Художник жонглирует пространством

Сергей МашковСергей Машков – личность неординарная. Стремительно ворвавшись в творческую среду Комсомольска-на-Амуре, он заставил заговорить о себе людей искушенных и не очень. Но, что самое удивительное, значительно расширил городскую аудиторию любителей искусства. За короткий срок он заявил о себе и своей жизненной позиции  рядом интересных  концептуальных выставочных проектов.

В 2000 году в мастерской художника Игоря Грабовского открылась первая экспозиция работ Сергея Машкова «Арт Ура!», за ней последовали «Машковины» (галерея современного искусства «Метаморфоза», 2001), «Арт Ура!-2» (Комсомольский-на-Амуре музей изобразительных искусств, 2003), «Я пришел» (выставочный зал городского Союза художников, 2004), «Давайте познакомимся» (выставочный зал Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, 2006), «Солнце будет деревянным! Я сказал» и «Равновесые» (Комсомольский-на-Амуре музей изобразительных искусств, 2006 и 2008).

Легкость, с которой у Машкова раз в год рождаются полновесные творческие проекты, можно объяснить тем, что он представляет собой тип идеального современного художника. Не отягощен грузом художественного образования, но владеет современными технологиями и переполнен различного рода пластическими идеями.

Он относится к той категории мастеров, которые большую часть своей жизни копят, правда, не материальные ценности, а умения и навыки, мечты и фантазии, эмоции и переживания. Достигнув определенного жизненного периода, делают качественный скачок и начинают отдавать  все, что накоплено, и вот это уже процесс мучительный. Взять и разбить свою хрупкую оболочку, обнажить душу, вытрясти из нее все до последнего медяка – возьмите, не жалко! Только поверьте, не пройдите мимо, остановитесь, задумайтесь, заплачьте или засмейтесь. Только не пожимайте равнодушно плечами и не отводите глаза. Попробуйте понять, ведь все это – для Вас.

Мольберт-автопортретСфинкс. Дерево, металл. 2003Запустили. Дерево. 2007

Свой путь художника Сергей начал уже в зрелом возрасте. Но прежде чем позволить своему творческому «я» вырваться на свободу, он получил профессию сварщика, отслужил в армии, остался на сверхсрочную службу в звании прапорщика, отдал дань кооперативному движению, поработал в фирме по изготовлению кожаных изделий дизайнером, помог продвижению китайского товара на российский рынок… И хотя первые попытки реализовать себя в творчестве Машков вспоминать не любит, с них-то и начинаются его робкие шаги в искусстве.

Служа в гарнизоне Петропавловска-Камчатского, бравый прапорщик Машков со свойственной ему открытостью принес на городскую выставку свои работы, выполненные в технике корнепластики, и был резко отвергнут отборочной комиссией. Такой удар по самолюбию обычно либо раззадоривает, либо убивает всяческое желание творить дальше. Сергей оказался крепким орешком, желание докопаться до сути, понять, почему не приняли и не поняли, перевесило все другие чувства. Переезд в Комсомольск-на-Амуре оказался моментом судьбоносным. Работа мастером учебных мастерских технолого-экономического факультета Комсомольского-на-Амуре государственного политехнического университета дала возможность вновь заняться тем, к чему так давно стремились руки и душа. Верстак, рубанок, запах свежей стружки и  упоительное чувство владения материалом. Нет такого предмета, необходимого для организации жизненного пространства, который бы он не смог смастерить. В его доме вся мебель, двери, детали интерьера  построены и сконструированы собственными руками. В этот период (1994–1999) он увлекся дизайном предмета. Мебель «от Сергея Машкова» могла бы стать брендом, но он увлеченно рвется вперед, его волнует не материальная сущность, а сущность материала. Машков настойчиво пытается постичь природу вещей. В это время он знакомится  с искусствоведом Ольгой Приваловой и художником Игорем Грабовским,  которые помогают ему отыскать нужное направление, и уже в 2000 году в мастерской Игоря Грабовского состоится первая персональная выставка Сергея Машкова «Арт Ура!».

«Меня интересует природа вещей, причем тех, которые никому не нужны. Я не художник, я – технолог, организатор пространства – декоратор», – так  говорит о себе художник, но лучше всего о нем говорят его арт-объекты. У зрителя сразу возникают вопросы:  что это? в какие жанровые рамки можно втиснуть подобные сочинения? Ведь это не живопись, не графика, не вполне скульптура и совсем не то прикладное искусство, к которому мы привыкли.  Ответ один – это объект.

Чаще всего к объектам причисляют работы, выполненные в нетрадиционном материале и технике, но содержащие пластическое и смысловое начало. И главный критерий – его самодостаточность. Можно исключить название, тему, все то, что иллюстрирует мысль, но он не проиграет, останется некое пластическое тело, вызывающее ряд ассоциаций, пластических и информационных.

В каждой работе Сергея Машкова присутствует элемент игры, он берет предметы, к искусству не имеющие никакого отношения: детали различных механизмов, отжившие свой век и выброшенные за ненадобностью вещи. Колдуя над ними, причудливо соединяя между собою несоединимое, получает «суммы реалий»: «Дуэт», «Апокалипсис», «Стожары», «Вертикальный звук», «Про автора», «Цена Христа», «Правда прорастет» и другие. Помещенные рядом, внутри  пространства, ограниченного рамой,  или  виртуозно соединенные между собой предметы входят в сложное взаимодействие друг с другом,  ведут  некое повествование от своего лица и от лица человека, давшего им вторую, уже нетленную жизнь. Художник становится режиссером и вовлекает нас, зрителей, в этот спектакль, где пластика «суммы реалий» воспринимается сразу и таящееся в них сообщение принимаешь тоже сразу: «Источник информации», «Время гвозди забивать», «Продано», «Молодость не вечна», «Пожиратели пространства».

Все персональные выставки Сергея Машкова открывает автопортрет в виде деревянной скульптуры-мольберта с высоко поднятой в небеса головой. Кто-то видит в этом прославление собственного «я» (тем более что «картина», водруженная на мольберте,  состоит из мозаичного коллажа  упаковок сока «Я»), кто-то ощущает  стремление души, которая уже все постигла про себя и окружающий мир. Душа, которая рвется заглянуть за облака, постичь смысл непостижимого.

Есть ли предел в постижении истинного смысла? Есть ли та точка, достигнув которой мастер может вздохнуть с облечением и сказать: «Я достиг!»? Наверное, нет, потому что в каждой новой выставке Машков предстает перед нами в совершенно иной  ипостаси. И все на том же мольберте-портрете уже совершенно новый парафраз, иллюстрирующий следующий творческий период.

«Равновесые» – выставка  из 20 работ, в которых художник размышляет о возможностях равновесия и баланса. Он склеивает разные породы дерева, играет с различными спилами, шлифует, подкрашивает, синтезирует их на плоскости, вводит отжившие свой век компьютерные платы, запчасти музыкальных инструментов, («Рыбалка», дерево, смешанная техника) или же старые матрешки («Русские пришли», дерево). Поиск равновесия не самоцель. Художник считает, что жизнь во всех ее проявлениях – это движение: балансировка на грани, качка, метание, скольжение, парение, падение и взлет. Обретение равновесия для художника – это вечный покой, а значит, смерть.

Творчество Сергея Машкова экспериментально, он жонглирует пространством и предметами, совмещает несовместимое, превращает бросовое в духовное и заставляет совершенно иначе  посмотреть на привычный мир.

Евгения БЫКОВА,
заведующая отделом современного искусства
Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре