Киностудия Е. М. представляет…

Наряду с театром профессиональным всегда существовал театр любительский. В эпоху доминирования «цифры» и экрана надо ждать нового явления – параллельного существования индустрии кино и производства кино на «чистом горючем», то есть кинематографа любительского.

Похоже, это явление уже пришло и даже оформилось. А на стыке кино как профессии и кинодеятельности непрофессионалов происходят удивительные эффекты. Достаточно вспомнить широко известный фильм «Город Бога» Фернанду Мейреллиша и Кати Люнд – о жизни трущоб Рио-де-Жанейро, его самого опасного квартала, обитателей которого сыграли непрофессиональные актеры, по большей части жители этих самых трущоб. Эффект подлинного, высшего реализма этого фильма отметила вся мировая кинокритика.

Однако сотрудничество «специального» и «народного» – скорее исключение, чем правило. Чаще они живут сами по себе, параллельно-отдельно, не пересекаясь. Фестивали любительского игрового кино в России на сегодня протянулись от Владивостока до Калининграда, и даже фестивали кино «на флэшке мобильника» не редкость (в июне 2008-го в Москве прошел Первый международный кинофестиваль мобильного кино). Но те, кто смотрит информационные программы по телевизору, о них практически ничего не знают. Понятно, что явление любительского кино, особенно игрового, далеко не однозначное. Одна только «разница в камере» чего стоит! Из стана кинопрофессионалов в сторону собрата-любителя или просто не смотрят, или укалывают его достаточно ощутимо: «Само словосочетание «любительское кино» похоже на оксюморон. У Ильфа и Петрова была шутка про курсы балерин – то есть нечто совершенно невероятное и откровенно конъюнктурное». Хотя при этом выдвигают такие странные «контраргументы»: «Кино ведь искусство, во-первых, коллективное, а потому требующее больших затрат. Во-вторых, любительские фильмы вообще не рассчитаны на большую аудиторию».  Любой, кто мало-мальски пожил на свете, знает, что коллективы объединяют не деньги (распределение денег в «коллективе» их как раз разъединяет), а необходимость либо – в самом привлекательном случае – идея. А тот, кто скажет, что «Гамлет» Дзеффирелли или «Жертвоприношение» Тарковского могут быть тождественно замыслу поняты и растолкованы «большой аудиторией», пусть первый бросит в меня камень.

С другой стороны, обильные фестивали любительского кино не аргумент в его пользу, скорее наоборот. Премиально-фестивальная горячка вообще большая беда сегодняшнего искусства и скорее показатель тормозящего тщеславного дилетантизма и конъюнктурного субъективизма, нежели развития.

 

Другое дело посмотреть, как рождается любительское кино – от идеи до смонтированной картины. Благо материал этому – под рукой, в Хабаровске. Вот уже четыре года здесь работает киностудия с названием наивно-вычурным – «Киностудия Kennedy-Honblower Masters», но – действующая, снявшая два фильма, и, как и положено творческому образованию, объединенная вокруг лидера, студентки теперь уже четвертого курса ХГИИК Екатерины Минаевой. О ней – о кинокомпании Екатерины Минаевой – здесь и поговорим. В том числе и с самой Катей Минаевой.

Первый фильм «В Золотой горе», по одноименной сказке, снят был довольно быстро. Вот как все начиналось.

Е. Минаева: «Идея родилась внезапно, обычным вечером, за чаем. Я делилась со своей сестрой Надеждой мечтой – купить кинокамеру и снять фильм, где актерами стали бы наши родные. Надя, как оказалось, тоже в детстве мечтала о кино, но себя она видела в роли режиссера. Снимать кино очень хотелось. Однако долгое время главный вопрос – тематика – не разрешался. Будучи православными, мы очень хотели вложить в фильм глубокие христианские истины, донести до зрителя свет и добро. Но ничего подходящего у нас не было. Еще один вечер. Надя на «тайном совете» прочла мне сказку «В Золотой горе», предложила взять ее за основу нашего фильма. Сюжет казался простым и интересным, а самое главное – говорил о том, о чем мы и хотели. О силе Любви.

Мы вместе принялись обдумывать план нашей работы. Велся поиск актеров, камеры. Камера была основной проблемой. Найти ее невозможно, купить тем более. Решили пригласить настоящего оператора, и я стала заниматься организационными вопросами. Вскоре у Надежды появился молодой человек, дело шло к замужеству. А работа над кино уже развернулась полным ходом. В итоге режиссером фильма стала я, а Надежда вошла в историю, как автор идеи».
Заметим, что в июле 2006-го Катя Минаева была всего лишь абитуриенткой Хабаровского государственного института искусств и культуры, равно как и еще несколько актеров первого фильма, например Павел Доронин и Дарья Митникова, вместе с которыми Катя Минаева станет студенткой отделения РТПиП – режиссура театрализованных представлений и праздников, – неразлучными однокурсниками, вместе тянущими как нелегкое бремя сессий, так и яркое время между ними.

Появление любительской киностудии именно с костяком студентов из ХГИИК, единственного вуза края, где есть театральный факультет, конечно, закономерно, но определяет далеко не все, в том числе главные мотивовы творчества. Ко второму фильму – «Алексей», по повести Игоря Смолькина «Темная вода», стало совершенно очевидно: ХГИИК и все, что с ним связано, – отдельно, кино – отдельно.

Здесь показательно то, как приходили в команду ключевые фигуры и откуда приходили.

Е. Минаева: «Оператор – Максим Долгополов. Нашелся совершенно случайно, через общего знакомого. Узнав, что начинающим режиссерам кино нужна камера, предложил свои услуги. В работу влился быстро, и было ясно, что это – НАШ человек. Постоянный актер – Георгий Беспалов, очень яркий, эмоциональный. В «Золотой горе» исполнил роль первого гонца, в «Алексее» – Гурама. Георгий – студент ДВАГСа, входит в состав молодежной палаты. В обеих картинах участвуют мои сестры. В «Горе» – Александра, в «Алексее» – Евгения. Павел Сергеев снялся в двух картинах. Отличный друг киностудии. Отучился полтора года в ХГИИК, сейчас служит в армии, мечтает сыграть главную роль в каком-нибудь другом проекте. Андрей Грачев – снялся в «Алексее», сразу влился в коллектив, с нетерпением ждет продолжения работы. Он окончил курсы в Школе милиции и сейчас работает участковым инспектором, параллельно заочно учится в вузе на факультете психологии. Список можно продолжать. Большая часть актеров готова сниматься дальше».

Итак, все родилось просто из большого желания снимать кино. Начали с организации производства и сценария. Катя Минаева сочинила сценарий на мотив сказки, как некий принц, чтобы спасти королевство матушки-королевы, идет покорять некую Золотую гору, где спрятаны некие сокровища. Режиссер, ограниченный в «бюджете» (его, собственно говоря, практически не было, все необходимое искали «в домашних чуланах»), сделал ставку на крупные планы, не самими сочиненную музыку, немудреные «спецэффекты» и яркие, хотя и «кукольные» костюмы… При всей наивности сценария, ужасном звуке, совершенно никакой «игре» исполнителя главной роли, ни одним лицевым мускулом не могущего выдавить даже подобия эмоции, и прочем, все же получилось… конечно, не кино, и даже, в общем-то, не игра в кино, а пусть наивная во всех смыслах, но игра в добрую сказку, да и просто любопытное видео… А главное – как хорошо было тем, и отрокам и взрослым, кто в этом фильме снимался! Об этом можно судить, посмотрев ролик «В Золотой горе. Путешествие на съемочную площадку», который вместе с самим фильмом «В Золотой горе» вошел в первое DVD…
Сразу после премьеры «Золотой горы» Кате стали задавать вопрос «Когда следующий фильм?». Все были уверены, что эта работа – начало чего-то нового. Наверное, эта поддержка, настойчивые вопросы и стали рычагом, который заставил задуматься о продолжении работы. Да и ей самой казалось, что остановиться уже невозможно. Работа над фильмом захватывала, увлекала...

