Нашей юности оркестр

И в дождь, и в зной
Оркестр наш духовой
Дарил на счастье музыку,
Играл с душой.
Осталась эта музыка
Навек со мной
Из песни «Нашей юности оркестр»

Музыка, если она талантлива и хорошо исполнена, влияет на наши эмоции, сердца, умы и поступки. Наилучшим образом это подтвердил Международный фестиваль военных духовых оркестров стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Амурские волны», который в нынешнем году проходил в Хабаровске уже во второй раз. Кульминацией этого события стал марш-парад оркестров-участников по главной улице города. А вслед за музыкантами в едином вдохновенном порыве шли хабаровчане. Это были люди самых разных возрастов: дети со своими родителями, молодежь, люди весьма преклонного возраста. У многих на ресницах блестели слезы. Людей объединяло одно чувство — гордость за наш город, за нашу страну, за нашу историю.

А мне вспомнились события моей юности, когда городской духовой оркестр играл в Центральном парке культуры и отдыха. А еще когда проводились праздничные демонстрации, и почти все организации, рабочие коллективы и учебные заведения выходили на демонстрацию со своими духовыми оркестрами. Вспомнилось, что в 1970-е в Хабаровске проводились краевые конкурсы и фестивали духовых оркестров, и проходили они в переполненном зале Дворца культуры профсоюзов, в театре музыкальной комедии (сегодня в этом здании Концертный зал филармонии).

Так почему же из всех оркестровых жанров именно духовой оркестр занял такое прочное место на концертной эстраде и в быту? Почему его музыка так поднимает настроение и собирает толпы поклонников? И почему, несмотря ни на что, сохраняются традиции этого музицирования? Ведь никакой другой оркестр, ни симфонический ни эстрадный, не способен заменить духовой ни по мобильности, ни по силе звучания на открытом воздухе, ни по содержанию исполняемой музыки. Пожалуй, одна из главных причин заключается в сакральности этой музыки.

Исторически сложилось, что духовые инструменты появились в глубокой древности. Их называли «аэрофонами» (от греческих слов «аэро» — воздух и «фон» — звук). Люди начали объединяться в группы для совместного музицирования, и со временем появились первые оркестры духовых инструментов. Что же они играли? В основном эта была музыка, которая зарождала в людях активную энергию, вызывала готовность и стремление к борьбе, иногда нападению или обороне. Так сформировался жанр марша. Композиторами разных эпох их написано великое множество.

Во времена Великой французской революции музыка вышла на улицы и площади Парижа и стала достоянием простых людей. Активное участие во всех празднествах принимал духовой оркестр Национальной гвардии. Авторами революционных песен, маршей и гимнов были знаменитые композиторы того времени: Л. Керубини, Э. Мегюль, Ф. Госсек. Большое влияние на творчество Л. Бетховена оказала музыка Французской революции. Отзвуки битв, сражений, победных маршей и народных празднеств встречаются во многих его произведениях: 5-я, 9-я симфонии, 5-й фортепианный концерт, увертюра «Эгмонт». А самый крупный успех при жизни пришел к Бетховену после исполнения его сочинения «Битва при Виттории». Состоялось оно в Вене в 1813 году и посвящалось празднованию победы союзников над армией Наполеона. В исполнении участвовали симфонический оркестр, пушки и колокола! А. Сальери, крупный музыкант того времени, руководил пушечной пальбой. Произведение изобиловало неожиданными эффектами, яркими контрастами.

Вначале духовые оркестры были только военными и звучали в ситуациях, связанных с военными действиями. В западных странах, на Руси, в России при Петре Первом военная музыка занимала значительное место. Однако в XIX и особенно в XX веке на поле брани военная музыка стала звучать все реже. Она перешла в разряд музыки, имеющей моральное, воспитательное и эстетическое значение. В XIX веке в России духовой оркестр стал важным элементом музыкального быта. Почти все известные русские композиторы писали для духового оркестра — Д. Бортнянский, А. Верстовский, А. Алябьев, А. Лядов. Не обошли стороной этот жанр и такие гиганты русской музыки как М. Глинка, написавший марш 27-го драгунского Киевского полка и П. И. Чайковский (встречный марш 98-го пехотного Юрьевского полка). Кроме того, эти композиторы, и не только они, иногда присоединяли медный духовой оркестр к составу симфонического или оперного оркестра. Так можно услышать духовой оркестр в эпилоге оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») или в торжественной увертюре П. И. Чайковского «1812 год». Н. Римский-Корсаков тоже писал для духового оркестра, а в свое время он даже был инспектором военно-духовых оркестров Морского флота. Им написаны концерт для тромбона с духовым оркестром, концерт для кларнета с духовым оркестром и вариации для гобоя с духовым оркестром. Немало создавалось и переложений симфонической и другой музыки (камерной, фортепианной) для духового оркестра.

К духовому оркестру обращались и классики советской музыки С. Прокофьев и Д. Шостакович. 19-я симфония Н. Мясковского написана им специально для духового оркестра. Увертюра Р. Глиэра, фантазии и другие сочинения многих композиторов также создавались в этом жанре. Многие военные дирижеры СССР, а затем и России писали и пишут для духового оркестра произведения служебно-строевого репертуара, концертного репертуара, а также любую другую музыку для духового оркестра практически во всех жанрах вплоть до эстрадных и джазовых произведений. В настоящее время во всех этих направлениях много работает В. М. Халилов — заслуженный деятель искусств России, главный военный дирижер России.

Однако, несмотря на изобилие репертуара, созданного для духового оркестра, все же ближе всего для него была и остается маршевая и вальсовая музыка. Почему же вальсы и марши, исполняемые духовым оркестром, часто называют старинными? Издавна в России существовала традиция выступлений духовых оркестров в городских парках. В их репертуар входили произведения так называемой «садовой» музыки: увертюры, сюиты, попурри, марши и, конечно же, вальсы. Например, «Грусть» Н. Бакалейникова, «Амурские волны» М. Кюсса, «На сопках Маньчжурии» И. Шатрова, «Березка» Е. Дрейзина, «Лесная сказка» В. Беккера, «Воспоминание» и «Осенний сон» А. Джойса и др.

Определение «старинные» не совсем точно по отношению к ним, потому что в большинстве своем они написаны в начале XX века, а такие популярные, как Вальс-фантазия М. Глинки или балетные вальсы П. Чайковского были созданы гораздо раньше, однако «старинными» их никто не называет. Видимо, дело здесь заключается в том, что вальсы Чайковского, Глинки и других композиторов-классиков более симфоничны, они сложны по музыке, по масштабу развития музыкального материала. Эти же «духовые» вальсы более просты, не симфоничны, что невольно порождает ощущение старины. Они близки друг другу общностью лирического содержания, элегичны по настроению. Поэтому эта музыка воспринимается нами сегодня как музыка наших отцов и дедов, она словно навевает на нас грусть о давно прошедшем, сожаление о чем-то несбывшемся и навсегда утерянном (кстати, то же можно сказать и о «старинных русских романсах»).

Некоторые музыковеды склонны считать, что термин «старинные», относящийся к маршам и вальсам, имеет также отношение к слову «старина». В определенную историческую эпоху это понятие в России означало круг произведений, включающий исторические песни, русские былины, произведения эпического склада и военную музыку. Произведения для духового оркестра очень часто строятся на эпических или героических образах и, как правило, имеют приподнято-эмоциональный характер. Ярким примером такой музыки служит марш «Триумф победителей», а также похожий на него по музыке и близкий по духу марш С. Чернецкого «Салют Москвы». Здесь невольно вспоминается понятие «старина». Отсюда, вероятно, и название жанра или круга подобных произведений.

