Скромный персонаж в галерее лиц

Юрий КузнецовПопулярный киноактер Юрий Кузнецов взлетал в сегодняшнюю известность с хабаровской сцены лет тридцать назад. Закончив театральный факультет института искусств во Владивостоке, Кузнецов вместе с женой, актрисой Валей Луневой, направление получил в Хабаровск, в краевой театр драмы, где и началась его актерская судьба.

Студенческие годы не всегда проецируют будущую профессиональную биографию человека, но они закладывают ее основы, своеобразный фундамент личности. К сожалению, далеко не со всеми это происходит. Мне удалось отыскать кузнецовского однокашника по альма-матер и поговорить с ним о далекой студенческой поре. Это нынешний директор краевого театра драмы, заслуженный артист России Анатолий Александрович Шутов. С Кузнецовым он учился на одном факультете курсом позже.

— На том курсе взрастали две будущие кинозвезды — Александр Михайлов и Юрий Кузнецов. Первый жил с мамой, в небольшом деревянном домике, а Юра был наш, общежитский, потому и общались мы с ним чаще. Тем более что был комсоргом факультета. Примечательны были оба эти студента, но каждый по-своему. У Саши не совсем хорошо складывалась вначале учеба, парень был видный, высокий, и слава уже ходила за ним тенью. А вот Юра привлекал другими качествами — был немногословен, сосредоточен и как бы погружен в себя. Никогда не стремился чем-то выделяться, за любое дело брался основательно, без суеты. Курс этот был в некотором роде оригинальный — руководил им главный режиссер драмтеатра, и почти всех ребят он приглашал работать в спектаклях. Оставалось мало времени на развлечения. Ближе к концу учебы Юра и Валя поженились, что вызвало недоумение и обсуждалось в общежитии: Лунева была одной из красивейших студенток, Юра обладал внешностью обычной. Как же он ее увлек?

— Потом, когда ребята уехали в Хабаровск, — рассказывал мне Шутов, — начиналось все, мне кажется, совсем не блестяще. В каждом театре тогда к молодым артистам относились без пиетета, докажи-ка вначале, на что способен. А как доказать? Только хорошей ролью, а не крохотным эпизодом. Я встречался в то время с Кузнецовым и у меня осталось такое впечатление. Так, во всяком случае, было до прихода в театр нового главного режиссера А. Найденова, он-то и открыл Кузнецова.

Что же было до Найденова? Ничего особенного в судьбе молодого актера не произошло. На сцене он выделялся — молодой, стройный, круглолицый, этакий русский типаж, так и просился на роль современника. Заслуженный артист Сергей Лычев, и сейчас работающий в театре, припоминает:

— Кажется, в 70-м мы с Юрой играли в какой-то инсценировке на местном телевидении у режиссера Л. Славутской. У Кузнецова там была небольшая роль чудаковатого парня, сыграл он ее смешно, достоверно и точно. А вот в театре мы встретились в 1971 году в «Бременских музыкантах», оба были героями-недотепами, известными всем очень хорошо. Думаю, первую серьезную роль Кузнецов получил в «Даме-невидимке», где я был одним из героев спектакля, а Юре поручили роль слуги, этакого представителя народа. Потом пришел Найденов, и в спектакле по пьесе «Власть тьмы» Кузнецов в роли Никиты и стал открытием.

Все же театр, в принципе, не стал уделом Кузнецова, видимо, он не во всем его удовлетворял. Не случайно он с готовностью откликался на приглашения с телевидения и с удовольствием смотрел в камеру. Это его влечение и подметила еще тогда хабаровский телережиссер Лилия Славутская.

— Кузнецов охотно, с желанием откликался на все наши предложения сниматься в инсценировках. Он умел быть перед камерой удивительно органичным, сосредоточенным, очень точно на нее работал. Можно было снимать крупным планом лицо, он мог молчать, только смотреть, и это всегда было значимо. Работать с ним — одно удовольствие, Юра не позволял себе опозданий, не был суетным и мог поспорить с режиссерской установкой, предложить свое видение ситуации. Не любил много разговаривать, никакого участия в театральных интригах не принимал. Юра всегда умел тихо закрыть дверь и попрощаться. Уехав из Хабаровска, по случаю всегда передавал приветы и добрые пожелания.

Из Хабаровска Кузнецова переманили в Омск, в лучший тогда периферийный театр страны. Отработал здесь недолго и оказался в городе на Неве, актером Ленинградского театра комедии. Этот своеобразный «маршрут» Хабаровск — Омск — Ленинград был хорошо обкатан. И в сибирском театре, и на ленинградских сценах преуспевали многие хабаровские актеры. Формально его повторил и Кузнецов, только результат был другим: из театра он все равно уйдет. Шутов, работавший в 80-е годы директором драмтеатра Комсомольска-на-Амуре, нередко бывал в Ленинграде и встречался с Кузнецовым, ходил на его спектакли, хорошо помнит роль в «Бешеных деньгах».

— Все у него складывалось вроде бы нормально. Кузнецов был даже членом худсовета театра, но, видимо, перед ним уже маячило кино, он уже начал сниматься, и, естественно, возникли трения с театральным руководством. А кто его привел в кино? Думаю, без Саши Михайлова тут не обошлось, не мешал этому и тогдашний директор театра комедии Губанов, также связанный с кино... В Питере мы ездили к нему домой трамваем, Кузнецова узнавали, здоровались. Мало чем изменился человек с той студенческой поры: так же скромен, не допускает хамства или чванства. Таким вижу его издалека: в любимой кепке, с дипломатом в руке, где хлеб, колбаса, молоко... Не очень уютно ему жилось.

Театр не стал любимым домом Кузнецова, его заменило кино. Первая большая роль была в фильме «Торпедоносцы» (1983 год). Начало оказалось удачным, его стали сразу же приглашать самые разные кинорежиссеры, он снимался в трех-четырех фильмах в год, а в 1988 году их было целых пять! Среди них — «Утомленные солнцем», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Штаны»... Кузнецовская фильмография насчитывает шестьдесят картин, включая телевизионные ленты, самой популярной из которых стала «Улицы разбитых фонарей». Туповатый, зашоренный ментовскими догмами «товарищ подполковник», Мухомор в исполнении Кузнецова вылеплен им, кажется, из ничего.

В знаменитом фильме Александра Германа «Мой друг Иван Лапшин» Кузнецов был настолько типажным, взятым из прошлого времени, что он даже не воспринимался актерской работой. Очень непривычной (и нетипичной) стала его роль в фильме «Брат». Это персонаж по имени Немец, с которым общается юный Данила. У немца фамилия Гофман и русское лицо прекрасного актера Юрия Кузнецова — русее не бывает. Он обитает в основном на кладбище — то есть на границе жизни и смерти, где лежат его предки, и слова «жизнь» и «смерть» — из его словаря. В мире, где у всех без исключения персонажей внешность состарившихся, но так и не выросших детей, он единственный настоящий пожилой (то есть поживший, проживший жизнь человек). Среди непрестанно движущихся, кричащих, действующих персонажей он единственный, кто просто смотрит удивительно светлыми глазами.

Вот как дано актеру представить очень скромный, эпизодический персонаж в галерее человеческих лиц. Это умеет делать Кузнецов.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ


Юрий Александрович Кузнецов родился 3 сентября 1946 года в Красноярском крае, в городе Абакане. В 1969 году окончил во Владивостоке актерский факультет Дальневосточного института искусств и до 1979 года играл на сцене Хабаровского театра драмы. Затем, в 1979 — 1986 годах, Юрий Кузнецов работал актером Омского театра драмы, а в 1986 году перешел в труппу Ленинградского театра комедии.

В кино артист дебютировал в одной из ведущих ролей в военной драме Семена Арановича «Торпедоносцы», вышедшей на экраны страны в 1983 году. В следующем году Юрий Кузнецов появился в картине Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» и телевизионном детективе Евгения Татарского «Колье Шарлотты», затем роли последовали одна за другой. Через десять лет Кузнецов стал одним из самых популярных актеров отечественного кино. Огромную популярность принесло Юрию Кузнецову участие в многосерийном проекте «Менты» («Улицы разбитых фонарей»), в котором он сыграл одну из ведущих ролей.