Внимая флейте

Ирина Николаевна ПетроченкоС латинского название «флейта» переводится как «дуновение». Без этого инструмента сегодня невозможно представить концерты симфонической или духовой музыки. Входит она и в состав оркестра русских народных инструментов. С флейтой связаны легенды и предания, имена великих мастеров, композиторов, музыкантов.

Подарок речного бога

История этого музыкального инструмента уходит в глубину времен. Один из древнегреческих мифов повествует о сатире Марсии, который нашел флейту, оброненную Афиной, и осмелился вызвать на состязание самого бога музыки Аполлона. В наказание за дерзость Аполлон содрал с сатира кожу и повесил на дерево, но при первых же звуках флейты она затрепетала. В другом говорится о Пане — владыке лесов и покровителе пастухов. Его изображали играющим на многоствольной флейте — сиринге. По легенде, Пан полюбил нимфу по имени Сиринкс. Он был уродлив, с козлиными ногами, поэтому нимфа в страхе бросилась бежать. Путь преградила река, но речной бог спас Сиринкс, обратив ее в тростник. Опечаленный Пан срезал стебель и сделал из него флейту.

Флейта Пана — общее название группы духовых инструментов — многоствольных флейт, представляющих собой набор параллельно расположенных скрепленных трубочек разной длины. У разных народов флейта Пана имеет свои названия — греческий сиринкс, русские кувиклы (кугиклы). Инструмент состоит из набора открытых с верхнего конца бамбуковых трубочек, которые издают звуки разной высоты. (Современный тип поперечной флейты изобрел немецкий мастер Т. Бём в первой половине XIX века.) Среди камерных произведений Клода Дебюсси выделяется небольшая пьеса «Сиринкс» для флейты соло, на создание которой композитора вдохновил древний миф.

Флейта была популярна в разные времена. В России XVIII века существовал оркестр, состоящий только из флейты и барабана. Прихотливые изгибы мелодии флейт, звучащих на фоне неуклонно ритмичного барабанного боя, напоминали звучание походного марша. Такую музыку исполняли в эпоху правления Петра I и позднее, во время Отечественной войны 1812 года.

Этот инструмент часто солирует в оркестре. Самый характерный пример — соло флейты в опере К. Глюка «Орфей» (в концертной практике это произведение называется «Мелодия»). Флейта звучит в вальсе из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М. Глинки, где она соревнуется с другими деревянными духовыми инструментами. Соло флейты можно услышать во второй части концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, в оркестровом эпизоде из оперы Ж. Бизе «Кармен», в произведении К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», сюите М. Равеля «Дафнис и Хлоя», а также в лирической части «Весенней увертюры» В. Халилова.

Деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот) незаменимы в симфоническом и духовом оркестрах, и каждый из них имеет неповторимый тембр. У многих людей, даже не сведущих в музыке, голоса этих инструментов ассоциируются с определенными образами. Тембр флейты в верхнем регистре — пронзительный, яркий, звенящий, в среднем регистре чувствуется воздух, пространство, нежное дуновение ветра, в низком регистре звуки флейты создают ощущение чего-то бестелесного, прозрачного.

Харизма музыканта

Среди музыкальных дисциплин Хабаровского колледжа искусств всегда существовал класс флейты. За долгую жизнь учебного заведения сменилось немало педагогов, но уже больше 30 лет игру на этом инструменте студентам преподает Ирина Николаевна Петроченко.

Она родилась и выросла в Казахстане. Ее отец был шахтером, а мать строителем. Семья жила в поселке Актас, и здесь шестилетняя Ирина начала заниматься музыкой. Нужно сказать, что в то время в республике существовали три специализированные школы и 22 музыкальных училища. В десять лет Ирина поступила в специальную музыкальную школу для одаренных детей в Караганде, выбрав класс флейты.

Это было непросто. Девочке пришлось оторваться от родного дома и жить в интернате, а родителей навещать только по выходным. Кроме того, элитная школа была платной (45 рублей в месяц — по тем меркам баснословная сумма), а система обучения жесткой и авторитарной. Но Ирина была в числе лучших учеников, и после школы поступила в Алма-Атинскую консерваторию. На третьем курсе вышла замуж, доучилась и уехала к мужу на Дальний Восток.

В Хабаровском колледже искусств она преподает с 1987 года, подготовив за это время более 36 лауреатов различных музыкальных конкурсов. Труд этого педагога отмечен почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации. Многие выпускники Ирины Николаевны Петроченко сегодня работают в детских музыкальных школах и школах искусств Хабаровского края. Роман Сандлер окончил Московскую консерваторию, остался в столице, играет в оркестре народных инструментов. В Санкт-Петербурге в военном оркестре служит Андрей Бугреев. В 2020 году Петроченко выпустила еще одну ученицу — Алису Ильину, стипендиата премии губернатора Хабаровского края, лауреата городских, краевых, международных конкурсов. Алиса учится на факультете журналистики в ТОГУ, но флейту не оставляет, выступает в детских музыкальных школах, домах ветеранов, Доме творческой интеллигенции. В ее репертуаре произведения как популярные, так и редко исполняемые, а также современные, с элементами джаза.

