Красноштанов Сергей

профессор Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ), кандидат филологических наук

Где родился Ерофей Хабаров

Этот вопрос возникает, когда заходит речь о великом землепроходце, чье имя носит один из самых крупных дальневосточных городов. В 2008 году в Хабаровске Приамурским географическим обществом издана книгa Георгия Борисовича Красноштанова «Ерофей Павлович Хабаров (документальное повествование)», в которой содержится ответ на этот вопрос.

Текст должен принадлежать автору

Автор популярной народной песни «По долинам и по взгорьям» Петр Семенович Парфенов. Владивосток. 1919 – 1920Судьба одной народной песни

Песня «По долинам и по взгорьям» долгое время бытовала как безымянная, хотя известно, что написал ее П. С. Парфенов в 1920 г. во Владивостоке. В 1921-1922 гг. она становится популярной в Приморском крае, а в 1923 — 1924 гг. ее можно было уже услышать во многих городах страны.

Текст песни подвергался изменениям, следы которых обнаруживаются в массовых песенниках 30-х годов, а фольклористы до сих пор записывают во время экспедиций народные редакции «По долинам, по загорьям».

Александр Сергеевич Пушкин и Дальний Восток

Тема «А. С. Пушкин и Дальний Восток» достаточно полно исследована историками, географами, этнографами, литературоведами и представляет благодатный материал для учителя-краеведа. На какие моменты этой темы хотелось бы обратить внимание прежде всего?

Далекая страна Сибирь

Иннокентий Федоров-ОмулевскийУроженца Камчатки Иннокентия Васильевича Федорова-Омулевского (1836–1883) помнят у нас как автора романа «Шaг за шагом», неоднократно переиздававшегося в советское время. Но мало кому известна его поэзия, и забыта она совершенно незаслуженно. Имя его занимает достойное место в ярком созвездии поэтов некрасовской школы, таких как В. Курочкин, Д. Минаев, В. Богданов, М. Михайлов. Эта школа играла ведущую роль в русской поэзии второй половины девятнадцатого века. Стихи Иннокентия Васильевича пользовались большой любовью у революционной молодежи, многие его произведения печатались в народных книгах для чтения и демократических сборниках массового издания. А «Светает, товарищ!» была одной из популярных революционных песен.

«Из тайги, тайги дремучей»

Поэтический штрих к творчеству Владимира ГИЛЯРОВСКОГО

Встречи в мемориальном кабинете Брюсова

Это было летом 1962 года во время очередной научной командировки в Москву. На мой стук из-за двери ответили, что Жанна Матвеевна недомогает и сегодня никого не принимает. Не успел я огорчиться, как из глубины коридора четко прозвучали слова: «Откуда? С Дальнего Востока? Пусть войдет!» Так я познакомился с хозяйкой квартиры, уже пожилой женщиной, встретившей меня как уже давно знакомого человека. Она была сама доброта. Тут же сказала, что имя ее Иоганна, что она чешка по национальности. Естественно, разговор пошел о Брюсове. Во время беседы возникло такое чувство, что Валерий Яковлевич не умер в 1924 году, а на минуту вышел из комнаты. Во всю длину стены от пола до потолка полки были заставлены книгами. А что эти книги присланы почти со всего света, я уже знал ранее.

«Мне сопутствовала счастливая звезда…»

В.К. АрсеньевВсе началось с того, что осенью 1981 года, просматривая каталог Центрального государственного архива литературы и искусства, в личном фонде известного советского писателя К. М. Симонова я неожиданно обнаружил биографические материалы В. К. Арсеньева. Симонов и Арсеньев? Признаться, я был скорее озадачен, нежели удивлен. Однако стоило перелистать архивное дело, как все сразу стало на свое место.

Славянская руница на священных камнях

Сергей КрасноштановСо школьной скамьи мы знаем имена Кирилла и Мефодия и благодарно называем великими просветителями славян. Не случайно в Москве и во Владивостоке им поставлены памятники, ежегодно отмечаются праздничные дни в их честь.

Лабиринты несказочной прозы

Сергей КрасноштановЖанры русского фольклора, бытующие на Дальнем Востоке, по сути дела, мало чем отличаются от тех, что встречаются в европейской части России, в Украине, Белоруссии. Этот уникальный пласт народного творчества был привезен в далекий край переселенцами с запада вместе с верованиями, обычаями и материальной культурой.

«Когда я держу в руках кисть, я живу»

 
RSS-материал