Успех как главная цель

Николай ЕвсеенкоНа театральной карте России с некоторых пор отчетливо обозначилась географическая точка – Хабаровск. Похоже, огромные расстояния, которые отделяют дальневосточный город от крупных культурных центров, начинают сокращаться.
О том, что происходит сегодня в театральном пространстве нашего региона, каковы главные задачи и перспективы, разговор главного редактора журнала «Словесница Искусств» с первым заместителем министра культуры Хабаровского края Николаем Ивановичем Евсеенко.

Н.Е.: На театральной карте России немало интересных театральных территорий. Екатеринбург, где сильны позиции музыкального театра, Новосибирск, признанный театральный центр, особенно в области оперного искусства, Ярославль – центр драматического искусства, Иркутск – сильный театральный город с серьезной драматургией и мощной театральной критикой.

На Дальнем Востоке крупным театральным центром является Хабаровск. Целый ряд значимых событий, среди которых национальная премия «Золотая Маска», Дальневосточный театральный форум, визит министра культуры Российской Федерации, включил Хабаровск и Хабаровский край в общую театральную карту как один из серьезных и знаковых регионов, который помимо сегодняшних достижений имеет и театральные традиции.

К сожалению, искусство – вещь сиюминутная, и с этим ничего не поделаешь. Зрителя былые заслуги не волнуют, ему интересно то, что происходит в настоящий момент. А память о прошлом создает прочную основу на будущее и позволяет придерживаться того уровня, ниже которого планка не должна опускаться. В летописи каждого театра есть особые, знаковые спектакли, однако это происходит не так часто даже в культурных столицах. Но в каждодневной работе важно держать стандарт, который сохраняется за счет традиций и передачи мастерства от поколения к поколению.

Е.Г.: Кадры действительно решают все, и с этим не поспоришь.

Н.Е.: Сегодня перед министерством культуры Хабаровского края стоит очень важная задача – выстроить схему подготовки кадров для краевых учреждений культуры: школа искусств, колледж, институт. К сожалению, еще несколько лет назад, когда я работал директором театра музыкальной комедии, нам не всегда удавалось находить контакт с колледжем искусств и отдельными кафедрами института культуры. Существовало стойкое убеждение: специалистов нужно готовить не для своего города, а для других мест, более престижных. Но ведь мы должны, прежде всего, заботиться о своей территории, чтобы здесь было комфортно жить и нам, и нашим близким. А получается так: край обучает достаточно большое число специалистов, вкладывая в это серьезные средства, но в его учреждения культуры идет только лишь часть. Необходима переоценка такой ситуации, и в настоящее время это уже происходит. Руководители учреждений творческого образования понимают проблему и относятся к ней с полной серьезностью.

Е.Г.: Успешность – это и творческая составляющая, и сугубо материальная. Превосходное состояние зданий театров, финансирование крупных проектов, поддержка гастрольной и фестивальной деятельности, ежегодная премия губернатора в области театрального искусства – роль правительства Хабаровского края здесь очевидна. Но даже при таком благополучном раскладе наверняка сохраняется целый ряд острых вопросов, требующих решения?

Н.Е.: Да, нужно отдать должное краевому правительству: многое сделано для развития театров. Но, конечно же, существует еще ряд серьезных проблем. В числе главных – техническое укомплектование театров и, прежде всего, световой и звуковой аппаратурой, внедрение в театральный процесс современных технологий. Но кроме технологий должны быть и люди. К сожалению, у нас нет художников по свету, недостаточно представлены театральные художники. Такая же проблема с гримерами, постижерами. Возникает следующий вопрос – кадровый. Мы должны их готовить у нас, приглашать из других городов, заниматься переподготовкой. К слову, после Дальневосточного театрального форума традиция эта не прерывается, к нам приезжают признанные специалисты в области театра, мы плотно работаем с Союзом театральных деятелей России, с Москвой и другими городами, где есть чему поучиться.

Театр, кроме площадки, это, прежде всего, люди. В творчестве как нигде все завязано на персоналии. И я, как человек, много лет руководивший хабаровскими театрами, знаю наверняка: когда у тебя есть с кем работать, тогда ты успешен и как художественный руководитель, и как продюсер. К счастью, мы обладаем большим творческим потенциалом, и практически во всех театрах сформированы серьезные труппы. Существует проблема режиссуры, которую мы пытаемся решать, приглашая новых людей. Но здесь есть одно важное и обязательное условие: единство театрального коллектива и его настрой на успех. Без крупной цели невозможно достигнуть серьезного результата.

Е.Г.: В театральной палитре нашего края восемь театров. У каждого – свои история, перспективы, успех.

Н.Е.: Сегодня в хорошей творческой форме, с интересным лидером во главе Краевое объединение детских театров – ТЮЗ и театр кукол. И, что самое главное, там есть команда, атмосфера творческого поиска. Успех во многом зависит от репертуара, и пока режиссеру Константину Кучикину удается вести театр интересным путем.

