Музей Амура

 

 

В год юбилея Хабаровского края краевой музей имени Н.И. Гродекова завершил строительство нового корпуса, в котором разместился Музей Амура.

Уникальность нового музея в том, что он единственный в России, где выбран ландшафтный метод формирования экспозиций. Впервые в практике дальневосточных музеев широко использованы разнообразные мультимедийные средства – плазменные и жидкокристаллические панели, сенсорные киоски, проекторы, что, без сомнения, помогает более наглядно воспринимать научную информацию, ведь основными посетителями музея являются молодежь и дети.

По словам директора Гродековского музея Николая Рубана, открытие нового музейного комплекса увеличило экспозиционную площадь в целом до 2 650 квадратных метров, что позволило улучшить условия фондового хранения. Девять новых фондохранилищ оснащены современным мобильным фондовым оборудованием и системой регулируемого климата, а в электронную базу данных внесена информация о 25 % музейных предметов.

Как отмечает заместитель директора Гродековского музея Анна Пономарева, на сегодняшний день музей является ведущим в Хабаровском крае. Начинаясь более 100 лет назад как краеведческий, изучавший территорию, природу, быт и культуру людей,  музей превратился в научно-исследовательский центр, который за последние годы заметно увеличил свой культурный и научный потенциал. Это позволяет рассматривать его как многопрофильный историко-культурный комплекс, центр музейной сети Хабаровского края.

Динозавр – гвоздь музейных коллекций и другие…

Чудеса начинаются уже в вестибюле музея, где посетителей встречает динозавр олоротитан архарензис. По найденным фрагментам костей специалисты воссоздали экзотическое животное, обитавшее некогда в этих местах. На фоне цветущих лотосов и магнолий динозавр кажется только что выскочившим из зарослей. Здесь же черепаха, крокодил – современники динозавра. В вестибюле также представлен муляж мамонта (точнее мамонтихи с мамонтенком), над созданием которого больше года трудился художник-таксидермист Анатолий Садовой. По его признанию, на экспонат ушло около 300 килограммов бумаги.

В разнообразных мини-диорамах музея представлена вся флора и фауна, образцы древесных пород, а также животный мир, населяющий бассейн реки Амур.

Три больших аквариума с живыми рыбами позволяют вдоволь налюбоваться обитателями амурских рек. Вся аквасистема представляет собой замкнутый цикл водоснабжения с периодической подпиткой свежей водой (объем емкостей составляет около 9 000 литров).

В экспозиции «Рыбы Амура» органично нашла свое место и коллекция минералов, переданная из геологического музея. Открыт стенд, посвященный проблемам Амура – результат труда молодых сотрудников музея.

Визитной карточкой Музея Амура стала центральная экспозиция – диорама «Амурские дали». Главный художник-экспозиционер музея Александр Александрович Сучков, под чьим руководством находились сбор и построение натурного материала, заметил: «Когда мы разрабатывали концепцию музея, то пришли к тому, что в центральной диораме должен присутствовать символ Хабаровского края – дальневосточный тигр».

В экспозиции, дабы подчеркнуть дальневосточный колорит, представлены также и совка-сычик, и пестрый дятел, и белка, и бурундук – обитатели наших таежных мест.

Из растений можно наблюдать соседство кедра (сосны корейской) с дубом монгольским и амурским бархатом, стволы которых живописно оплетают лианы лимонника, винограда, актинидии. Все это на фоне задника, в котором художнику-пейзажисту Владимиру Торгашину удалось добиться эффекта присутствия человека. Когда останавливаешься возле диорамы, создается впечатление, что ты уходишь в глубь этих просторов, от которых веет свежим ветром с Амура.

Художник сумел передать в этом полотне типичные черты Амура, подчеркнула Анна Александровна Пономарева, а главное, настроение человека, впервые знакомящегося с разнообразной, полной контрастов природой дальневосточного края.

Участие в создании диорамы трех специалистов: Торгашина, Сучкова, Садового, помогло сделать экспозицию столь впечатляющей. Задача, которую они поставили перед собой – заинтересовать посетителей, чтобы каждый вышел из музея обогащенным новыми знаниями и впечатлениями.

