Искусствовед, исследователь

Сегодня трудно поверить в то, что еще в 60-х годах яркое и самобытное искусство аборигенов Дальнего Востока интересовало только этнографов, археологов да немногих любителей старины. И вдруг — взрыв! Одна за другой выставки в Хабаровске, Москве, Ленинграде, затем за границей. Всюду восторженные отзывы, одобрительные рецензии в прессе.

В пробуждении общественного интереса к искусству малых народов Приамурья, в повсеместной пропаганде его, буквально в деле его возрождения огромная заслуга принадлежит Клавдии Павловне Белобородовой — искусствоведу по работе с народными мастерами, заслуженному деятелю культуры России.

Клавдия Павловна родилась 19 ноября 1906 года в станице Абинской ныне Краснодарского края в семье кубанских казаков. Вскоре семья переехала в город Новороссийск, где ее отец, войсковой телеграфист, влюбленный в технику, закончил училище связи и в дальнейшем прошел путь до главного инженера почты и телеграфа Черноморского округа.

С пяти лет она научилась читать и вышивать, начала обучаться музыке. Истоки любви к прекрасному заложены с детства, а интерес к дальним странам и народам возник с любимым чтением подшивок журнала «Вокруг света» конца XIX века.

Видимо поэтому она, молодой строитель-проектировщик, могла легко и бесстрашно работать на строительстве оросительных систем в беспокойной Средней Азии, а затем перемещаться вместе с мужем, военным строителем из Средней Азии в Забайкалье, затем в Грузию и на Дальний Восток.

Характерная черта: в городах, где она жила, появлялись кружки художественной вышивки! При этом мастерицы, занимавшиеся под руководством Клавдии Павловны, создавали не только красивые вещи утилитарного характера, но и панно, картины, вышитые художественной гладью.

В ноябре 1995-го посетители выставки, организованной в Арт-подвальчике Хабаровским отделением Российского фонда культуры, могли увидеть уникальные картины, выполненные Клавдией Павловной в период 1945 −1955 г. г., а панно «Ерофей Хабаров», вышитое группой мастериц к 100-летию Хабаровска, находится в Художественном музее города.

Не случайно в 1957 году она была принята в Хабаровский Дом народного творчества, которым в ту пору руководила кандидат искусствоведения К. М. Дрерман, увидевшая в увлеченной женщине будущего исследователя художественного творчества народов Приамурья.

Еще в первые дни пребывания в Хабаровске (лето 1953г.) Клавдия Павловна увидела в Краеведческом музее одежду, ковры, утварь, украшенные национальным орнаментом. Необычным показался материал, из которого были изготовлены некоторые экспонаты: рыбья кожа, птичьи шкурки с яркими перьями и удивительно гармоничный орнамент, за стилевой выдержанностью которого угадывалась древняя национальная культура. Захотелось узнать об этом как можно больше, но в музее сказали, что это «ремесло прошлого и сейчас им никто не занимается». Однако она интуитивно чувствовала, что это не так, с каждым днем в ней росло желание открыть новые источники традиционного искусства.

Первая командировка Клавдии Павловны состоялась в 1958 году, когда к празднованию 100-летия Хабаровска в городе по заданию крайисполкома готовилась выставка народного творчества.

До удэгейского села Гвасюги, расположенном в изумительно красивых местах, добираться из Хабаровска пришлось очень долго: последний этап пути — подъем на моторной лодке в верховья реки Хор — занял более пяти часов. На месте выяснилось, что опытные мастерицы давно забросили свое замечательное ремесло, но сохраняют в старых надежных сундуках свадебные и праздничные халаты, украшенные яркой и нарядной вышивкой цветным шелком, уникальной техники исполнения: для настила под гладьевой шов подкладывался вырезанный из тщательно выделанной рыбьей кожи оригинальный узор, закрепленный на ткани рыбьим клеем.

В начале 1963-го по ее инициативе было принято решение крайисполкома «О дальнейшем развитии прикладного искусства малых народностей Хабаровского края», в котором была изложена программа возрождения искусства аборигенов края, причем к этой работе подключились многие творческие организации администрации края и районов. Среди мероприятий были такие, как введение факультативных уроков народного мастерства в школах национальных поселков, организация при клубах кружков национальной вышивки.

В Хабаровске и других городах края была организована продажа сувенирных изделий народных мастеров, в программу художественно-графического отделения пединститута включены часы изучения искусства малых народностей.

Удивительна «амбарная книга», в которой собрано около двухсот фамилий мастеров с их адресами, краткими характеристиками.

Свидетельствует народный мастер Аврам Трофимович Силин, лауреат первой премии «За творческие успехи на 1-м Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества 1975 — 1977 г. г., участник многих выставок народного творчества («Тихоокеанская звезда» от 2.06 1983г):

«Я благодарю судьбу за то, что она свела меня с удивительным человеком — Клавдией Павловной Белобородовой. Так вот, работала тогда Клавдия Павловна в Доме народного творчества при краевом управлении культуры. А мы жили в селе Кукан. Свой первый туесок подарил я дочери Люде. У нее тот туесок увидели сослуживцы и заставили пойти показать в художественном салоне. Люда послушалась и вышла, как теперь говорят, на Клавдию Павловну. Это моя первая наставница — чудесный человек. Отнеслась она ко мне с большим пониманием. Первые мои поделки были неказистые, попросту говоря, слабые. Скажи она тогда, что сделано топорно, наверное, бросил бы. А она поддержала, окрылила меня, дала нужную литературу, даже вырезки из календарей прислала на интересующую меня тему...».

