Вместо предисловия

Нулевой пикет хандыгской трассы (п. Хандыга). Сидят: И.И. Игошин, И.И. Шишигин, С.А. Дыминский. Стоят: Н.П. Крадин, И.А. Николаев, Н.Н. Алексеев, В.В. Носырев

Дружбе якутских и хабаровских архитекторов много лет. Не будет большим преувеличением сказать, что во всем нашем Союзе архитекторов России таких тесных связей между региональными организациями нет. Много было увлекательных совместных путешествий: на знаменитые Ленские столбы, по прекрасной реке Амге к Амгинским столбам и к местным коневодам, неоднократные поездки на Ысыах — праздник встречи солнца. Но эта поездка особая.

Откровенно говоря, разговоры о ней шли не один год. Заводилой всегда выступал Иннокентий Афанасьевич Николаев (Кеша), изъездивший эти места вдоль и поперек, в том числе на пару с Николаем Николаевичем Алексеевым (Колей) на велосипедах. Конечно, с той поры, как мы учились в институте, многие обзавелись степенями, лаврами лауреатов, должностями и животами, но здесь, в поездке, мы остаемся Витьками и Сережьками.1 Регалии оставляем руководителям.

«Старые мосты исчезают, их надо успеть если не сохранить, то зафиксировать», — говорил и говорил Кеша2, но ставил одно условие: Николай Петрович Крадин, наш институтский учитель, он же доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, должен принять участие в этой экспедиции в качестве научного руководителя.

Ольчанский перевалТехнический руководитель — Иван Иванович Игошин, краевед, профессиональный турист и проводник, сертифицированный спасатель, академик Российской академии туризма, был готов в любое время. Наконец все срослось: отпуска, дела, работа и прочее были подогнаны, и мы собрались вместе.

Н. П. Крадин — архитектор, научный руководитель экспедиции (Хабаровск); И. И. Игошин — профессиональный турист, технический руководитель (Хандыга). Члены экспедиции: Н. Н. Алексеев — архитектор (Якутск); С. А. Дыминский — архитектор (Хабаровск); З. В. Игошина — жена, друг и помощник И. И. Игошина (Хандыга); Т. В. Копырин — строитель (Якутск); И. А. Николаев — архитектор (Якутск); В. В. Носырев — архитектор (Хабаровск); И. И. Шишигин — архитектор (Якутск).

Маленькая деталь: четверо архитекторов — членов экспедиции — ученики Н. П. Крадина.
Первоначально во время экспедиции строчить заметки бросились многие, но настоящим Нестором стал именно Иван Ильич Шишигин: он не бросил этого занятия до последнего дня. Каждый вечер он уходил от шума и суеты подальше в лес и творил летопись экспедиции, тратя на это немало времени. И когда редакция журнала обратилась ко мне с предложением рассказать о нашей поездке, я позвонил именно ему. Ильич не возражал против публикации и предложил мне сделать некоторые правки, чем я с удовольствием воспользовался. В основном это касается сносок, и лишь информацию о Э. А. Герлингере я включил в текст: когда Ильич писал свои заметки, некоторых деталей мы еще не знали.

Сергей ДЫМИНСКИЙ


  1. Именно так Кеша кричит в телефон: «Сережька (или Витек), давай приезжай!» ?
  2. Почему мосты? Просто мосты красивы, а деревянные вдвойне. А может, это «голос профессии»: ведь когда-то мостостроение, так же как и кораблестроение, было уделом гильдии архитекторов. ?