И, наконец, третья версия, пожалуй, самая убедительная, о происхождении этого понятия. Заключается она в том, что в XIX и начале XX столетия в среде военных музыкантов (особенно в периферийных полковых оркестрах в отдаленных гарнизонах) не хватало нот для данного состава исполнителей. Не было библиотек, а тем более не существовало интернета, перепечатки и копирования. Поэтому дирижерам-капельмейстерам нередко приходилось сочинять музыку для своих оркестров самим. Это были марши, вальсы, польки, мазурки и попурри на эти и другие темы. Зачастую скромность авторов подобной музыки не позволяла им афишировать свои имена, поэтому авторство многих хороших произведений так и осталось неустановленным. Впоследствии, чтобы как-то обозначить круг таких произведений, их назвали «старинными». Таковыми являются и многие полковые марши.

В русской армии почти каждому полку был присвоен свой марш, являвшийся его своеобразной музыкальной эмблемой. При встрече полков каждый из них должен был исполнять марш встречаемого полка. В зависимости от своего назначения военные марши разделялись на виды: походный, встречный, колонный, фанфарный и другие. Многие полковые и строевые марши вошли в историю под названием своих частей: Марш Преображенского полка, Марш Измайловского полка, Марш Семеновского полка и другие. Ряд маршей связан с определенными событиями военной истории. Таковы Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году, Парижский марш 1814 года, под звуки которого русские войска вошли в Париж, марш «Бой под Ляояном», отражающий один из боевых эпизодов Русско-японской войны 1904–1905 годов.

Многие произведения этого жанра оказались настолько удачными, что вошли в золотой фонд музыки для духового оркестра. Таковым является знаменитый марш «Прощание славянки» В. Агапкина, которому в 2012 году исполнилось 100 лет. И хотя он написан уже в XX веке, его причислили к «старинным», так как он написан в духе и традициях маршей, возникших в самой гуще исторических событий.

Автор марша «Прощание славянки», или, как его иногда попросту называют, «Славянки», — Василий Иванович Агапкин, известный дирижер, автор многих произведений для духового оркестра. Написание этого марша в 1912 году совпало с событиями, происходившими на Балканах, когда народы Балканских стран подняли восстание против османского ига. Из ближнего и дальнего зарубежья на Балканы ехали добровольцы. Однако В. Агапкин не стал отображать в своей музыке картины сражений и кровопролития. Он просто вспомнил лица женщин, провожающих на войну своих мужей, братьев, сыновей. Так родилась музыка, получившая признание во всем мире. В некоторых странах этот марш даже считают своей национальной музыкой. Этот марш звучал на перронах вокзалов, с которых солдаты отправлялись на Первую мировую войну, поднимал дух бойцов во время Великой Отечественной войны. В нем люди до сих пор черпают духовные силы и мужество. Он звучал в фильмах «Летят журавли», «Белорусский вокзал», «Великая Отечественная» и др. Этот марш входит в репертуар любого духового оркестра. Под него провожают в армию и встречают из армии. Теплоходы уходят в рейс и возвращаются под звуки этого марша.

Наряду со «Славянкой» к «старинным» принято относить и марш, близкий по духу и лишь немного уступающий ему по музыке «Тоска по Родине» (С. Трофимов). Минорный лад, взлетающие вверх интонации мелодии образно передают взволнованность и тревогу расставания. Эмоциональная сдержанность, суровый колорит характерны для этого произведения. Так же, как и «Прощание славянки», марш «Тоска по Родине» написан в лучших традициях русской военной музыки. И, несмотря на простоту бесхитростных мелодий, несложную гармонизацию и традиционность формы, оба эти произведения неизменно задевают слушателя, берут его за душу. В отличие от других маршей, написанных не менее мастерски, эта музыка обладает способностью неотразимого воздействия на слушателя. Думается, что это достигается тем, что авторы писали ее всем сердцем.

Популярный вальс «На сопках Маньчжурии» написан во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Его автор — Илья Алексеевич Шатров. Будучи капельмейстером Мокшанского стрелкового полка, Шатров вместе с музыкантами принял участие в битве под Мукденом. Свой вальс он посвятил памяти погибших товарищей и назвал его «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Во время Великой Отечественной войны, в 1945 году, этот вальс исполнял И. С. Козловский перед бойцами Дальневосточного фронта.

Автор популярного вальса «Амурские волны» Макс Авельевич Кюсс учился в Одесском музыкальном училище, затем служил капельмейстером в различных полках. В 1903 году его направили в 11-й Восточно-Сибирский полк, который принимал участие в Русско-японской войне. Кюсс также служил капельмейстером во многих городах, в том числе во Владивостоке. В Москве возглавлял оркестр Почетного караула. После демобилизации в 1927 году М. Кюсс вернулся в Одессу, где в 1942 году был расстрелян фашистами.

Вальс «Амурские волны» был написан М. Кюссом в 1909 году во Владивостоке. Однако тогда этот вальс не был оценен по достоинству и не прижился. Но после исполнения в Хабаровске, он приобрел широчайшую популярность и стал чем-то вроде негласного гимна Амура и Хабаровска. В послевоенные годы вальс исполнялся в вокальном варианте с текстом, написанным поэтами К. Б. Васильевым и А. С. Поповым в хоровой обработке В. Г. Соколова.

Несколько лет назад в Москве выпущен диск под названием «Старинные русские вальсы». Исполнитель — Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации. В самых разнообразных аранжировках и интерпретациях эта музыка приобретает новые краски и особенную выразительность.

К сожалению, сведений об авторах многих невероятно популярных произведений мало. Авторство музыки многих вальсов и маршей установлено не всегда достоверно. Здесь еще много белых пятен.

Сам термин «старинные» по отношению к маршам и вальсам, видимо, послужил поводом к тому, что сформировался жанр музыки, специально предназначенный для обслуживания военных и спортивных парадов, строевых праздников и массовых народных гуляний. Этот жанр со временем мало изменился. Он сохраняет черты и свойства ему присущие: та же мелодичность, та же традиционная структура. Духовая музыка понятна и доступна всем без исключения.

Эта музыка рождается и в наши дни. Преподаватель Хабаровского колледжа искусств, выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского, заслуженный работник культуры РФ Сергей Петрович Кузнецов написал марш «Хабаровчанин». Это произведение имеет дальневосточный колорит и написано в традициях военных строевых маршей и маршевых песен, часто звучавших на демонстрациях в советское время. Среди них марши-песни «Москва майская» братьев Покрасс, «Все выше» Ю. Хайта, «Песня о тревожной молодости» А. Пахмутовой, «Марш коммунистических бригад» А. Новикова, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского. Эти произведенияи, а также новый марш С. Кузнецова «Хабаровчанин», несут особую энергетику подъема, радости и созидания. И хотя в этой музыке больше мирного, созидательного, ощущается какая-то невидимая связь с теми, военными, маршами. Именно марш С. Кузнецова «Хабаровчанин» звучал во время марш-парада первого фестиваля духовых оркестров «Амурская волна» в исполнении студентов Хабаровского колледжа искусств.

Сегодня меньше духовых оркестров, чем это было в 60-е, 70-е годы прошлого столетия. Но то, что этот вид искусства возрождается, очевидно. Это подтверждают фестивали и конкурсы духовой музыки, которые проходят все чаще. В сентябре 2012 года в Москве состоялся фестиваль «Спасская башня», совпавший с торжествами по случаю 200-летия Бородинского сражения, а также фестиваль духовой музыки на Сахалине. А возрожденные в 2006 году первомайские демонстрации трудящихся сопровождаются обязательным шествием военных и гражданских духовых оркестров. И все чаще можно услышать духовую музыку в наших замечательных хабаровских парках на открытой эстраде.

Марина ДУБИНИНА
Фото Алексея Мартынца


ИСТОЧНИКИ:

  1. Л. Ауэрбах. Рассказы о вальсе. М.: «Советский композитор». 1980.
  2. И. Барсова. Книга об оркестре. М.: «Музыка». 1969.
  3. В. Соколов. Прощание славянки. М.: «Советский композитор». 1987.
  4. Музыка Французской революции. Бетховен. М. «Музыка». 1967.
  5. Музыкальная энциклопедия.: Советская энциклопедия. Т. 1–6. М. 1973–1982.
  6. Большой энциклопедический словарь. Музыка. Большая Российская энциклопедия. 1998.