Сама Ирина Николаевна Петроченко тоже ведет активную сольную концертную деятельность, сотрудничая с музыкальными коллективами Хабаровска — симфоническим оркестром колледжа искусств, Дальневосточным симфоническим оркестром и духовым оркестром штаба Восточного военного округа. Сольные программы флейтистки звучали на краевом радио и телевидении. На фестивале «Ладони Земли» в Болгарии Ирина Петроченко получила диплом первой степени. Вместе с духовым оркестром штаба Восточного военного округа она побывала в Гонконге, Корее, Китае, играла в Москве на фестивале «Спасская башня», и, конечно, каждый год участвует в хабаровском фестивале «Амурские волны».

Соло на флейте

По сложившейся традиции все духовые инструменты, относящиеся к одноголосым, не считались сольными в отличие от фортепиано, скрипки, виолончели, классической гитары. Но в оркестре, и в симфоническом, и в духовом, они неповторимы. Таким образом, сольные концерты на этих инструментах музыканты дают очень редко. Это не принято. А как же быть студентам духового отделения, если они играют свои сложные программы лишь на академических концертах, на экзаменах или эпизодически солируют в оркестре? Хорошо, что есть такие преподаватели-энтузиасты, как Ирина Петроченко. Они приучают студентов к публичным выступлениям, воспитывают в них чувство сцены и единения с публикой. Но не только эти задачи решает педагог. Ирина Николаевна знакомит слушателей и с духовыми инструментами, и с написанной специально для них музыкой.

Одной из таких просветительских площадок стал клуб «Нескучная классика», которым я руковожу. На одном из концертов играли студенты класса Петроченко: Тимур Рыжков исполнял «Мелодию» К. Глюка, Вера Ряскина «Плясовую» В. Блока и «Мелодию» П. Чайковского. Алиса Ильина выступила с пьесой А. Онеггера «Козочка». Сама Ирина Николаевна не только играет в ансамбле со своими учениками, но и создает молодежные музыкальные коллективы, тем более что у студентов колледжа искусств есть предмет «ансамбль духовых», который выносится на государственный экзамен. В исполнении ансамбля флейтистов в клубе «Нескучная классика» звучали такие произведения, как «Французская кадриль» М. Глинки, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта, «Танго» И. Альбениса, «Аве Мария» Дж. Каччини и другие.

Особенно запомнился концерт, прошедший в 2020 году в детской школе искусств № 6 Хабаровска. Небольшой зал был заполнен до отказа, здесь собрались руководители и педагоги школы, преподаватели и студенты колледжа искусств, которые пришли поддержать коллег и послушать редко звучащую музыку. Дело в том, что Петроченко — педагог ищущий. Ее не удовлетворяет учебная программа, и она расширяет для своих учеников горизонты знаний. Вот почему на концерте звучали произведения Ф. Данци, Вл. Цыбина, К. Боллинга, Дж. Б. Виотти. Имена этих композиторов не очень известны, а многим даже не знакомы, но Ирина Петроченко рассказала о них интересно и увлекательно.

Франц Данци (1763–1826) — немецкий композитор итальянского происхождения, виолончелист и дирижер. Его творчество знаменует переход от классицизма к романтизму, он принадлежит к числу так называемых «милых мастеров». Композиторское наследие Ф. Данци велико, им созданы концертные симфонии для флейты и кларнета, концерты для флейты, а также несколько опер, лучшей из которых считается «Полночный час». Композитор дружил с К. М. Вебером и оказал заметное влияние на его оперное творчество.

Владимир Николаевич Цыбин (1877–1949) — русский советский флейтист, педагог, дирижер, композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР. До революции он учился в Московской консерватории, был солистом оркестра оперной труппы под руководством В. Сука, оркестра Большого театра, а затем и Мариинского. В 1914 году окончил Петроградскую консерваторию, композиции учился у Лядова и Глазунова, позднее и сам преподавал в Московской и Петербургской консерваториях. Цыбин писал симфонии, сюиты, оперы, инструментальные концерты и пьесы, но наибольшую ценность в наше время представляют его сочинения для флейты — родного для автора инструмента, которым он владел в совершенстве. Эти произведения прочно вошли в концертный и учебный репертуар флейтистов всего мира: «Тарантелла» и «Анданте» — жемчужины русской лирики во флейтовом репертуаре.

Клод Боллинг (1930—?) — композитор, французский джазовый пианист, аранжировщик и актер. Учился в консерватории в Ницце и в Париже. Написал более 100 произведений для французских фильмов. В своем творчестве удачно использовал сочетание классической музыки и джаза, зародив тем самым наряду с Джорджем Гершвином новое направление в музыкальной культуре. Боллинг работал в паре с классическим флейтистом Рампалем, благодаря чему родилась прекрасная сюита № 2, состоящая из семи номеров для флейты и фортепиано (в оригинале произведение написано для флейты и джазового трио).

Имя итальянского музыканта и композитора Джованни Баттиста Виотти (1755–1824) хорошо знакомо скрипачам, так как он написал огромное количество скрипичных концертов и дуэтов, струнных квартетов и трио. скрипичные дуэты. Он учился музыке у своего отца валторниста-любителя, позднее у скрипача Г. Пуньяни. Гастролировал по Германии, выступал в Варшаве и Петербурге. Жил Джованни Баттиста Виотти в Париже, где организовал и возглавил Итальянскую оперу.

На концерте в детской школе искусств прозвучали вторая и третья части концерта Виотти ля мажор для двух флейт и фортепиано в исполнении Ирины Николаевны Петроченко, Алисы Ильиной и Мелиты Феликсовны Шальтис. Музыканты, подобно художникам-живописцам, наполнили это произведение неповторимыми красками, став одним целым и показав в очередной раз, что музыка обладает огромной объединяющей силой.

Марина ДУБИНИНА