлений сказала: «То, что вы делаете для детей Хабаровского края — это самое гуманное. Кружки творчества по искусству наших народов Амура — дорогие семена, которые взойдут обязательно».

Мастерицы из села Джари Н.П. Пассар и ее дочь Анна 1950. Фото из фонда ДВГНБОдним из основных направлений деятельности отдела народного творчества при КМНЦ стало сохранение фольклорно-обрядовой культуры коренных народов Хабаровского края. В национальном селе Булава с помощью руководителей творческих коллективов Мадо Дечули и Надежды Дуван мы восстановили свадебный обряд ульчей гемата. На празднике показали гостям ритуалы пансигдаву (как просили руки невесты), торива буву (вручение калыма), мирендювами гадюти (как невесту увозили в дом жениха), тую (угощение), провели соревнования по национальным видам спорта, организовали выступления творческих коллективов и солистов, выставку-ярмарку изделий ульчского декоративно-прикладного искусства.

Поскольку работа в сфере декоративно-прикладного творчества стала для меня делом новым, я часто ездила в гости к известному искусствоведу Клавдии Павловне Белобородовой. Она подсказывала, как работать с народными мастерами, организовывать и проводить выставки. Ее ценные советы очень пригодились, когда в 1991 году в национальном селе Дада Нанайского района при поддержке искусствоведа Татьяны Васильевны Лементович и библиографа Татьяны Васильевны Кирпиченко удалось организовать и провести мой первый краевой семинар-практикум для мастеров декоративно-прикладного искусства, который получился интересным и познавательным.

Народный фольклорный песенно-танцевальный аансамбль «Гива», село Булава Ульчского района, на краевом фестивале. 1982В 1993 году создано Краевое творческое объединение «Культура», из отдела народного творчества нас перевели в отдел разработки и внедрения программ. Работа была новой, трудной, но интересной. Мы учились разрабатывать программы и писать проектные заявки для участия в грантовых конкурсах. Одним из первых получил финансирование из федерального бюджета наш проект «Краевой культурно-просветительский центр „Сэнкурэ“ с филиалами в местах компактного проживания этносов Приамурья». Его главная цель — сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел, поддержка детских творческих коллективов. Благодаря реализации проекта в селах Комсомольского, Ульчского, Николаевского, Нанайского, Амурского районов, района им. Лазо стали создаваться национальные культурные центры. Для их оснащения приобретались швейные машинки, фотоаппараты, видеокамеры, материалы для кружков декоративно-прикладного искусства, Это был настоящий подарок для наших земляков. Сейчас в крае уже шестнадцать национальных культурных центров, и все они активно участвуют в различных фестивалях и конкурсах, пропагандируют и поддерживают традиционную культуру коренных народов Приамурья.

В 1994 году мы провели в Хабаровске первый межрегиональный семинар-практикум для мастеров декоративно-прикладного искусства «Бисер Севера» с участием искусствоведов Государственного Дома народного творчества министерства культуры РФ. В семинаре участвовали мастера Алтая, Иркутской, Читинской, Магаданской, Сахалинской, Амурской областей, Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, республик Саха (Якутия) и Бурятия.

Народный фольклорный ансамбль «Эри» Николаевского района и народный фольклорный ансамбль «Сиун», село Ачан Амурского района, на Всесоюзном фестивале народного творчества. Москва. 1988Мне приходилось часто выезжать в районы Хабаровского края для сбора фольклорного материала вместе с корейскими, канадскими, японскими, американскими, французскими учеными-исследователями. Знакомила их с Ниной Константиновной и Татьяной Константиновной Ходжер, Ириной Ивановной Кялундзюга, Анной Денчеувной Кимонко, Ларисой Ганзулиевной Бельды, Анной Петровной Ходжер и другими известными в крае мастерами народного творчества. Довелось помогать в организации киносъемок работникам Дальневосточной студии кинохроники. Выпущены документальные фильмы о творчестве певца Кола Бельды, о народном мастере Николае У, фильм «Корни неба» с участием удэгейской сказительницы Валентины Тунсяновны Кялундзюга. Ну и, конечно, нельзя не вспомнить краевой фестиваль культуры коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, который проходил в форме круиза на теплоходе с остановками в приамурских городах и селах.

Вторым проектом, профинансированным по линии Госкомсевера РФ, стал межрегиональный фестиваль детского творчества «Андана» («Друзья»), который также проводился в форме круиза на теплоходе по маршруту Хабаровск — Троицкое — Амурск — Комсомольск-на-Амуре — Нижние Халбы — Булава — Богородское — Николаевск-на-Амуре. Кроме детских творческих коллективов в фестивале участвовали мастера декоративно-прикладного искусства и профессиональный кукольный театр. В отдаленных районах юные артисты давали концерты, проходила передвижная выставка произведений народных мастеров, членов Хабаровского отделения Союза художников СССР из фонда Дальневосточного художественного музея. Зрители театрализованного представления «Песни Мангбо» в исполнении участников фестиваля «Андана» высоко оценили самобытное искусство коренных народов. Немалая заслуга в этом принадлежит моей коллеге, режиссеру-постановщику КТО «Культура» Татьяне Ивановне Епанчинцевой.

