Время собирать

Камерный оркестр «Серенада»По своей сути любая филармония является учреждением консервативным. И в этом нет ничего плохого или пугающего. Основу филармонии составляют артисты — выпускники консерваторий. Название этого учебного заведения — консерватория — образовано от латинского слова, которое означает «охранять» или «сохранять». Пятьсот лет назад консерваториями назывались приюты для бездомных детей в Италии, где их обучали музыке и пению.

Концертный ансамбль «Дальний Восток»Так что же сегодня представляет или должна представлять собой филармония? Каким путем она должна идти? Какие концерты ставить на своих сценах, с творчеством каких композиторов знакомить зрителя? Кого сегодня филармония считает своим слушателем — взрослую аудиторию, тонко разбирающуюся в музыке, или совсем юных зрителей, которых еще даже не успели «обучить музыке и пению»? И главный вопрос: что же сегодня должна сохранять, а если понадобится, то и охранять, такая организация, как филармония? И от кого охранять?

Образцовый ансамбль «Радость»Филармония — организация культурная. Поэтому говорить о филармонии, не затрагивая вопросов культуры, бессмысленно. И здесь мы должны понять одну простую, но очень важную вещь: культура — это не знание лучших образцов мировой литературы (начитанность), не знакомство (зачастую поверхностное) с шедеврами изобразительного искусства, не посещение концертов классической музыки или модных театральных постановок. Культура — это все вышеперечисленное вместе взятое, но не только. Культура — это нечто большее.

Ансамбль народной музыки «Коробейники» и актер Дмитрий КишкоКак пишет Михаил Веллер: «Любое государство имеет три основные функции: безопасность жизни своих граждан; материальное благополучие; духовные свободы, позволяющие гражданам реализовать свои возможности» . Наличие или отсутствие этих трех компонентов и определяет культуру общества, проживающего на той или иной территории в определенный временной промежуток. Иными словами, ваша культура будет зависеть от того, что и в каком количестве вы впитали, чем наполнена ваша душа и какой работой вы, посредством общества, ее загрузили. Наличие культуры — это наличие духовности. Вот здесь становятся важным и знание литературы, и умение разбираться в изобразительном искусстве и т. д. и т. п., и, конечно же, посещение концертов, где звучит хорошая музыка.

Оркестр камерной музыки «Глория», Марина Кунцевич – мастер художественного словаА цель и задача филармонии состоит именно в том, чтобы в ее концертных залах звучала хорошая музыка. Так что же такое «хорошая» музыка и как ее отличить от «плохой»? И бывает ли музыка «плохая»? На этот сложный вопрос был очень простой ответ у дальневосточного композитора Александра Новикова. Как-то в беседе на радио он сказал: «Музыку нельзя считать хорошей или плохой. Кому-то не нравится Бетховен, но он любит современную попсу. А кто-то признает только Чайковского. Попробуй переубедить человека. Но я знаю ответ. Хорошая музыка та, от которой у тебя мурашки по спине».

Камерное трио In Time. Юлия Пахомова (скрипка), Любовь Матлак (виолончель), Юлия Вакульская (фортепиано)Музыка является наиболее эмоциональным из всех видов искусства. Но, несмотря на свою универсальность, на каждого человека она действует по-разному: в силу полученного воспитания и образования, в силу психоэмоциональных особенностей, в силу духовно-душевной организации, в силу способности ее понять. А понимать музыку необходимо не только «душой»: нравится — не нравится. Надо научиться понимать музыкальный язык. Родному языку младенец учится на протяжении двух лет. Выучить иностранный язык сложнее. Но, выучив латынь, вы свободно овладеете группой романских языков — будете знать их основу. Так и в музыке: чем раньше ребенок начнет учиться музыкальному языку, тем легче он будет воспринимать музыку любой «сложности».

Но причем здесь филармония? Ведь ее задача давать концерты, доставлять публике удовольствие, в конце концов, выполнять плановые показатели.

Вот здесь мы и подошли к одному из главных вопросов — каковы цели и задачи организации.

