Связь времен

Люди знаний, светила науки по той или другой отрасли —
неоценимы в своей научной сфере...
А. А. Бобринский, граф, археолог, глава Императорской
Археологической Комиссии. 1917

Ф.П. Рейман с Валерией, дочерью. И.В. Цветаева. 1903Искусствоведческое направление в истории археологических открытий значит для художественных музеев многое. Из небытия возвращаются имена и памятники культуры, которые дополняют страницы истории регионального, национального, мирового искусства.

Исследование античных и славянских древностей — ведущее направление российской археологии XIX века. Какие яркие события и неординарные личности из заявленной темы могут привлечь наше внимание? «Подвижники нужны, как солнце» — эти слова А. П. Чехов адресовал Г. И. Невельскому (1813–1876), возглавившему Амурскую экспедицию 1850–1855 годов, автору книги «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849–1855 гг.» (первое издание 1878 г.), который вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским мирным путем отстоял для России Приамурье, Приморье и Сахалин. Профессор московского университета И. В. Цветаев отмечал необычайное подвижничество русского художника и археолога Федора Петровича Реймана (1842–1920), который, выполняя заказ, в течение 12 лет (1888–1900), несмотря на мрак, сырость, холод и одиночество, копировал в катакомбах Рима живопись, созданную христианскими мастерами периода поздней античности II–V веков...

Тишина в катакомбах, где время как бы остановилось, легко угадывается в стихотворных строках книги «Полевой цветок» эстонской поэтессы Анны Хаава. Оформление сделано талантливой художницей Виве Толли. Звучит как сочувствие и сопереживание, привет уроженцу Эстонии с малой родины (Ф. П. Рейман родился в Дерпте — ныне Таллин).

Прикажи солнцу не всходить
И запрети ветрам спешить
И крикни, чтоб замолчало шумящее море
И угас рокот водопада —
Тогда поди запирать песни
И запрещать плач и смех певца!..

Какие качества помогли Рейману — художнику и человеку — достойно вынести тяготы и исполнить главное дело своей жизни? Сильный и решительный характер, большая сила воли, вера в себя, редкая работоспособность и добросовестность, профессионализм, когда точность воспроизведения поразительна.

Почитатель Реймана, директор римских катакомб, знаменитый ученый и археолог Д.-Б. Росси (1822–1849) на заседании Общества любителей христианской археологии в Риме, заметил что «будет время, когда ученые и любители художеств станут ездить из Рима в Москву, чтобы посмотреть, чем была некогда стенная живопись катакомб первых христиан, быстро теперь исчезающая». В 1889 году Рейман избран почетным членом Общества восстановления катакомбных фресок христианских памятников Рима.

Брюллов К.П. Портрет Микеланджело Ланчи. 1851Подвел итог выполнения заказа И. В. Цветаев: «Рейман за это время прошел все наиболее важные катакомбы, с разных сторон облегающие Рим, и, снявши красками с их стен все лучшее и более древнее, составил для нас такое собрание образцов древнехристианской живописи, равно которому теперь не имеет мир... принеся удивительный и в сущности цены себе не имеющий дар Музею изящных искусств имени императора Александра III в Москве, где эти картоны должны будут храниться на вечные времена». Цветаев заботился о Ф. П. Реймане, он описал тяжелые условия работы художника, обосновал необходимость материальной поддержки государства в записке на имя главы Комитета по устройству музея великого князя Сергея Александровича (1857–1905). Вопрос был решен положительно.

Необходимо заметить, что великий князь Сергей Александрович тоже увлекался археологией и участвовал в деятельности Московского археологического общества. С председателем общества А. С. Уваровым он совершал поездки по России, во время которых проводил исследования и собирал археологическую коллекцию, а в 1889 году сам вел раскопки в Подмосковье. Наиболее ценную часть собранной им коллекции изучил профессор И. В. Цветаев, прочитав затем доклад на заседании общества. Кроме того, была издана его книга «Древнегреческие терракоты из собрания Е. И. В. Вел. Кн. Сергея Александровича» (М., 1894). После гибели коллекционера (убит в Москве террористом И. П. Каляевым) вдова передала коллекцию в Исторический музей и Музей изящных искусств.