На втором этаже нового корпуса разместился детский музей. Это игровой центр «Славянское подворье», в котором детям разрешено все: примерять костюмы эпохи первых амурских переселенцев, залезать на печку, вертеть колеса крестьянской телеги, пробовать свои силы в освоении традиционных ремесел. А стоит выйти из избы – и ты попадаешь в «Комнату открытий», где, стоя за штурвалом, можно мысленно направить быстроходную ладью по любому курсу, обозначенному на большой красочной карте.

На втором этаже имеются помещения для игр и проведения мастер-классов, а также два выставочных зала, в которых на сегодняшний день размещены экспозиции «Дикая слива, азалия и сакура», посвященная предметной культуре Китая, Кореи и Японии, и выставка костюмов «Славянские узоры» из фондов Российского этнографического музея.

Возвращение кита

Многие хабаровчане помнят время, когда возле краеведческого музея под навесом стоял огромный скелет кита финвала. За почти вековой период дожди и снегопады отрицательно сказались на экспонате. Летом 2004 года в связи со строительством нового здания музея скелет решили демонтировать.

Известно, что скелет был подарен музею владельцем одной из первых дальневосточных китобойных флотилий графом Кейзерлингом. Это было 30 декабря 1900 года, а через два года на огороженной площадке перед входом в музей завершилась сборка скелета и его установка. Тогдашний губернатор края Н.И. Гродеков выделил на монтаж скелета тысячу рублей.

Кит финвал – второе по величине после синего кита млекопитающее на нашей планете. В середине ХХ века он составлял основу китобойного промысла, что явилось причиной оскудения его популяции. В 1979 году решением Международной китобойной комиссии введен запрет на промысел финвалов в море. Они внесены в международную и российскую Красные книги.

Над воссозданием скелета кита финвала хабаровские специалисты трудились около четырех лет. По размерам и рисункам подъязычных элементов, тазовых и шевронных костей, которые музею предоставил специалист по китообразным научный сотрудник Приморского ТИНРО Николай Дорофеев, были выполнены утраченные и недостающие кости скелета, проведена очистка натуральных костей, а также склеивание разбитых частей позвонков.

И вот в августе 2008-го в специально построенной при музее галерее, стеклянные стены которой позволяют желающим увидеть кита со стороны улицы, состоялась презентация обновленного скелета. Кит финвал, который столько лет был неотъемлемой частью музея и в какой-то степени достопримечательностью Хабаровска, вернулся на свое исконное место.

Снова встретимся в городском саду

Когда в парке над Амуром среди зелени деревьев возникла небольшая аллея скульптур, показалось, что время повернуло вспять, настолько памятны многим по пионерскому детству эти планеристы, девочки, читающие книгу, или юноша, устремляющий свой смелый взгляд ввысь. Аллея парковых скульптур – одна из новых экспозиций краеведческого музея.

История парковой скульптуры уходит корнями в эпоху Петра, когда статуями мифологических персонажей украшались фасады зданий. При советской власти парковая скульптура из декоративной превратилась в пропаганду социалистического образа жизни. В парковых аллеях, городских садах и скверах появились фигуры государственных деятелей, писателей, военачальников, ученых. В послевоенный период содержание и внешний вид парковой скульптуры вновь изменились, был даже утвержден список «нужных» скульптур, куда входили всевозможные фонтанчики, пионеры, дети, пускающие голубей, что символизировало счастливое детство и т. д.

Со временем парковая скульптура утратила свой престиж. Став историей, она постепенно перемещается в музейные залы, является частью многих музейных комплексов в России и за рубежом.

Идея создания при Гродековском музее аллеи парковых скульптур возникла у директора Николая Рубана еще в 1990-е годы. Для ее осуществления сотрудники отдела современной истории отыскивали в хабаровских дворах и двориках, на территориях пионерских лагерей, а также в заброшенных парках экспонаты советской эпохи, зачастую имевшие весьма плачевный вид. Скульптуру свозили в музей, где специалисты Дальневосточного художественного фонда Союза художников России работали над ее реставрацией.

Таким образом в 2002–2003 годах в музее скомплектована скульптура из образцов второй половины XX века, что позволило открыть еще одну экспозицию – аллею парковой скульптуры, которая отныне расположена в городском парке, в аллее, прилегающей к музейному комплексу, – любимом месте отдыха и встреч хабаровчан.

Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото Светланы ЗУБАРЕВОЙ и Александра ХРАМЦОВА