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»Прежде всего, филармония не является развлекательной организацией. Филармония не цирк и не кинотеатр. С момента своего образования в 1937 году Хабаровская краевая филармония стала заниматься не только организацией гастрольно-концертной жизни, но и культурно-просветительской работой. С первых дней своего существования филармония оказывала огромное влияние на культурную жизнь Дальнего Востока. Она организовывала музыкальные лектории для школьников, тружеников села, воинов. Уже в те годы появились новые формы тематических концертов, проходивших на заводах и предприятиях в обеденные перерывы.

Центр оперного пения Галины Вишневской.  Концертное исполнение оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»Сегодня артисты Хабаровской краевой филармонии продолжают эту работу. На гастроли по краю выезжают все солисты и творческие коллективы филармонии. Выезжают как с концертами для взрослой аудитории, так и с программами для самых юных слушателей. Более полутора тысяч концертов проходят в Хабаровском крае за год.

Но анализ показывает, что возраст наших слушателей с каждым годом становится все «солиднее». Нечасто на концертах увидишь молодежь, не столь востребованным для этой возрастной категории является посещение концертного зала. И причина не только в том, что у молодежи другие интересы. Причина — в отсутствии популяризации классической музыки на государственном уровне. Сегодня научить понимать музыкальный язык мы можем совсем юных слушателей. За последний год творческим коллективом филармонии были разработаны ряд просветительско-образовательных программ: «Великие имена российской культуры», «Великие имена мировой культуры», концерты «Для будущих мам» и др.

Юлия Пахомова (скрипка) и Владимир Будников (орган)Ежегодно в серию абонементных концертов для детей филармония включает выступления Дальневосточного симфонического оркестра, концертного ансамбля «Дальний Восток», ансамбля народной музыки «Коробейники», филармонического театра «Геликон», квартета «Аллегро», кукольного театра «Калейдоскоп», солистов филармонии.

А что же делать с детьми старшего школьного возраста, со студентами? С теми, кто «пропустил» уроки музыкального языка? Устроителям концертов надо понять — у каждого возраста своя особенная психология. Для подростков важно: престижно или непрестижно, модно или немодно. Посещение филармонии должно стать очень престижным. Для этого Хабаровская филармония ведет работу в разных направлениях. Одно из них — создание интересных программ и новых коллективов. Только в сезон 2009/10 года в филармонии появилось два новых коллектива: Русский народный оркестр и камерное трио In Time. Коллективы совершенно разные по жанровой наполняемости, но работающие в одном направлении — популяризации «хорошей» музыки. Второе — проведение фестивалей и конкурсов. Их количество в нашей филармонии за три года возросло с двух до семи в год. Много это или мало? Главный критерий в этом вопросе — востребованность у публики. Огромным успехом у молодежи пользуются органные концерты, и в частности концерты фестиваля органной музыки «Ренессанс»: звучанием органа наша публика не избалована, да и те органисты, с творчеством которых мы знакомимся на протяжении последних лет, являются подлинными мастерами органного исполнительства. К сожалению, интерес молодежи к фестивалю народной музыки «На амурских просторах» оказался не столь велик, несмотря на то, что временем проведения фестиваля мы специально выбрали Дни народного единства (ноябрь). Почему — не главный вопрос. Как сделать следующий фестиваль интересным и престижным? Для этого мы решили повысить статус фестиваля: из регионального — в международный, с приглашением творческих коллективов стран АТР. Это, кстати, будет выполнением одного из пунктов поручения Президента РФ о расширении связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Арт-проект «Тенора XXI века» и Дальневосточный симфонический оркестрЕще один культурный аспект — духовность. В последние три года филармония тесно сотрудничает с Хабаровской епархией. Неоднократно на сцене филармонии выступал епархиальный хор. Два года подряд с благословения архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка проходил фестиваль «Светлый праздник Пасхи». И на концерты этого фестиваля молодежь пошла. А это значит, познакомившись с музыкальным искусством на фестивале, молодые слушатели захотят продолжить это знакомство и на концертах.