Новый проект начался с трагедии и почти мистически. У Кати Минаевой умер дедушка. В тот же день, словно кто-то подсказал, подтолкнул, она достала с книжной полки повесть Игоря Смолькина «Темная вода», перечитала и стала писать сценарий… Получалась не тождественная экранизация, получалось то, что называется «по мотивам», сразу родилась идея, сверхзадача: сделать фильм, который бы сказал о том, что из всего всегда есть выход, что ни одна жизнь, как бы трудно, тяжело и даже греховно она ни складывалась, не может быть потерянной, каждый может заслужить себе в своей жизни свое возрождение…
Фильм по имени главного героя называется «Алексей». Он о взрослеющем человеке, который стал полным сиротой, обозлился на весь мир, даже попытался мстить этому миру, за то, что он сер, темен, безрадостен… В конце главный герой погибает. Но это не абсолютная трагедия: перед своим уходом из этого мира Алексей перерождается, в нем пробуждается вера в людей и в спасительную основу этого мира. Один из главных символических образов видеоряда фильма «Алексей» – храм, который сверкает, виден из окна грязного, покосившегося домишки с печальным, заброшенным двором…

Вообще нельзя не увидеть четкого и прямого православного контекста этого фильма. Не только потому, что нечто из православного догмата в фильме выражено прямо: и в некоторых диалогах, в том, что – правда, это эпизодическая роль – здесь есть персонаж Священника (иерей Всеволод), и в том, что во снах Алексей встречается – там, в трансцендентном пространстве, – с матерью, которая держит в руках православную икону и напутствует его проповедью. Не только в этом христианский подтекст фильма, а, главным образом, в основной оптимистической и жизнеутверждающей идее, которую молодой режиссер, пусть не очень четко, с массой и креативных, и чисто технических ошибок, но все же проводит все 50 минут фильма. Апофеоз – в финале, где ТАМ, в трансцендентном пространстве, Алексей, чуть ли не впервые улыбающийся, встречается с матерью, и они идут в сверкающем мире, мимо сверкающего храма, которому склонилась и радуга, и алмазные снега, идут рука об руку, ТАМ окончательно обретя друг друга и познав недоступную многим истину.

Еще раз скажу: в фильме множество ошибок. Но вот загадка – в целом он смотрится весьма и весьма органично, от него долго не можешь отойти, на первом (и, к сожалению, пока единственном) общественном показе, который состоялся 28 февраля 2008-го и собрал 60 человек, многие зрители и даже члены съемочной группы плакали…

Наверное, вот еще для чего снимается кино – для того, чтобы сравнить его процесс с процессом самой жизни! Шучу… Хотя… Судите сами. Сцена аварии в «Алексее» снималась возле автостоянки Спасо-Преображенского собора. Несколько раз съемочной группе приходилось успокаивать обеспокоенных водителей, которые видели молодого человека, трупом лежащего возле машины. «Это кино», – говорили им. Особенно трудно было, когда к «бездыханному» актеру подъехал мужчина, плохо владеющий русским языком… Сцена в подземном переходе тоже не без истории. Только Сергей Романов, исполнитель главной роли, сел в инвалидную коляску и поставил перед собой чашечку для подаяний, стали подходить люди и кидать ему деньги. Киногруппа воочию убедилась в том, о чем давно догадывалась: народ у нас добрый, сострадательный, – однако долго приходилось объяснять, что это фильм, и убирать лишних из кадра.

Третья картина начиналась если не мистически, то опять со своим внутренним сюжетом. Екатерина стала писать оригинальный сценарий специально под определенного исполнителя главной роли. Писала три месяца… пока человек, с которым была железная договоренность… правильно – не отказался… Таким образом, третий проект «получился» нулевым, фильма не было, образовался простой всей команды длиной в полтора года…

Екатерина Минаева надеется все-таки осуществить проект, задуманный еще в прошлом году – кинопостановку «взрослой» повести известной мумми-троллями Туве Янссон. Это история одинокой женщины, оказавшейся в смертельной опасности. Всю жизнь она собирала богатства, которые и стали причиной ее несчастья. История поучительная, со смыслом.

Да нет! Не то, совсем не то имели в виду Ильф и Петров, когда говорили про «курсы для балерин». Нечто «совершенно невероятное» и совершенно конъюнктурное нужно искать не в любительском кино, точнее сказать, не в чистом любительском (от «Люблю дело»!) творчестве, а там, где есть профессия, но вот «Люблю дело», «Люблю само творчество» как раз и нет. На других – не-обитаемых – островах «курсы для балерин» надо искать…

А здесь же, пядь за пядью, куски прочных творческих оснований, прочной земли как раз не теряются, а потихоньку, месяц за месяцем, год за годом, – приобретаются.

Именно это, как кажется, киностудия Екатерины Минаевой и представляет.
 

Олег КОПЫТОВ