Музей на фоне Амурского пейзажа

Фото?А.?Хейфеца

История любого музея — это история его собрания. Коллекция Дальневосточного художественного музея имеет свою давнюю биографию, истоки которой совпадают по времени с началом ХХ столетия. Тогда, в 1901 — 1902 годах, усилиями генерал-губернатора Приамурского края Н. И. Гродекова и при содействии Императорской Академии художеств были заложены основы собрания живописи, графики, скульптуры русских и западно-европейских мастеров и обнародована идея создания в Хабаровске первой дальневосточной публичной художественной галереи.

К сожалению, благородная мысль создания в Приамурье галереи или музея искусств в те годы так и не смогла найти своего дальнейшего развития и воплощения в реальной жизни. Сказались и скорый отъезд Гродекова из Хабаровска к месту нового назначения, и финансовые затруднения города, которые определенным образом сдерживали расширение коллекции и инициативу строительства в городе специального музейного здания. И, что самое важное, — отсутствие в Хабаровске той необходимой профессионально-творческой среды, в которой бы едино сплавились интересы, знания и усилия местной интеллигенции по созданию цельной дальневосточной коллекции предметов изобразительного искусства, уникальной в плане отличия от десятков других российских провинциальных художественных собраний.

Понадобился не один десяток лет, чтобы открытие музея все же состоялось. В 1931 году Дальневосточный художественный музей обрел свой официальный статус, а вместе с ним и честь стать хранителем целого ряда ценных предметов, переданных Третьяковской галереей, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Русским музеем, экспонатов, чей уровень сегодня классифицируется разрядом: «произведения, имеющие общенациональное значение».

Итальянская, фламандская, французская, немецкая живопись и графика, античная архаика, древнерусское и русское светское письмо, десятки известных имен, составляющих славу мирового искусства, стали в последующие десятилетия фундаментальной основой для развития новых коллекций музея, перспективной базой его научно-исследовательской деятельности и богатой многими аспектами выставочной работы.

Сегодня коллекция Дальневосточного художественного музея воистину неповторима и разнообразна. Живопись Тициана, Вачеллио и Бернардо Беллото, Гюбера Робера и Камиля Коро, Сильвестра Щедрина и Василия Тропинина, Исаака Левитана и Ивана Айвазовского, бронза Фальконе, фарфор Мейсена и фаянс Руана, гравюры, рисунки, старинное оружие и многое другое составляют славу едва ли не самого известного на Дальнем Востоке художественного музея.

Прекрасному содержанию соответствует теперь и «новая» форма музея: свою 61-ю годовщину он отметил переездом в новое здание — памятник архитектуры конца XIX — начала XX столетий. Старинные алебастровые потолочные рельефы, многоцветные каменно-мозаичные полы, мягкие ритмы арочных сводов в экспозиционных залах, торжественный настрой, без которого встреча зрителя с искусством не представляется возможной.

Сегодняшние благородные контуры крыш и карнизов музея изящно вырисовываются на фоне синевы неба. Спокойно и внимательно смотрят окна музея на вечно изменчивую и завораживающую гладь амурской воды. В этом есть своя символика: музей — хранитель духовной культуры, а древняя река — ее вечный источник, дарящий творческое вдохновение художникам и поэтам. Оттого и стоит так прочно музей на высоком берегу Амура, питаясь его силой и желанием вечного движения.

Людмила КОЗЛОВА,
заместитель директора Дальневосточного художественного музея
по научно-исследовательской деятельности