Фетисова Лидия

Попавшие на остров

Фольклорное наследие уйльта (ороков) Сахалина

Уйльта. Остров СахалинГенетическая и культурная общность тунгусо-маньчжурских народов получила убедительное обоснование в научной литературе, однако в этом ряду особняком стоят обитатели Сахалина, до недавнего времени называвшиеся ороками. Наряду с этим, как и других тунгусо-маньчжуров, их именовали орочонами / орочёнами. Одновременно использовались этнонимы уильта / ульта / ультя / ульча. Ныне для этого народа официально определено наименование уйльта. Мы будем употреблять как равноценные этнонимы ороки и уйльта. Последний, по мнению ряда авторов, указывает на родство с ульчами — представителями тунгусо-маньчжуров в Приамурье. О связи с ульчами, нанайцами, орочами свидетельствует также зафиксированное некоторыми исследователями самоназвание «нани», иногда в форме наннёни.

Так жили наши предки

Сакральное и земное в фольклоре орочей

Орочи — один из восьми коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Хабаровском крае, преимущественно в Комсомольском районе. Переписью 2010 года выявлено 596 представителей этого этноса. Небольшая группа орочей зафиксирована на Сахалине. Самоназвание народа нани сближает его с нанайцами, ульчами и ороками (уйльта), однако в начале ХХ века многие дореволюционные авторы, в том числе В. К. Арсеньев, писали о родстве орочей с удэгейцами и даже не разграничивали эти народы.

Между мирами

Л.У. Пассар. Панно «Адо-сэвэни». Береста, ткань. 2000Традиционный фольклор коренных народов Амура

Традиционный фольклор тунгусо-манчжурских народов Амурского бассейна — нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, негидальцев, эвенков, эвенов — имеет много общего. Устойчивое единство прослеживается в системе жанров, поэтике. Для фольклорного наследия всех коренных этносов южной части российского Дальнего Востока характерны размытость жанровых границ, тесное взаимодействие близких форм, синкретизм бытования.

Эпические сюжеты дальневосточной земли

Албазинский острог в 1665–1681 гг. РеконструкцияЗакрепление России на дальневосточных рубежах получило неоднозначную оценку в отечественной и зарубежной историографии. Тем интереснее посмотреть на этот процесс глазами первопроходцев.

 
RSS-материал