Альтернатива тайны

Несколько слов о повести Кира Булычева «Тайна Урулгана»

Первое издание повести «Тайна Урулгана»Ровно 111 лет назад, 30 июня (по новому стилю) 1908 года, на берегу далекой реки Подкаменная Тунгуска произошло загадочное событие. О нем известно в наши дни практически всем, но вот причины, вызвавшие его, остаются до сих пор не очень ясными и крайне спорными.

Большинство ученых склоняются к мнению о том, что знаменитый Тунгусский метеорит был космическим телом, сгоревшим в атмосфере Земли и повлекшим грандиозные разрушения в необитаемых таежных дебрях. Есть и другие, гораздо менее вероятные гипотезы, например внезапный выброс раскаленных газов вулканического происхождения. Наконец, многочисленным любителям фантастики куда ближе колоритная и будоражащая воображение версия о сбившемся с курса космическом корабле из какой-то неведомой галактической цивилизации, потерпевшем катастрофу над бескрайными просторами глухой Сибири. Разумеется, что такой удивительный вариант возможной разгадки великой исторической тайны высказывается главным образом отнюдь не в академических научных изданиях, а на страницах произведений художественной литературы.

Мисс Вероника СмитВ итоге сформировалась целая традиция альтернативного изображения тунгусской катастрофы, объясняемой вовсе не природными явлениями, а самыми что ни на есть техногенными факторами. Виной всему непрошеные пришельцы! Фантастических романов, повестей и рассказов, исходящих из этой «сенсационной» версии, появилось на свет немало — от авантюрно-приключенческих «Пленников Земли» Мануила Семенова, обнародованных еще в 1937 году, «Пылающего острова» Александра Казанцева, написанного на рубеже 1940–1941 годов, сатирической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», изданной в 1965 году, и вплоть до модернистски-гротескной «Ледяной Трилогии» Владимира Сорокина, создававшейся с 2002 по 2005 год. Впрочем, точку ставить пока рановато: список остается открытым, и наверняка будут появляться с завидной регулярностью все новые и новые образчики ярких вымыслов и оригинальных домыслов, навеянных давним тунгусским сюжетом.

Ряд перечисленных литературных произведений, дающих альтернативное истолкование этому феномену, так и не разъясненному до конца, оказался бы явно неполным без упоминания повести «Тайна Урулгана», написанной выдающимся отечественным писателем-фантастом Киром Булычевым в 1991 году и в жанровом отношении определенной как «старомодная фантастическая повесть». Действие разворачивалось в тех самых, экзотических для европейцев местах летом 1913-го, через два года после таинственного происшествия на Подкаменной Тунгуске и всего лишь за год до начала Первой мировой войны, которая сыграла роковую роль в истории нашей страны и привела к череде революционных потрясений 1917-го, сменивших имперскую «старую моду» на новый революционный стиль. Кстати, по странному стечению обстоятельств и по роковой иронии исторической судьбы, 1991-й, когда писалась эта повесть, тоже оказался в значительной мере рубежным и поворотным — это был последний год существования Советского Союза, бурный водораздел между политическим прошлым и экономическим будущим, где хватким коммерсантам-предпринимателям, подобным Ефрему Ионычу Колоколову, одному из главных героев «Тайны Урулгана», предстояло выдвинуться на первенствующие места и сыграть ведущие роли. Повышенный интерес людей позднего советского общества к непривычному жизненному укладу соотечественников дореволюционной эпохи и обусловил, скорее всего, выбор Булычевым исторического антуража и хронологического периода для своей повести.