Нина Константиновна Ходжер – мастер декоративно-прикладного искусства, село Булава Ульчского района, на краевом фестивалеВ 1995 году по линии Смитсоновского института (Вашингтон) совместно с Антониной Сергеевной Киле, Валентином Лукичом Самаром, Валентиной Сидоровой-Дятала были написаны статьи об искусстве коренных народов Хабаровского края для каталога выставки, посвященной коренным народам Дальнего Востока и Аляски «Перекрестки континентов». Ее презентация проходила в краеведческом музее им. Н. И. Гродекова. В 1996 году в Хабаровске при поддержке министерства культуры РФ с успехом прошел Всероссийский фестиваль детского творчества «Вслед за солнцем», его участниками стали более 200 человек из Чукотского автономного округа, Магаданской, Сахалинской, Амурской областей, Камчатского, Хабаровского, Приморского краев, Республики Саха (Якутии).

В 1997 году совместно с Российско-американским центром (ДВГУПС) мы провели международный семинар для мастеров декоративно-прикладного искусства, на котором ведущие специалисты Совета развития Арктики из г. Бэрроу (США) давали рекомендации и устраивали тренинги по ведению бизнеса в направлении «Народные художественные промыслы». Всем участникам семинара были выданы сертификаты международного образца. А семерых из них, чьи бизнес-планы признали лучшими, поощрили поездкой в Анкоридж, где они познакомились с творческими работами коренных народов Америки, с индейскими корпорациями, встречались с сотрудниками департамента экономики Аляски.

Амурская Пудин – Марина Александровна Эльтун (в центре) – на краевом фестивале традиционной культуры, село Нижние Халбы. 1990В 1998 году по приглашению Международного фонда национальных культур из Ванкувера мы с Валентиной Тунсяновной Кялундзюга участвовали в Седьмом международном фестивале сказителей, который проходил в Канаде, и постарались как можно полнее представить творчество малочисленного этноса — удэгейцев. На фестиваль привезли не только сказки, песни, танцы, но и творения рук удэгейских мастериц. Специалисты из этнографического музея Торонто высоко оценили их творчество. Разглядывая вышитый орнамент, они долго не могли поверить, что это ручная работа. Итогом нашего участия в этом фестивале стала выпущенная в Канаде при поддержке Международного фонда книга «Удэгейские сказки» на русском и английском языках. Позднее министерство природных ресурсов правительства Хабаровского края профинансировало ее российское переиздание.

С 1994 года на базе Дома народного творчества, концертного зала Хабаровской краевой филармонии и других культурно-досуговых учреждений Хабаровского края проводятся Дни нанайской, ульчской, удэгейской, эвенской, эвенкийской культур. С начала 2000-х годов проведено немало краевых фестивалей, и наиболее значимым стал краевой фестиваль-эстафета фольклорных и обрядовых праздников «Бубен дружбы». Открытие его первого этапа состоялось в эвенском селе Арка Охотского района в марте 2003 года. Необычайное по своей красоте и энергетике зрелище открылось перед взорами зрителей — гонки на оленьих упряжках, национальные игры, концертная программа творческих коллективов, конкурс национальной кухни и традиционных жилищ. Затем эстафету «Бубна дружбы» принимали в национальных селах Датта, Сикачи-Алян, Гвасюги, Ачан, Кондон, Владимировка и др.

Эпизод свадебного обряда гемата, село Нижние Халбы Комсомольского района. 1996География «Бубна дружбы» расширяется с каждым годом, он собирает гостей из других регионов — из Республики Саха (Якутия), Приморского края, Амурской области, Китайской Народной Республики. В 2006 году помимо основной программы впервые провели конкурсные показы традиционной и современной одежды с этническими элементами. Сегодня в рамках фестиваля проходят творческие лаборатории, мастер-классы по обрядовой культуре, национальной хореографии. Немаловажно и то, что фестиваль «Бубен дружбы» помогает решать вопросы благоустройства национальных сел, строительства стационарных сценических площадок, ремонта сельских домов культуры, обеспечения творческих коллективов костюмами, реквизитом, музыкальными инструментами.