К сожалению, этого не скажешь о краевом театре драмы, который уже стало традицией ругать. Но сейчас здесь появился новый творческий лидер, которому предстоит объединить коллектив театра. Причем некоторые положительные тенденции уже наметились. Творческий успех, пусть не сегодня, а завтра, послезавтра, необходим, и это обязательно произойдет, если все будут на него нацелены. Да, Хабаровский театр драмы переживает не лучшие времена, но очень хочется, чтобы он встал на ноги и вернул былую славу.

Краевой музыкальный театр – сильный, успешный, с блистательной труппой, что и было доказано на «Золотой Маске». Теперь важно не растерять потенциал. И, как я уже говорил, чтобы добиться чего-то значительного, необходимо ставить столь же крупные цели. Одна из них – сегодняшний переход в плоскость музыкального театра. Это серьезная творческая задача, которая подразумевает целый ряд направлений: создание собственной вокальной школы, формирование новой балетной труппы и развитие пальцевого балета. Но очень важно, развивая новые направления, не разрушать старые.

Комсомольский драматический театр по своему статусу городской, а такие театры, как правило, живут сложно. У них и база слабее, и возможностей меньше. В последние годы здесь не было каких-то мощных прорывов, но работает он достаточно стабильно. По своим масштабам Комсомольский драматический всегда считался региональным, да и его творческий потенциал был достаточно крепким. Возможно, в последнее время он несколько выпал из нашего поля зрения, да и высокая планка перед ним не ставилась, но я уверен, что в этом направлении нам еще предстоит поработать.

Существуют также два негосударственных театра – КнАМ в Комсомольске-на-Амуре и Белый театр в Хабаровске. КнАМ, без сомнения, творческий лидер, который успешно представляет свое искусство и в нашем регионе, и на крупных театральных фестивалях в России и за рубежом. Его лидер Татьяна Фролова осуществила на сцене Хабаровского ТЮЗа успешную постановку спектакля «Гедда Габлер», и он был признан лучшим по итогам прошлого сезона.

Интересно работает Белый театр, хотя мы не уделяли ему достаточно внимания, думаю, что наше сотрудничество еще впереди.
«Триада» – болезненная точка. Театр со своим ярким лицом и традициями, с интересным художественным руководителем Вадимом Гогольковым, занимающий достойное место на театральной карте, оказался в очень сложной ситуации, связанной с помещением. «Триада» – театр муниципальный, и мы надеемся, что городские власти вместе с органами имущественных отношений Российской Федерации найдут разумный выход.

Е.Г.: Не так давно в министерстве культуры появилась новая общественная структура – театральный совет. Меняющаяся ситуация в нашем театральном пространстве потребовала новых подходов?

Н.Е.: Создание театрального совета преследовало две цели. Во-первых, это достаточно широкая площадка для обсуждения театральной ситуации в нашем крае. Причем к этому разговору приглашаются все, кто претендует на то или иное место в театральном процессе. Во-вторых, это возможность научиться разговаривать друг с другом, причем говорить честно о каких-то вещах, но не оскорбительно, а позитивно. Каждый театр вправе выбирать собственный путь, но иногда совсем нелишне услышать мнение со стороны, посмотреть на свое творчество другими глазами.
Совет – это еще и помощь министерству культуры для выработки политики в отношении театральной жизни. Я убежден, что когда в этот процесс вовлекаются широкие круги, возникает атмосфера театральности.


ЕВСЕЕНКО Николай Иванович родился в п. Поярково Михайловского района Амурской области. После службы в армии поступил в Хабаровский государственный институт культуры, который окончил в 1974 г. (специализация «Театральная режиссура», курс известного режиссера и педагога В. Демина). Творческую и общественную деятельность начал в Хабаровском горкоме комсомола, где решал вопросы молодежи и студенчества.

С 1979 по 1981 г. – директор Хабаровского театра юного зрителя.

В последующие годы работал директором научно-методического центра, заместителем начальника управления культуры Камчатской области, а затем Хабаровского края. В своей деятельности уделял большое внимание реализации программ, направленных на сохранение и развитие культуры и искусства Хабаровского края, а также на возрождение национальных культур народов Севера и Приамурья. По его инициативе создано 15 культурных национальных центров, два музея – археологический и национальный. В 1995 г. благодаря усилиям Н.И. Евсеенко в Хабаровском крае был реализован масштабный международный проект – совместная передвижная выставка собраний российских и американских музеев «Перекрестки континентов: Аляска – Сибирь».

В 2000 г. возглавил Хабаровский краевой театр музыкальной комедии.

С 2008 г. занимает должность первого заместителя министра культуры Хабаровского края.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Награжден грамотами Совета министров СССР и ВЦСПС, дипломом губернатора края «За достижения и большой личный вклад в развитие театрального искусства», почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре и искусстве», премией главы администрации Хабаровского края «За достижения в области театрального искусства».