Кукла-краса – девичья коса

Кукла КрасотаВ былые времена, уже достаточно давние, жизнь славян состояла из множества обрядов, и участниками этих мистерий становились куклы. И вообще они были надежными защитниками человека от самого рождения и на протяжении всего пути, служили ему верой и правдой в различных жизненных ситуациях. Именно поэтому искусство изготовления кукол-оберегов не назовешь ремеслом. Это было сакральное действо: из лоскутков, ниток, лыка, соломы и других нехитрых материалов рождалась куколка. Одна — для защиты дома и приумножения достатка, другая — подарок к свадьбе, третья — талисман для путешественника...

Кукол в основном делали женщины — хранительницы домашнего очага и родовых традиций. И неукоснительно соблюдали целый ряд важных правил. Считалось, что браться за изготовление этих обережных символов можно лишь в «правильное» время. Неподходящими считались праздничные, выходные дни, а также среда и пятница. Исключалось использование ножниц и иголок: ткань рвали руками (это было несложно, т. к. брали лоскуты ношеной одежды, и кукол иногда так и называли — рванки), из нее же выдергивали ниточки. Куколок сворачивали и скручивали, отдельные детали приматывали друг к другу с помощью ниток. При этом негромко напевали, приговаривали, думали о том, кому предназначен оберег. Словом, вкладывали в него всю свою любовь и заботу. В некоторых источниках можно прочитать о том, что прежде обрядово-обережных кукол делали в один присест, не откладывая начатое на завтра. Связывают это со старинной приметой: то, к чему возвращаются во второй раз, полностью перечеркивает сделанное первоначально. Кукла-оберег безлика, и это еще один важный момент. Глаз ей не делали, перекрывая таким образом вход всему негативному. Некоторых кукол после совершения обрядов (семейно-бытовых, календарных) сжигали или пускали по воде.

Кукла БерегиняВ основном обережные куклы имели женский облик. Мужских ипостасей было совсем немного, и они в основном покровительствовали ремеслам. Например, близнецы Козьма и Демьян. Их держали в мастерских в качестве помощников. В доме же царили куклы-«женщины». Напротив входной двери, где-нибудь на полочке, ставили Берегиню — хозяйку дома. Кукла была дородной, облаченной в полный женский костюм, включая платок, льняную рубаху, понёву, фартук и пояс. В руках Берегини узелок с обрезками ткани — символ того, что все в руках этой хозяйки. А если кто-то из семьи отправлялся в дальнее путешествие, он обязательно брал с собой оберегающую частичку родного дома — Подорожницу. В отличие от той же Берегини эту крошечную куколку не наряжали в яркий наряд. В дорогу ведь, по традиции, не надевают дорогие вещи. В руках Подорожница держит узелок, в который мастерица положила обрезки ткани и обязательно немного крупы — чтобы путник в дороге не голодал.

За достаток отвечала и куколка Зернушка (варианты Зерновка, Крупеничка, Горошинка). Кукла появлялась на свет после сбора урожая: шили мешочек и наполняли его зерном (это была первая горсть обмолота). Приходила весна, начинался новый посевной год, куклу развязывали и бросали хранившееся в ней зерно в землю. Для наших предков этот обряд символизировал непрерывность жизни. Страда — время напряженное, поэтому из первой скошенной травы скручивали помощников — кукол-крестушек. Из соломы, лыка и льна делали куклу Стригушку, символизировавшую богатый урожай.

Кукла ЗернушкаСреди других домашних оберегов кукла Кубышка или Благополучница (Денежница). В основание этой маленькой куколки клали денежку и чаще всего дарили на Рождество, чтобы она притягивала в дом богатство. Есть еще кукла Денежница: к ее ручке крепили мешочек с монеткой. Богач — ее мужской вариант, только денежка зашивалась вовнутрь этой куклы. Не меньшим богатством считалось здоровье. Если к кому-то из домочадцев привязалась хворь, мастерили куклу Здоровье (или На здоровье). Особенность ее в том, что делалась она только из льняной ткани и обязательно с молитвой. Когда болезнь уходила (считалось, что кукла взяла ее на себя), оберег сжигали или отпускали в реку. А за здоровье самого дома и его очищение от всего негативного отвечала кукла Метлушка. По виду это небольшой веничек, обряженный в женский костюм.

Куклу Капустку назвали так, видимо, потому, что ее юбка выполнена в форме неровных лоскутков, которые рвались из ткани. Отсюда еще одно имя — Рванка. В некоторых российских губерниях девушка мастерила такую куклу, когда собиралась выйти замуж. Она ставила ее на окно, и это служило опознавательным знаком для парней и сватов. А вот у вепсов, которые живут на Волге, для этого оберега другое название — Кормилка (еще ее называют Вепсская кукла). Ее делала женщина, ожидающая ребенка, и у этой куклы большая грудь как символ материнства. В Сибири такой оберег называли Рожаницей. Пока малыш не родился, мать укладывала в колыбельку эту куколку и она словно бы согревала и охраняла ее. Появлялся на свет малыш, и Кормилку-Рожаницу подвешивали над изголовьем детской кроватки как оберег от плохого глаза.

Кукла Женское (Ржевское) счастьеСерьезную роль в судьбе женщины отводили кукле Женское счастье (или Ржевское счастье — по названию местности, где она впервые была обнаружена). Это кукла-девушка с одной косой, которая ждет своего счастья. У нее в отличие от многих других имеются ножки, да еще и обутые в лапоточки. Но опорой Женскому счастью служит большая коса — символ женской сути. Считалось, что чем она толще и длинней, тем большее счастье ожидает молодуху. В более позднее время у этой куколки появился спутник — Куклак на счастье. Технология его изготовления та же, только наряжали его в мужскую рубаху и волосы, на которые он опирался, в косу не заплетали.

На свадьбу девушке дарили особые куклы. Во-первых, Зольную — то есть сделанную из золы. Считается, что этот вариант обережной куклы самый древний. Она символизировала продолжение рода, считалась вместилищем духа предков и хранительницей дома. Возможно потому, что голова куклы-зольницы делалась из древесной золы, взятой из очага. Ее смешивали с водой и скатывали в твердый шарик. Оборачивали головку куклы тряпочкой и перевязывали ниткой. Из оставшейся ткани делали тело — набивали его отходами, которые оставались при обработке льна или конопли, надевали простое платье. Уходя в дом будущего мужа, девушка брала с собой эту куколку, чтобы таким образом захватить с собой силу родового огня. А помощницей в семейных хлопотах для нее становилась Десятиручка (Многоручка) — соломенная кукла с десятью ручками и девятью красными бантиками по подолу платья и девичьим головным убором. На каждую ручку загадывалось какое-то конкретное домашнее дело, а одна оставалась свободной, чтобы всегда быть на подхвате.

Кукла Толстушка-КостромушкаМагические свойства приписывали Толстушке-Костромушке. К ее помощи прибегали в том случае, если молодая женщина в течение первого года семейной жизни не беременела. Эту куколку делала старшая в семье женщина, придавая ей не совсем обычный вид. Толстушка-Костромушка напоминала девочку-подростка с пухлыми щечками. Тело шили из мешочка, набитого очесами льна, причем отверстие в основании не зашивали (его называли куночкой), из него выглядывали ворсинки льна. Это место должно быть свободным, чтобы душа ребенка могла свободно войти. Платьице на куклу надевали короткое, заплетали длинную косичку — этой «удочкой» Толстушке-Костромушке предстояло поймать душу младенца. Оберег усаживали в спальне молодых на самое видное место, и приходящие гости видели, что здесь ждут прибавления. Когда цель достигалась, куклу либо убирали с глаз, либо дарили, поскольку этот оберег реально «работал».

Рождение ребенка связано с Куваткой (Кувадкой). Несложных в изготовлении кукол будущая мать делала недели за две до родов и вешала в избе, чтобы отвлечь внимание нечистых сил от младенца. Куватка была связана с обрядом кувада — очищением роженицы: ее отправляли рожать в баню, а куваток развешивали над дверью, чтобы окончательно сбить с толку злых духов. Название этого оберега связывают и со словом «куваканье» — плач ребенка. Чтобы малыш чувствовал себя спокойно, куколок-куваток клали ему в колыбельку: они выполняли не только охранительную функцию, но и служили первыми игрушками. Спокойный сон обеспечивала сделанная из узелков кукла Сонница-Бесонница, а когда ребенок подрастал, и матери нужно было отлучаться по делам, она скручивала из тряпочек Зайчика и надевала на пальчик своему дитятке. Другой нехитрой игрушкой была Кукла на ложке, а вот кукла Каша становилась первой ступенькой к освоению домашних дел. Чтобы научить подрастающую дочку варить кашу, мама шила льняной мешочек, наполняла его крупой, перевязывала в двух местах ниточкой, пришивала ручки и ножки. Кукла делалась на высоту чугунка, в котором варили кашу, и служила инструкцией для маленькой хозяюшки — сколько насыпать крупы, сколько налить воды: «По пояс крупички, по грудку водички — по бородку каши будет». Изначально кукла Каша шилась без одежды, но когда девочка осваивала кулинарные премудрости, она получало право одеть свою помощницу.

Кукла ПодорожницаДля игры у девочек была кукла Столбушка, которая делалась из скрученной в столбик ткани. Куклу наряжали по своему вкусу и умению, и по ее внешнему виду судили о мастерстве будущей хозяйки. Готовясь к свадьбе, девушка мастерила особую куклу — Красоту — символ того, что в этом доме живет будущая умелая хозяюшка. И вновь раскручивалось колесо жизни — свадьба, ожидание ребенка и его рождение, тепло и свет домашнего очага.

Известно великое множество видов народных славянских кукол. Сегодня их всерьез изучают, посвящая научные исследования. Для кого-то они стали профессиональным направлением в творчестве, как это произошло у хабаровчанки Татьяны Селезневой. В любом случае, обережные куклы, сохраняя свои главные черты, соединяют нас с исконными традициями, а значит, делают нашу жизнь более устойчивой.

Куклы изготовлены Татьяной Селезневой

Елена ГЛЕБОВА
Фото Глеба МОРДОВЦЕВА