Воплощенная молитва

Св. апостол Иаков.  Из  Благовещенского  кафедрального собора в Биробиджане. Иконописная мастерская. Серпухов. 2005Первые на Дальнем Востоке Кирилло-Мефодьевские образовательные чтения на тему «Православная современная икона: традиции и современность» состоялись в столице краевого центра в рамках Дней славянской письменности и культуры.

В последнее время интерес к вопросам духовного возрождения на Дальнем Востоке обусловлен тем, что в крае открываются и освящаются новые храмы, развивается искусство иконописания, близится к завершению строительство духовной семинарии. На первых Кирилло-Мефодьевских чтениях присутствовали ведущие специалисты Иконописной школы при Московской духовной академии игумен Лука и заведующая кафедрой реставрации Российского государственного гуманитарного университета Нина Квливидзе. Московские гости встретились с владыкой Хабаровским и Приамурским Марком, провели семинары, мастер-классы, посетили строительство здания духовной семинарии.

Богоматерь Знамение. Из собора Рождества Христова в Хабаровске. Художественное предприятие «Софрино» Русской Православной Церкви. Москва. 1999Как отметили организаторы и устроители чтений, проведение этого масштабного мероприятия должно способствовать повышению уровня квалификации иконописцев, реставраторов, а также развитию
профессиональных связей на всем пространстве Дальнего Востока.

Самым ярким событием чтений, без сомнения, стало открытие в Дальневосточном художественном музее выставки «Современная православная икона», которая подготовлена совместно с Хабаровской духовной семинарией. В этой уникальной экспозиции было представлено более семидесяти произведений из храмов, музеев и частных собраний не только Дальневосточного региона, но и Москвы, Софрина, Серпухова, Кашино. Наряду с древними, датированными XVIII веком, на выставке можно увидеть иконы, созданные современными мастерами.

О том, как творения рук и души становятся предметом поклонения и что такое икона, спорили издревле. В VIII веке в Византии было сформулировано учение об иконах, в котором говорилось, что священные свойства иконы заключаются в том, что возжигая перед ней свечу и вознося молитвы, молящиеся воздают поклонение Богу. Именно через иконописное изображение Бог слышит человека и через икону же воздает ему. Отсюда большое количество чудотворных икон, приложившись к которым, можно исцелить, воскресить, получить защиту от врагов. Не вещь как таковая, а благодатная сила святости, действующая через икону, и создает это святое произведение.

Св. апостол и евангелист Лука, пишущий икону Божией Матери. Из частного собрания. Авторы: Вл. Евтушенко, В. Евтушенко. Хабаровск. 2003 «Икона — один из самых высоких видов искусства, — поделилась Нина Квливидзе. — Ее эмоциональное и эстетическое постижение зачастую помогает прояснить мир светской культуры. Изучая икону, можно заметить, как, с одной стороны, постепенно углублялся смысл и содержание иконы, а с другой — изменялись те художественные средства, которые позволили воочию увидеть внутреннюю духовную красоту человека. Современная иконопись, как видно на примере экспозиции в Хабаровском художественном музее, — это разнообразие стилей и жанров, в которых отражаются и художественные вкусы современного мира, и те устремления и чаяния, которые характеризуют сегодняшнего человека».

Надо заметить, что икона в своем развитии прошла большой и сложный путь. Достаточно вспомнить первые иконы, датированные VI веком, чтобы увидеть, как они похожи на античные портреты людей, которые были современниками художников Рима и великих святых ранней церкви. Постепенно развиваясь, икона передает события христианской истории, находя те художественные средства, которые позволяют воочию увидеть духовную красоту человека.

«Икона также является сокровищем литературы — как византийской, так и древнерусской, — размышляет Нина Квливидзе. — На любой иконе можно обнаружить подписи: имена святых, тексты, повествующие об их житии. Эта связь изображения и слова позволяет нам узнавать о событиях в литературе давних времен, а читая древнюю литературу, представлять иконные образы. Иконописание неразрывно связано с культурой той эпохи, в которой оно существует.

Св. равноапостольные Кирилл и Мефодий.  Из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Хабаровске. Авторы: Д. Ларионов, Г. Ларионова. Москва. 2006Так что привычка называть церковное искусство древнерусским теперь постепенно отходит, и мы начинаем говорить об искусстве церкви того или иного времени, осознавая, что икона — это современное искусство, которое в будущем обещает обогащаться новыми духовными постижениями».

Еще один штрих. Открытие выставки в Хабаровске началось с праздничного молебна в храме Успения Пресвятой Богородицы на Соборной площади, после чего под ликующий звон колоколов все отправились в музей, где в залах русского искусства открылась красота и уникальность иконописи, в которой старина и современность сплелись в пленительный образ гармонии и красок.

Нина Квливидзе, заведующая кафедрой реставрации Российского гуманитарного университета:

— Мы впервые на Дальнем Востоке. Поразили размах города и края, созвучные размаху страны. Кирилло-Мефодьевские чтения, которые широко отмечаются по всей стране, на Дальнем Востоке проводятся впервые. Должна сказать, что материал, по которому можно проследить традиции православной иконы, в Хабаровске имеется богатейший. Мы не ожидали, что в фондах художественного музея далекого дальневосточного города сохранились и находятся в прекрасном состоянии уникальные старинные иконы. Отрадно наблюдать столь высокий интеллектуальный потенциал, не уступающий столичному. Именно здесь, на Дальнем Востоке, ощущаешь себя духовным наследником истории. Выставка православной иконы — это и некоторый итог того, что сделано музеем за все годы, это и возможность учиться и идти дальше.

Св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст. Из Хабаровского епархиального управления. Иконописные мастерские Донского монастыря. Москва. 2005Игумен Лука, заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии:

— Благодаря удачно составленной экспозиции можно проследить преемственность традиций иконописания. Это проявляется и в способе изображения, и в технологии, несмотря на то, что сегодняшние мастера используют в своей работе современные материалы. Благодаря этой экспозиции православная русская культура становится особенно близкой и понятной. Не случайно первые на Дальнем Востоке Кирилло-Мефодьевские чтения посвящены иконе. Являясь воплощенной молитвой, икона призвана возвышать, радовать своими небесными красками, успокаивать человека, который приходит в храм. Вообще современная иконопись разнообразна, в ней нет того монолита, который присущ древнему искусству. Однако, многообразная по жанрам и направлениям, иконография по-прежнему верна традициям, благодаря которым икона становится высоким произведением искусства, где сохраняется преемственность веков. Первые Кирилло-Мефодьевские чтения — это то слово в русском богословии, которое звучало на протяжении развития истории русской, средневековой и новой культуры.

Светлана ФУРСОВА
Хабаровск