С 1992 года в крае постоянно проводятся персональные и коллективные выставки мастеров декоративно-прикладного искусства народов Приамурья, конкурсы, мастер-классы, выявляются талантливые художники и мастера декоративно-прикладного творчества, которые затем представляют свои работы не только в России, но и в других странах. В последнее время в крае вырос престиж национальных фольклорных коллективов, о чем свидетельствует повышенное внимание со стороны российских и зарубежных ученых-исследователей, средств массовой информации, растущий интерес со стороны молодежи. С каждым годом в местах компактного проживания коренных народов при сельских домах культуры, национальных культурных центрах создаются все новые и новые фольклорные, песенно-танцевальные, хореографические, вокальные, в том числе семейные ансамбли. Если в 1990-х годах в Хабаровском крае насчитывалось 17 любительских фольклорных песенно-танцевальных коллективов, то в настоящее время их около 50. Звание «Народный» и «Образцовый» имеют ансамбль «Сиун» и его спутник «Тасима» (с. Ачан Амурского района), ансамбль «Гивана», вокальный ансамбль «Нани» (с. Дада Нанайского района), хореографический ансамбль «Кэку» (с. Кондон Солнечного района), фольклорный ансамбль «Илга дярини» и детский ансамбль национального танца «Силакта» (с. Джари Нанайского района), песенно-танцевальный ансамбль «Гива», детский фольклорный ансамбль «Хоста», детский ансамбль национального танца «Диро» (с. Булава Ульчского района), хореографический ансамбль «Сэнкурэ» (Хабаровск).

Андрей Александрович Пассар. 1990За последние 25 лет наши творческие коллективы выезжали по приглашениям со своими выступлениями и выставками декоративно-прикладного творчества в Сахалинскую и Амурскую области, в Приморский край, в китайский город Хэйхэ, в республики Саха (Якутия) и Бурятия. В начале 2000-х годов создан отдел по делам коренных народов при администрации Хабаровского края, затем управление по делам коренных малочисленных народов при краевом министерстве природных ресурсов, и это активизировало работу по развитию декоративно-прикладного искусства. Одним из масштабных проектов министерства, который поддержало КНОТОК, стал первый Дальневосточный международный фестиваль художественных ремесел коренных народов «Живая нить времен» (режиссер всех его мероприятий — Александра Николаевна Кортелева). Это была трудная и очень ответственная работа, ведь фестиваль проводится не только для того чтобы продемонстрировать достижения, но и поднять престиж древних ремесел, поддержать мастеров, дать им новый импульс к творчеству.

В ноябре 2013 года в селе Джари, на базе Межпоселенческого центра нанайской культуры впервые проходил краевой конкурс сказителей «Нингман», посвященный 75-й годовщине образования Хабаровского края. Нанайцы, удэгейцы, эвенки из разных уголков Хабаровского края представили космогонические, волшебные, детские, бытовые сказки, легенды и предания народов Приамурья на своем родном языке. Порадовало, что в конкурсе приняли участие народные сказители разного возраста — от 10 лет и старше.

Участники ансамбля «Тасима» с дирижером Дальневосточного симфонического оркестра И. Дербиловым. Творческая смена «Дети Амура». 2011Сегодня все меньше мастеров устного художественного слова. Уходят в прошлое мифы и предания, ушли в мир иной блиставшие 30–40 лет назад народные сказители, хранители легенд и преданий. Организаторы конкурса «Нингман» поставили перед собой задачу возрождения фольклора в живом звучании. Во время проведения творческой лаборатории «Умеем ли мы рассказывать сказки» Антонина Сергеевна Киле, председатель жюри конкурса, обратила внимание собравшихся на интонационные особенности изложения сказки, на технику и культуру речи родного языка. Зрители с большим интересом участвовали в викторине «Жанры устного народного творчества народов Приамурья».

В 2014 году отдел традиционной культуры КНОТОК организовал и провел краевой конкурс на звание «Лучший детский коллектив коренных малочисленных народов Хабаровского края». В итоге компетентное жюри присудило это высокое звание образцовому фольклорному ансамблю «Тасима» из села Ачан Амурского района. Помимо диплома победителя этот творческий коллектив награжден поездкой на международный фольклорный фестиваль «Куновицкое лето», проходивший с 17 по 25 июня 2014 года в г. Куновице Чешской Республики. Ансамбль «Тасима» не только участвовал во всех мероприятиях фестиваля, включая соревнования по бегу на кубок мэра Куновице, но и дал мастер-классы по национальной хореографии, выступил в доме престарелых г. Отроковиц, на сценической площадке площади Масарук, в санатории в Лугачовице, на территории парка в Куновице. По итогам международного фольклорного фестиваля ансамбль «Тасима» отмечен специальным дипломом «За сохранение нанайской культуры». Поездка лучшего детского коллектива коренных малочисленных народов Хабаровского края в Чехию была профинансирована в рамках государственной краевой целевой программы «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае». Участие ансамбля «Тасима» в фестивале способствовало обмену опытом работы творческих коллективов, созданию положительного имиджа Хабаровского края на международном уровне.

Так сохраняется и передается от поколения к поколению традиционная культура коренных народов Приамурья, делая нашу жизнь интересней и богаче.

Надежда КИМОНКО
Фото А. Попова, В. Токарского и из архива КНОТОК