Дальневосточный художественный музей не располагает акварелями В. И. Реймана, созданными в катакомбах Рима, но в статьях искусствоведов о художнике их воспроизведено немало. В нашей коллекции находится акварельный портрет работы Реймана «Старик с четками», поступивший из Государственного Русского музея в 1931 году. Посетители музея могли познакомиться с портретом на выставках «Грани творчества» (к 75-летию ДВХМ, 2007), «Этюды и эскизы русских художников из фондов ДВХМ» (2009). В Западной Европе хранится вторая часть художественного наследия Реймана: акварельные виды интерьеров Римского дворца коллекционера, мецената, археолога Г. С. Строганова (1829–1910), выполненные художником по заказу графа в 1905–1910 годах. Рейман хорошо знал Г. С. Строганова и его коллекцию. Об этом пишет историк из Рима в журнале «Пинакотека» (2003, № 16–17), впервые публикуя в российской прессе акварели «Палаццо Строганов».

Закончился тридцатилетний период жизни в Риме, Ф. П. Рейман переехал в небольшой городок Спелло (Умбрия, провинция Перуджи), где много работал с натуры и провел последние девять лет жизни. Федор Петрович Рейман похоронен на местном кладбище, а его работы хранятся в музее г. Спелло.

Ученые из разных стран так же ответственно, как Ф. П. Рейман, изучали катакомбные искусство первых христиан в Риме и оставили научные труды. Среди них мальтиец Бозио (XV в.), итальянец Д.-Б. Росси, австриец М. Дворжак (1874–1921), русский Н. В. Покровский (1848–1917) — основоположник отечественной церковной археологии, организатор первого Церковно-археологического музея (Санкт-Петербург). В Государственном Русском музее хранится «Портрет директора Археологического института Н. В. Покровского», который запечатлел художник исторической живописи Н. П. Шаховский (1850 — после 1917). В библиотеке ДВХМ читателей ждет встреча с книгами М. Дворжака, Н. Покровского.

Палаццо Строганов. Фасад на виа Систина. 1905В России древнехристианские катакомбы в Крыму (Керчь) исследовал ученый с мировым именем, археолог, антиковед М. И. Ростовцев (1870–1952), автор многих статей и капитальных трудов.

Поэт А. Майков создал поэму «Два мира» об эпохе раннего христианства в его столкновении с язычеством, удостоенную Пушкинской премии. Постановка драмы состоялась в театральном кружке Абрамцево (1879), где художник В. Д. Поленов выступил не только в качестве режиссера, но и написал декорации, музыку и сыграл главную роль. От отца, дипломата и археолога Д. В. Поленова, к сыну перешло увлечение античным искусством. В Доме-музее В. Д. Поленова хранятся археологические коллекции древностей, собранные членами семьи. Таинственным миром катакомб интересовались и другие русские художники, побывавшие в Италии, — М. М. Антокольский, Г. И. Семирадский, К. Д. Флавицкий. В их произведениях нашли свое отражение образы первых христиан.

В XIX–XX вв. археологическая наука сказала свое веское слово. Проводились раскопки в крупных центрах мировой цивилизации. В Италии началом археологических исследований стали раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, погибших из-за извержения вулкана в 79 г. н. э.

Образы античности захватили умы современников. Художники обратились к искусству портрета, чтобы отдать дань уважения ученым-археологам, их кропотливым исследованиям древности. Первым назовем портрет немецкого историка искусства и археолога В. В. Винкельмана (1717–1768). На 1760-е гг. пришелся пик его славы в Италии, когда в 1763 г. он был назначен «президентом древностей Рима», а в 1764-м году вышла в свет его «История искусства древности». Исполнил портрет своего учителя и друга соотечественник живописец А. Р. Менгс (1728–1779). В Петербурге на южном фасаде Нового Эрмитажа среди изображений великих художников прошлого была установлена портретная статуя Винкельмана работы русского скульптора Петра Устинова.

В 1860 г. прибыл в Италию, исполнив свое заветное желание, начинающий коллекционер П. М. Третьяков. Его первым заграничным приобретением стал портрет археолога Микеланджело Ланчи кисти К. Брюллова. Римский археолог, участник раскопок Помпеи, профессор Ланчи помогал практическими советами художникам-академистам. Сохранился восторженный отзыв о портрете В. В. Стасова (1824–1906). Русский энциклопедист Стасов, большой любитель и знаток искусства, также внес свой вклад в археологию своей собирательской и исследовательской работой в России.

Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) изучал творчество Рафаэля и памятники искусства Италии, преподавал и был администратором Французской художественной школы в Риме. Прекрасный рисовальщик запечатлел образ археолога Дезире-Рауля Рошетта. Вместе с другими рисунками французских мастеров из венского музея Альбертина, работа Энгра была привезена в Москву и участвовала в выставке ГМИИ им. А. С Пушкина. В журнале «Искусство» (2015, № 3) можно увидеть портрет археолога, узнать больше о выставке.