Жан-Пьер Стайверс, Хироко Иноуэ и генеральный директор Хабаровской краевой филармонии Александр ЕмельяновОдно из важнейших направлений нашей работы — знакомство хабаровской аудитории с творчеством столичных и зарубежных артистов. В 2009 году в филармонии прошло несколько высокохудожественных проектов: «Выступление хора Московского Свято-Данилова монастыря», спектакль «Я — Владимир Высоцкий», опера «Евгений Онегин» в исполнении солистов оперного центра Г. Вишневской и Дальневосточного симфонического оркестра, концерт государственного хора им. Пятницкого, концерт «Терем-квартета». Эти проекты стали возможны благодаря сотрудничеству филармонии с академией искусств «Новое передвижничество» и Московской академической филармонией.

За последние три года на сцене Концертного зала дважды прошли концерты «Солистов Москвы» под управлением Ю. Башмета, выступали «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, ансамбль Павла Шаромова (Новосибирск), Борис Андрианов, Берт Визгерхоф, Хироко Иноуэ, Михаил Вайман и Дина Йоффе, Олег Вайнштейн, симфоджаз Сергея Жилина, Граф Муржа, Сергей Колесов, Айдар Гайнуллин, Аллесио Бакс и Люсиль Чунг, Александр Захаров, Виктор Куликов, Валерий Гроховский, «Тенора XXI века» совместно с Дальневосточным симфоническим оркестром, концертный оркестр Якутии, Игнат Солженицын и многие-многие другие выдающиеся музыканты.

Мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря. Регент – Георгий СафоновНо особую гордость все мы испытываем, когда на сцену филармонии выходят недавние выпускники Хабаровского краевого колледжа искусств, а ныне студенты столичных вузов, лауреаты международных конкурсов Анастасия Кикоть, Анна Рягузова, Александр Кузнецов, Елизавета Шклявер, Арсений Аристов, Антон Уразов, Александр Веретенников и другие. Впервые с этими именами мы познакомились на краевых фестивалях — конкурсах «Новые имена Хабаровского края». И это тоже одна из форм работы по развитию интереса к хорошей музыке у юных слушателей.

Бывает ли «плохая» музыка? На этот вопрос очень трудно ответить. Скорее всего — нет. Но с одной оговоркой. Любое явление несет в себе два начала — созидание и разрушение. И в музыке это слышно отчетливее всего, ведь звук — это вибрация. Как он вибрирует, какие струны человеческой души заставляет открыться и откликнуться? От этого и зависит ваше личное определение музыки. Так что если музыка направлена на разрушение — для меня она изначально плохая. А если на созидание…

Сегодня время действительно изменилось. Многое ушло в прошлое. Но неизменным осталась музыка. Музыка, которая звучала, звучит, и еще долгие годы будет звучать в Хабаровской краевой филармонии.


Игорь МосинМОСИН Игорь Эдуардович — художественный руководитель Хабаровской краевой филармонии, доцент. Родился в 1961 году.

В 1980 году закончил Хабаровское краевое училище искусств по классу Л. А. Токаревой, в 1986 году — Дальневосточный педагогический институт искусств (г. Владивосток).

С 1987 года работал в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. С 2001 по 2007 год — декан музыкально-педагогического факультета, доцент. С 2005 года ученым советом института избран на должность профессора. За свою педагогическую деятельность написал ряд учебных программ, методических и научно-методических работ. Активно концертировал в качестве пианиста и концертмейстера.

Работал на радио «Восток России» ведущим прямого эфира, автором и ведущим трех программ: «Здравствуйте, знакомьтесь», «Овальные стулья», «Рассказы о музыке и музыкантах».

Являясь одним из учредителей краевой общественной организации «Хабаровское общественное собрание», подготовил и провел ряд городских и краевых гала-концертов. Был режиссером и постановщиком концертов к 148- и 149-летию со дня основания Хабаровска.

За годы работы в институте вел педагогическую работу не только с российскими, но и с иностранными студентами из Южной Кореи, как в Хабаровске, так и в Сеуле. В 2003 году И.'Э. Мосин был награжден знаком «За достижения в культуре».

С сентября 2007 года художественный руководитель Хабаровской краевой филармонии.

Автор нескольких рассказов и книг.