Одновременно собирается и внимательно прочитывается серьезная этнографическая литература, включая давно не переиздававшиеся: Р. Маака «Путешествие на Амур», 1855г., книги академиков С. В. Иванова и А. П. Окладникова и многие другие.

Внимательнейшим образом изучается самобытная технология создания изделий прикладного искусства. Обширная коллекция «полуфабрикатов», шаг за шагом показывающая процесс создания национальных узоров, сейчас находится в государственном музее этнографии народов СССР.

Результатом исследований явилась прекрасно изданная в 1975 году издательством «Художник РСФСР» книга Клавдии Павловны «Приамурские узоры», открывшая многие секреты народных мастеров.

В декабре 1975 года по инициативе министерства культуры РСФСР Клавдия Павловна была переведена в Хабаровское отделение художественного фонда. Началось планомерное комплектование фонда уникальнейших изделий прикладного искусства для художественных музеев и выставок.

Большой общественный резонанс вызвала передвижная выставка, которая в 1981-1986 годах экспонировалась сперва в Москве и Ленинграде, а затем во многих городах Союза и в Чехословакии. Непременным атрибутом официальных визитов руководителей края за рубеж стали изделия народных мастеров, также как и демонстрация зарубежным делегатам фильма о народном творчестве «Живые родники», снятый Дальневосточной студией кинохроники при непосредственном участии Клавдии Павловны.

Благодаря настойчивости Клавдии Павловны, семеро народных мастеров были приняты в члены Союза художников России.

Возникший интерес к национальному искусству, спрос на изделия ручного художественного труда вызвал и некоторые отрицательные последствия. В изделиях стали применяться современные синтетические материалы, машинное шитье вместо ручного и т. д. Это резко понизило художественную ценность изделий, снижало их качество до рядового ширпотреба. Клавдия Павловна резко возражала против такого подхода.

Из ее выступления на Всесоюзной конференции по проблемам искусства в марте 1977 года:

«В настоящее время мастера Хабаровского края начинают заметно терять художественный вкус и чувство фактуры материала и изделий. Новые материалы, широко применяемые на промыслах местной промышленности для массовой продукции, привлекают их яркостью цвета и простотой вырезывания узоров.

Так вот, сейчас прекрасные мастера, способные создавать уникальные произведения ручной вышивки, делают ковры и халаты с аппликацией из павинола, покрывают халаты орнаментом, вырезанным из старых болониевых плащей. Нет сомнения, ручная вышивка такого же орнамента потребует от мастерицы не менее двух месяцев работы, а здесь она делает его в течение двух-трех дней! Очень печально, но увлечение мастеров павинолом, особенно в Нанайском районе, где имеется несколько мастерских местной промышленности, принимает массовый характер».

Клавдия Павловна начала требовать от мастеров не снижать уровня народных традиций.

Из письма К. П. Белобородовой нанайской мастерице Татьяне Константиновне Ходжер:

«Дорогая Татьяна Константиновна! Мне не хотелось бы огорчать Вас, но как я была огорчена и расстроена, когда получила Ваш халат, Вы не можете себе представить! До слез! Великолепный, блестящий узор на халате, но из какого материала он сделан! Ну кто мог дать Вам такой злой и бездарный совет: из дерматина (грубого и тяжелого) вырезать орнамент и затем на машине пришить его на белую ткань? Что можно придумать хуже?

Художественную ценность народного изделия определяет не только национальный орнамент. Здесь имеет значение все в целом: соответствующий материал, сочетание тканей по цвету и обязательно ручной труд. Вы замечательная мастерица, Татьяна Константиновна. Но не старайтесь в искусстве идти по легкому пути, делайте по настоящим традициям Вашего национального искусства художественные изделия, чтобы о Вас и Вашем искусстве осталась память».

Большая творческая и личная дружба связывала и связывает Клавдию Павловну с художниками, искусствоведами, всеми, кому дорого искусство народов Приамурья. Она щедро делится с ними своими знаниями, ее коллекции всегда были открыты для изучения. Результатом такой дружбы с замечательным хабаровским художником Г. Д. Павлишиным был выпуск трех детских книжек — сказок в обработке К. Белобородовой и удивительными рисунками Геннадия Дмитриевича. А коллекция детской национальной игрушки (более 90 предметов) находится теперь в Хабаровском краеведческом музее, где ждет своего исследователя.

В 1983 году за большие заслуги в деле возрождения прикладного искусства малых народностей Дальнего Востока Клавдии Павловне Белобородовой было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. В 1986-м она была награждена орденом «Знак Почета».

И сегодня в доме Клавдии Павловны часты гости из национальных сел — художники, студенты, люди, которым дорого народное творчество народов Приамурья. Все они находят здесь дружеское участие и гостеприимство.