Сами археологи не оставались в долгу. Участники экспедиций, они приходили в искусство как собиратели коллекций, создатели музеев, авторы научных трудов, дневников и записных книжек, прозы... Их дружба с художниками — тема отдельного рассказа. Не забудутся удивительные жизнь и деяния П. С. Уваровой и М. К. Тенишевой, оставивших воспоминания, внесших достойный вклад в историю российской археологии XIX в. О таких, как они, пишет Т. Данилова в книге «Богини дальних странствий» (М., 2006), изданной в серии «Мир женщин».

Рейман Ф.П. Старик с четками. 1931. Государственный Русский музейДальний Восток России имеет свою богатую историю археологических открытий, которым посвящен альбом «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Хабаровского края» (Хабаровск, 2006 (1-е изд.), 2013 (2-е изд., перераб. и доп.). В альбоме читатель может ознакомиться с историей исследования археологических памятников в Хабаровском крае, изучить очерк истории древнего мира Нижнего Амура. Здесь даны списки объектов археологии, расположенных на территории Хабаровского края (по состоянию на 1 января 2013), источников литературы по истории исследования археологических памятников в Хабаровском крае.

Отдельного внимания достоин альбом «Искусство народов Приамурья XI–III тысячелетия до н. э., IX–XIII века, XIX — начало ХХI века. Керамика, камень, металл, дерево» (Хабаровск, 2012), созданный по инициативе Дальневосточного художественного музея. Основную идею альбома раскрывает сотрудник Дальневосточного художественного музея, автор и координатор проекта Т. В. Лементович: «На страницах книги-альбома впервые объединены хранящиеся в музеях Сибири и Дальнего Востока России памятники духовной культуры народов, проживающих на берегах Амура от эпохи неолита и средневековья до начала XXI века. Историко-краеведческие, этнографические и художественные музеи городов Новосибирска, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, сел Троицкого, Кондона предоставили для публикации одни из лучшиз произведений глубокой древности, старины и современности». Участие в создании альбома приняли доктора исторических наук С. В. Березницкий (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и В. Е. Медведев (Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Новосибирск).

Татьяна ЛАВРОВА


  1. История европейского искусствознания. Первая половина XIX века (М., 1965); История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века (М., 1966).
  2. Аксененко М. Б. Русский художник Федор Рейман // Введение в храм: Сб. ст. (М., 1977, с. 595).
  3. Введение в храм: Сб. ст. (М., 1997, с. 595).
  4. Юный художник, 2004, № 5; 2009, № 10; Мир музея, 2000, № 3(175); Искусство (газета), 2000, № 13(181), с.15.
  5. Пока не удалось найти сведений о наличии других работ Ф. П. Реймана в музеях России. Возможно, к 175-летию со дня рождения художника, в 2017 г., будут новые публикации.
  6. О Ф. П. Реймане см. отзывы М. И. Ростовцева, Вяч. И. Иванова, М. В. Нестерова в книгах: «Скифский роман» (М.,1997), М. В. Нестеров «Письма» (М.,1988, с.47—48); М. В. Нестеров «Воспоминания» (М.,1985, с.105—106).
  7. К работам М. И. Ростовцева обращаются современные ученые-археологи: Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII в — середина XIX в), СПб., 2002; Толстиков В. Пантикапей или Боспор Каммерийский. // Наше наследие, 2015, № 114, с. 117–129. По следам новых исследований изданы «Скифский роман» (1997), «Парфянский выстрел» (2003). В библиотеке ДВХМ две книги М. И. Ростовцева: «Эллинство и иранство на юге России» (Петроград, 1918), «Из прошлого Греции и Рима» (М., 1915).
  8. Пастон Э. В. Василий Дмитриевич Поленов (СПб., 1991); Арзуманова О. И. и др. «Музей-заповедник «Абрамцево» (М.,1988).
  9. Менгс А. Альбом. (М., 2003, С. 38); Королева А. Ю. «Великие немецкие художники» (М., 2005, с. 116); «Русское искусство», 2011, № 111., с.127, 131.
  10. Сведения о совместной деятельности Д. Рауля-Рошетта и археологов из России приведены в книге И. В. Тункиной «Русская наука о классических древностях юга России (XVIII в. — середина XIX в.)» (СПб, 2002).