Юриан Якобсен. «Охота на кабана»

В залах одного из крупнейших государственных собраний Дальневосточного художественного музея зрителям представлены наиболее ценные экспонаты, прибывшие еще во времена его основания из запасников центральных музеев России. Полотна Айвазовского и Шишкина, Куинджи и Репина, Маковского и Кустодиева, Тициана и Гарофало, Веронезе и Дернера, Якобсена и Брейгеля Бархатного, Порцеллиса и Коро всегда восхищают тонких ценителей подлинного искусства живописи.

Якобсен Юриан. Охота на кабана. 183х266, холст, масло. Поступила в 03.06.1931 г. из Эрмитажа

В ряду уникальных произведений этих мастеров особый интерес своим эмоциональным напряжением вызывает картина «Охота на кабана». Ее автор – один из выдающихся немецких живописцев Гамбурга Юриан Якобсен  (1630–1664), художник большого дарования, которое формировалось не в самостоятельной традиции, а за пределами его родины, в русле голландской и фламандской школ. Поскольку его творчество поддавалось разно-образным влияниям, оно было неровно. Произведения Юриана Якобсена настолько различны по качеству, что иногда напрашивался вопрос: действительно ли все приписываемые ему произведения были написаны его рукой? Подчас Якобсен выступал подражателем своего непосредственного учителя, одного из крупнейших представителей фламандского барокко (самых талантливых художников-анималистов своего времени) Франса Снейдерса. В основном это были бурные охотничьи сцены, такие как в работах, хранящихся в собрании Государственного Эрмитажа, – «Травля на кабана» и «Охота на вепря». Они написаны жестко, сухо и с той искусственностью форм и рисунка, которая показывает, что едва ли художник работал с натурой. Скорее всего, он исходил из готовых образцов картин своего учителя. Однако «Охота на кабана», представленная в постоянной экспозиции Дальневосточного художественного музея, вряд ли полностью списана с образцов. Она проникнута ощущением невероятной жизненной энергии барокко (от итальянского «причудливый, испорченный»).

При рассмотрении полотна следует учесть, что в Германии стиль барокко начинает формироваться с XVII века, и его появление связано с кризисом идеалов Возрождения.

Барокко – это и стиль, и некая тенденция беспокойного романтического мироощущения. В каждом времени, да, пожалуй, что и в наши дни, находят свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения чувств и мыслей. Естественно, что новые открытия нового времени разрушали прежние представления о человеке и мироздании. Человек был уверен, что Земля – плоская. Теперь его стали убеждать, что она вращается вокруг Солнца. Но ведь в обыденной жизни он продолжает ощущать по-прежнему ее твердую поверхность. Было от чего прийти в смятение! И если в XV веке считалось, что человек находится в центре мира, что он всемогущ и может владеть чем пожелает, то в XVII веке Блез Паскаль уже пишет, что человек лишь «мыслящий тростник» и удел его трагичен на грани двух бездн «бесконечности и небытия». Исходя из этого, складывалась эстетика барокко.

Главным способом художественного обобщения в искусстве барокко становится иносказание. Превыше всего художники ценят замысел, композицию, аллегорический смысл и декоративное расположение изображаемых фигур.

В этом отношении и представляет интерес картина Юриана Якобсена «Охота на кабана». Хотя художник знаком с анатомией и механикой движений, но он не пытается наделить изображение конкретностью, здесь оно гротескно преувеличено. Его интерес к движениям и эмоциям выражен в позах животных, не повторяющих одна другую. Фигура кабана служит в картине композиционным центром, она отличается своей статичностью, основательностью, величием и темным глухим колоритом. Основное действие картины происходит вокруг кабана. Каждая из собак, группирующихся вокруг него, словно вспыхивает светлыми пятнами, чередующимися с красно-коричневыми оттенками. Такая цветовая подача усиливает некую взрывоопасность движения. Силуэты собак, форма их ушей, изгибы шерсти, как принято в барокко, причудливо волнообразны. Позы собак стремительны, а эмоции напряжены до крайности. У собаки, расположенной вверху, поднятая лапа повреждена, из раны фонтаном бьет кровь. Рядом в ручейке видна поврежденная часть ее лапы. Две собаки справа и слева, симметрично расположенные друг к другу, также истекают кровью.

В левый край картины помещена собака, резко отличающаяся в породе, в позе и в выражении эмоции застывшего ужаса. Это как бы та исходная точка, которая контрастирует с другими динамичными формами. Темный спокойный фон с едва различимыми очертаниями природы противопоставлен общему экспрессивному действию.

Картина вызывает тревогу той подвижностью и эмоциональной насыщенностью, которые обычно ассоциируются с понятием барокко в его привычном значении доминирующего стиля европейского искусства XVII века. Так «Охота на кабана» Якобсена Юриана, потрясая воображение сегодняшних зрителей, передает мироощущение давно ушедшей эпохи.