«Каждая картина — это свой спектакль...»

Никогда не пыталась «читать» работы Виктории Романовой. Просто делала шаг и погружалась в свои ощущения. От волны, которая рассыпается на тысячи брызг, от ветра, запутавшегося в звездах, от бесконечного солнечного потока. И всякий раз убеждалась, что холст — явление нематериальное. Впитав эмоции художника, он начинает жить самостоятельно, а каждый мазок — пульсирующая жилка.

Для Виты Романовой живопись — это действо, которое включает в себя очень многое: движение мысли и духа, движение краски на холсте. Но оживает оно, лишь когда в единое целое сливается глубокая внутренняя продуманность и абсолютный полет в работе. А свобода для художницы вовсе не в каких-то запретах. Это накопление энергии и переход в другое состояние. Вот почему от ее холстов слышится пение морских раковин, звон колоколов, шорох кулис. В картине «Театр», где слились воедино потоки времени, бестелесное, задрапированное в шелка существо, провожает в загадочное закулисье. Здесь трагично и радостно, здесь яркий свет и темнота непознанных глубин.

«Монмартр. Улица, ведущая к Сакре-Кёр»,   16.2х11, карт. м., 2001 г.Театр в жизни Виты Романовой был всегда. Впрочем, как и живопись. Ведь она родилась в семье художника Василия Евтроповича Романова и актрисы Татьяны Артемьевны Проняковой — Романовой. Очень долго сценическое действо заменяло Вите реальность, а запах кулис преследовал даже когда театр уже не занимал такого главенствующего положения в ее судьбе.

По словам Виты Романовой, каждый цикл работ, каждое полотно — это спектакль, где есть внутренняя драматургия, где выстроены мизансцены. И все свои работы она воспринимает как свой театр, где режиссер — художник.

— У меня нет внешних героев, — говорит Вита. — Единственное действующее лицо — это я. К зрителю я стараюсь выходить всегда с тем, что для меня важно, что наболело. Иногда чувства настолько переполняют, что ты уже не можешь молчать, и говоришь...

«Хранящая душу любовь», 90х79.5, х.м., 1998 г.Так родились «Серебряные колокольчики» — первая работа, с которой начался живописный цикл «Нечто». Потом он дополнился и «вызвонился» «Благовещением», «Ветром», «Цветом», «Волной». Так возник цикл «Театр», где в акварелях — мизансценах художница говорит о сути театра, о том глубинном, что скрыто за внешним. Вообще все творчество Виты Романовой нужно воспринимать как единое целое. Одна работа перетекает в другую, из одного цикла рождается новый. Продолжается цикл «Видения Виты», где своей жизнью живет букет, где зажигающая звезды укутывает нас незримой вуалью. И никогда нельзя ставить точку. Потому что придет вдруг особое, необъяснимое состояние свыше, ниоткуда, заполнит до краев душу, и пульсирующие жилки вновь забьются на холсте.

Елена ГЛЕБОВА


Татьяна Артемьевна Пронякова-Романова, драматическая актриса (28.12.17 — 5.06.2000г.)

Республиканский русский театр драмы, г. Минск БССР;

Республиканский русский театр драмы, г. Йошкар-Ола, Марийская АССР;

Амурский областной театр драмы, г. Благовещенск;

Хабаровский краевой театр драмы.

В 2000 году была учреждена театральная премия имени Т. А. Проняковой-Романовой, актрисы Хабаровского краевого театра драмы. Теперь это одна из номинаций в ежегодном театральном фестивале, проходящем под эгидой Союза театральных деятелей Хабаровского края.

Инициатор и учредитель премии — Виктория Романова, член Союза художников России, для которой она видится прежде всего объединяющим началом. Именно поэтому первыми ее обладателями стали старейшие актеры хабаровских театров — ветераны Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры.