Книга удивлений и открытий

Бродянский Д. Л. Искусство древнего Приморья (каменный век— палеометалл)Бродянский Д. Л. Искусство древнего Приморья (каменный век— палеометалл). — Владивосток. Изд-во Дальневосточного университета, 2002. 320с. 116 илл., 6 карт.

Издательство Дальневосточного университета выпустило в свет замечательную книгу доктора исторических наук профессора Давида Лазаревича Бродянского «Искусство древнего Приморья». Книга эта, как отмечается в аннотации, посвящена ископаемому искусству из археологических памятников Приморья — от палеолита до палеометалла. Мобильные петроглифы, скульптура, рельефы на керамике — около четырехсот находок, возраст которых от 15000 до 2000 лет, — описаны и систематизированы в книге.

Заслугой автора, на взгляд рецензента, прежде всего является его умение органично соединить глубокую научность с простотой, ясностью, я бы сказал, изяществом изложения материала. Золотое перо автора книги способно на многое: увести читателя в далекие миры древних мифов, поведать ему о далеком прошлом Приморья, его замечательном искусстве, удивительных мастерах прошлого, их мечтах, устремлениях, таланте.

Каждый новый раздел книги Д. Л. Бродянского начинается своеобразным эпиграфом — стихами всеми любимого Окуджавы. Эти стихи так органично вплелись в ткань текста монографии, что они, безусловно, помогают автору книги показать философию развития духовной культуры человека колыбельной цивилизации в Приморье, ее особый стиль и своеобразие.

В главе «Образы и мифы» интересно все. Но особенно хотелось бы отметить такие этюды, как «Черепаха и солярные персонажи», «Обитатели моря и дама в капюшоне», «Олень и кабан», «Олень — птица и гребешок— корабль», «Культ черепа», «Птицы в ископаемом искусстве Дальнего Востока», «Змея и фаллос», «Дракон, Единорог и другие фантастические животные», «Геометрическая символика. Космограммы, чуринги, знаки» и др. Только одно перечисление этих сюжетов, оригинальность их названий захватывает своей необычностью, яркостью и новизной постановки проблем.

Рецензент не ставил своей задачей дать сколько-нибудь подробный анализ монографии Бродянского. Его задача была более простой: заинтересовать читателя новой увлекательной книгой об искусстве Приморья. Откройте ее первую страницу, уважаемый читатель, и я уверен, что Вы прочтете ее всю до конца, не переводя дыхания.

Закончить мою небольшую рецензию мне хочется строками стихотворения Б. Л. Пастернака, которые приводит Бродянский в конце книги:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней.
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Эти лиричные и глубоко философские строки очень близки автору книги, в них многое от его характера и жизненной сути. В своей монографии он хотел все довести, по Пастернаку, «до оснований, до корней, до сердцевины». И ему это удалось!

Подготовил Петр ГОНТМАХЕР