Святые заступники Руси и ее дальневосточных рубежей

Александр Невский. XIX в. Дерево, темпера. ДВХМВ освоении Дальнего Востока было немало трудностей, связанных с расширением и защитой российских рубежей. Но те, кто пришел сюда, искренне служили Отечеству, обладали сильным характером и хранили в душе глубокую веру. С молитвами они обращались к святым образам воинов-праведников, которые испокон века считались заступниками земли русской.

«Верховным военачальником» — архистратигом в Православии считают архангела Михаила. Согласно Священному Писанию и Священному Преданию именно он возглавил небесное воинство, восставшее против сатанинских козней. Более тысячи лет, со дня основания стольного града Киева, архангел Михаил является покровителем русской земли. Благодарная Русь посвятила ему множество икон. На той, что представлена в зале русского искусства Дальневосточного художественного музея, святой архангел Михаил изображен в виде сидящего на коне воина. Его крылатая фигура как бы излучает горячий красный свет. На нем одежды византийского придворного. Пристальный взгляд непреклонен и суров. Вечный противник зла, он охраняет небо от происков сатаны. В руках его мерило, которым архистратиг измеряет отпущенное Богом время, и Евангелие как символ всесильной власти Всевышнего, о которой он громогласно возвещает в трубы.

В соборе воинства архангела Михаила много заступников, начиная с ангельских чинов и включая праведных воинов, защищавших родную землю и впоследствии канонизированных (от греч. глагола «узаконять»). «Все христианские церкви (кроме протестантов) учат, что христиане, совершеннейшие по жизни, по кончине своей, как особенно угодившие Богу, удостаиваются особенной Божьей благодати, и в сонме небожителей образуют особенный класс „святых человеков“, которые молятся пред Богом за живых собратьев своих по вере...». Так толкуется Энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона канонизация святых праведников.

Князь Владимир. XIX в. Дерево, темпера. ДВХМОдним из праведных заступников русской земли был великий князь Владимир Святославович (980–1015). Во время его правления важнейшим событием для объединения русского государства стало крещение Руси. Судя по древним летописям, после принятия христианства самим князем изменился даже его характер. Он запретил смертные казни, раздавал деньги беднякам, распустил гарем и, несмотря на то, что очень любил пиры, стал устраивать их только в церковные праздники. Князь щедро угощал гостей, а для больных и слабых велел развозить еду и питье по домам. После всех его добрых дел другие страны уже не относились к Руси с прежним пренебрежением. К лику святых благоверный князь праведный воин Владимир причислен в XIII веке. Иконописцами Владимир изображался гораздо реже, чем другие праведные воины.

В зале русского искусства Дальневосточного художественного музея представлена икона «Князь Владимир» с его образом. Она выполнена в традициях многих икон петровской эпохи с заметным делением на планы и жанры портрета и натюрморта, с передачей светотеневых моделировок. Икона богато украшена цветным орнаментом, творенным золотом. На переднем плане изображен Владимир в «историческом» типе — в княжеской одежде, а не в царском облачении. Он опирается рукой о крест со свитком, на котором слова обращения к Всевышнему: «Боже, сотворивший небо и землю, призри на ново просвещенника».

О защите от нашествия иноплеменных, от насилия иноверных молились верующие и святому благоверному князю Александру Невскому (1220–1263). В сложившейся иконографии получили отражение три его ипостаси: князь, воин и монах. Все эти акценты его образа были связаны с историей развития русского государства. К примеру, во времена правления Ивана Грозного князя, призывавшего народ к кротости и послушанию, иконописцы представляли как схимника (высшая степень монашества) — с куколем на голове и в рясе. Позднее, во времена «смуты» и до XVIII века, доминировал «княжеский» вариант его изображения. А в период правления Петра I Святейший синод постановил писать образ князя преимущественно в воинских одеждах. Икона «Александр Невский», представленная в постоянной экспозиции Дальневосточного художественного музея, выполнена в традициях XVIII века. На ней князь изображен во весь рост в военных доспехах, поверх которых накинута царская мантия. Портретные черты мало примечательны, что и было принято в написании икон. Автор «Жития Александра», его современник, повествует, что ростом князь был выше других, голос его звучал как труба, лицо было прекрасно, а, побеждая, сам он оставался непобедим.

Святой архангел Михаил. XIX в. Дерево, темпера. ДВХМИз того же «Жития» мы узнаем, как родственник шведского короля Эрика отважный рыцарь Биргер, желая захватить русские земли, отправил Александру в Новгород послов со словами: «Если можешь, сопротивляйся мне, а то я пленяю твою землю». Приняв благословение на бой от архиепископа Спиридона, Александр воодушевил свою дружину словами: «Не в силе Бог, но в правде». В великой сече со шведами Александр оставил отметину на лице Биргера своим острым копьем. И, победив в этой битве, он получил прозвание Невский.

Канонизирован был князь в 1547 году после многих чудес, совершенных по его кончине. По церковным преданиям, когда во время похорон священник собирался разжать руку усопшему князю, чтобы вложить в нее духовную грамоту, тот протянул ее как живой и взял грамоту.

Не случайно почитание князя началось сразу после его смерти и продолжается по сей день. Образ великого князя Александра Ярославича, соединившего в себе качества мудрого политика, смелого воина, бесстрашного защитника православной веры и смиренного монаха, всегда был близок русскому человеку. У хабаровчан особое отношение к этому святому. Ведь Хабаровский край — территория пограничная. Не случайно в Хабаровске построен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Современные иконописцы тоже создают образы святых праведных воинов. Одна из современных икон посвящена выдающемуся русскому флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову. Родился он в 1744 году в сельце Бурнакове Романского уезда Ярославской провинции в семье мелкопоместного дворянина. После окончания Морского шляхетского кадетского корпуса был назначен на флот. Во время Русско-турецкой войны Федор Федорович служил в Азовско-Донской флотилии и принимал активное участие в боевых действиях на Черном море.

Сторонник взглядов великого русского полководца Суворова, Ф. Ф. Ушаков обогатил военное искусство новыми формами и способами ведения боевых действий на море, что сыграло большую роль в достижении русским флотом крупных побед в сражениях на Черном и Средиземном морях — в Керченском, Тендровском, а также в сражении у Калиакрии. Ушаков всегда стремился завершать бой преследованием отступившего противника до полного его уничтожения.

Икона святого воина Федора Ушакова. Градо-Хабаровский собор Успения Божией МатериДаже уйдя в отставку, Федор Ушаков продолжал служить Отечеству. В 1812 году его избрали начальником ополчения Тамбовской губернии. Осенью 1817 года он умер в своей усадьбе близ Тамбовской губернии.

В марте 1944 года советское правительство учредило орден и медаль имени адмирала Ушакова. К лику святых русский флотоводец Федор Ушаков был причислен в начале XXI века.

В Хабаровском крае его образ тоже наиболее почитаем. Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк обратился к наместнику Санаксарского монастыря, где был похоронен Ушаков, с просьбой написать икону святого праведного воина Федора Ушакова и передать частицу его святых мощей в собор Успения Божией Матери. Просьба была выполнена, и икона доставлена в Хабаровск. Вся она проникнута духом патриотизма. На ней поясное изображение святого праведного воина Федора Ушакова в адмиральской форме. В правой руке он держит свиток со словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России». В левой — шпага, знак дворянского сословия. Это символ воинской доблести. Память святого праведного воина Федора Ушакова празднуется в день его прославления 23 июня (5 августа) и в день его блаженной кончины 2(15) октября. Также по церковному календарю 26 апреля (9 мая) отмечается День всеобщего поминовения усопших воинов-защитников.

Образы праведных воинов, созданные русскими иконописцами, вызывают в нас любовь и гордость за эту землю, которую осваивали наши предки, берегли нерушимость ее границ, неприкосновенность российской территории.

Наталья СТАРУН,
искусствовед