Что приносят золотые драконы

В 1998 году в Хабаровском краеведческом музее появился но­вый экспонат: китайский шелковый халат начала XX века с золоты­ми драконами, бытовавший в ульчской семье. Он сразу был выстав­лен в этнографической экспозиции, и все, кто посетил музей в по-следниие месяцы, могли любоваться им.

огда я смотрю на него, то всегда вспоминаю замечательного ульчского писателя Алексея Леонтьевича Вальдю и его «Сказки ба­бушки Лайги». Есть там такие строчки: «Вы, наверное, слышали, как нани одевались на праздниках? Все самое лучшее надевают. У каждого нарядно вышитый узорами халат, такие же гары, на голове шапка из лисьего, соболиного меха или из выдры. А на ногах тор­баса, из нерпичьих шкур, из сохатиных, оленьих камусов сшитые. Еще наряднее выглядят женщины и девушки. У одной халат из синего шелка, у другой — из красного, зеленого или розового сатина. Посмотришь в такой праздник на людей — так тебе и кажется, что на амурские луга в месяц цветов попал». Ульчи называют себя нани — люди земли. Я закрываю глаза и вижу: наш музейный халат тоже там — на богатых разнотравьем амурских лугах раннего лета — «цветет» нежным заморским цветком.

С китайскими шелковыми халатами, расшитыми золотыми драко­нами, познакомили ульчей еще в XVII веке маньчжурские чиновники. Они раздавали их в обмен на соболий мех.

Халаты были прекрасны и покорили сердца нани, тонко чувст­вующих красоту и умеющих ее создавать. Да разве тут устоишь. Ведь шились они из своеобразного шелкового гобелена «кэсы», где ри­сунок был непосредственно вплетен в ткань. Край подола широко разливался рядами волн, а на яркой ткани горели магические вы­шивки.

Китайские шелковые халаты быстро стали неотъемлемой частью приданого богатой амурской невесты и даваемого за нее калыма. Например, среди вещей, которые заплатил один нивхский род за бо­гатую ульчскую невесту «калмаза эткэ» в конце XIX века, были два шелковых китайских халата «хырге». Первый — «из тяжелой шел­ковой материи с золотистыми драконами». Второй — без драконов, он был оценен в сумму до 75 рублей. В то же время за шкуру соболя высшего качества в Николаевске торговцы платили охотникам 6 — 7 рублей.

Многие вещи, входившие в приданое или калым, лежали в сунду­ках и берестяных коробах хозяев почти без движения. Их бережно хранили как семейные, родовые ценности, периодически просушивая летом на свежем воздухе. Китайские халаты могли надеть лишь на редкое торжество — так называемый «медвежий праздник». А потом опять прятали в темноту берестяных коробов или китайских сундуков до той поры, пока не наступало время покупать невесту из родственного рода или давать приданое дочери.

Пo обычаю ульчей, определенная часть приданого становилась погребальной одеждой. В китайских шелковых халатах с сияющими зо­лотистыми драконами уходили в загробный мир. Частично эта традиция сохранилась до настоящего времени. В таком халате из синего шелка был похоронен ульчский охотник и рыбак Олонго Дуван. А родился он на Сахалине, по происхождению — айн, женился на ульчской девушке из рода Дуван, прожил 112 лет. В начале XX века Олонго Дуван выменял два китайских халата у заезжего торговца-китайца. Отдал за них лошадей.

Второй из тех халатов из тяжелого оранжевого шелка был приобретен у внучки Олонго Дувана комитетом по культуре и искус­ству краевой администрации для Хабаровского краеведческого музея. Он богато украшен ручной вышивкой: сверкают золотой чешуей свире­пые драконы, мчатся собаки-львы с развевающимися хвос­тами и ушами, танцуют аисты, шуршат перепонками крыльев летучие мыши, благоухают пионы... Все изображенное здесь символично: ле­тучие мыши символизируют счастье, рыбы несут пожелание материаль­ного достатка, бабочка — символ радости, пионы означают богатство, цветы и бабочки напоминают о весне... Даже цвет халата — теплый апельсиновый — своеобразное благопожелание. Ведь в Китае апельсин почитался символом изобилия и счастья, притом именно за красивый цвет его кожуры. А знаменитые золотые красавцы — драконы с голо­вой верблюда, рогами оленя, глазами демона, чешуей рыбы, когтями орла, лапами тигра, ушами быка и длинными усами кошажки олицетворяют могучие силы природы.

Китайцы видели в драконе воплощение мудрости. Миролюбивой силы и доброты, символ животворных вод. Они верили, что драконы населяют все реки, озера и моря, парят в дождевых облаках. Может быть, поэтому так ценились ульчами ха­латы с драконами. Ведь именно река Мангбо-Амур давала им жизнь. По представлениям китайцев, драконы приносят владельцу ха­лата богатство.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА,
заведующий отделом этнографии Хабаровского краеведческого музея им. Н. И. Гродекова
Фото Валерия СПИДЛЕНА