Нина Черникова среди ссыльных в НовопятницкеПубликуемая в этом номере журнала одна из глав начальной части «Тайны Урулгана» может дать тем читателям, кто пока еще не знаком с полным текстом замечательного булычевского произведения, общее представление об основных действующих лицах. Помимо коренных дальневосточных народных типажей — кряжистого самородка, купца-миллионщика Колоколова-старшего и его почти по-европейски образованного, но, увы, непутевого и неудачливого сына-наследника Колоколова-младшего обращают на себя внимание показанные крупным планом другие фигуры. Это петербургский университетский профессор Мюллер, специально приехавший в Якутию на поиски следов таинственного Тунгусского (в книге — Урулганского) метеорита. Представители находившейся тогда в зените могущества Британской империи — мисс Вероника Смит, пытающаяся разузнать о судьбе своего отца, бравого морского капитана, который отправился исследовать Арктику и бесследно исчез где-то в этих местах, и ее молодой спутник Дуглас Робертсон, командированный влиятельной газетой «Таймс» для составления подробного отчета о путешествии в столь диковинные края. И приехавшим, и тем, кто встречал их на пристани захолустного Новопятницкого, было совершенно невдомек, какие неожиданные и непредсказуемые приключения, испытания и потрясения ожидают впереди. Без космических пришельцев тут уж никак не обошлось. Надеемся, что заинтересованные читатели не откажут себе в удовольствии ознакомиться с одним из лучших произведений Кира Булычева.

Очень вероятно, что им будет любопытно заглянуть в творческую лабораторию мастера и узнать о том, как появились образы главных персонажей этой увлекательной фантастической истории. К счастью, сохранился ответ Булычева на вопрос одного из читателей первого издания повести, вышедшего отдельным книжным томиком с иллюстрациями: «Читая Вашу повесть „Тайна Урулгана“, я обнаружил в книге фотопортреты ее главных героев — на мой взгляд, очень точно отражающие суть каждого из них. Невольно напрашивается вопрос: что появилось раньше — курица или яйцо? Кто кого родил: фотографии были начальным толчком для написания повести или же готовая повесть вызвала необходимость поиска этих снимков?»

В свойственной ему иронической манере Булычев подробно ответил, как обстояло дело: «Все получилось одновременно. Знаете, так бывает — ходишь, думаешь, как бы сделать вещь. А потом — ба-бах! Какая-то деталь. И поехало! Я люблю старые документы, фотографии, картинки, журналы. У меня, например, собрался „Вокруг света“ лет за сто. Я еще точно не знал, кто отправится вниз по реке, и тут увидел английскую открытку. Героиня — сладкая красотка начала века. И тут же вспомнил, что где-то была у меня фотография погоста на Колыме. Вот и понял я, что эту повесть надо делать именно с псевдодокументальными иллюстрациями.

А дальше случилась малая беда.

Ефрем Ионович КолоколовЭту повесть взялось издать небольшое издательство. Ничего мне не показав и взяв фотографии, они позвали художника, который на обложке изобразил стилизованный чайник, а фотографии перерисовал. Я понимаю, он за это получил свои художнические деньги как за рисунки. Но книга в моих глазах была погублена. Наконец, в „Хроносе“ согласились издать „Урулган“ с фотографиями, правда, плохого качества оказалась печать.

Так что мне трудно сейчас сказать, что было раньше — курица или яйцо».

Осталось сказать в заключение о том, что впечатляющие картины дальневосточной природы, столь красочно и выразительно воссозданные в повести, были хорошо знакомы Булычеву, причем не только по фотографиям. Еще в 1960-е годы в качестве корреспондента того самого журнала «Вокруг света» Булычев проделал навигацию по Северному морскому пути на сухогрузе «Сегежа» и имел счастливую возможность собственными глазами наблюдать чарующую красоту и великую мощь первозданных таежных просторов. Память об увиденном тогда очень пригодилась ему позднее, при работе над «Тайной Урулгана». Он даже специально сдвинул место действия повести значительно восточнее от эпицентра падения таинственного небесного объекта — с берегов Подкаменной Тунгуски в Красноярском крае к предгорьям Урулганского хребта в Якутии. Так уникальное богатство природного мира Сибири и Дальнего Востока получило наглядное воплощение в великолепной художественной прозе.

Михаил МАНАКОВ
Кирилл РАТНИКОВ