Святые образа

Одно из величайших сокровищ христианской духовности — иконописное наследие. Являясь произведением древнерусской живописи, икона стала памятником национальной культуры.

Все иконы из собрания Дальневосточного художественного музея выполнены мастерами разных школ и направлений. Они являются не только творениями искусства, предметом эстетического восхищения и преклонения, но и святынями народа. Залы русского искусства ДВХМ предоставляют возможность познакомиться с коллекцией икон и предметов церковного культа, почитавшихся в разных землях России. Каждая икона из музейного собрания представляет интерес для изучения своим глубоким содержанием и особыми средствами художественного выражения того или иного православного образа.

«Воскресение Христово»

Шестоднев. Двусторонняя икона. Начало XVII в. «Северные письма». Дерево, темпераИз всех событий Священной истории Православие превозносит то, что увлекает человека к духовному возвышению — Воскресение Христово, Пасху. В Дальневосточный художественный музей иконы с образом Воскресения Христова, любимейшего русским народом праздника Пасхи, поступили в разные годы из Государственного исторического музея, из Государственного Русского музея и от частных лиц. Пять из них находятся в постоянной экспозиции зала русского искусства, девять — в запасниках музея и на реставрации.

Воскресение Христово и сошествие во ад с праздниками. Конец XVIII – начало XIX вв. Дерево, темпера, позолотаОсобую историческую и художественную ценность представляет экспозиционная икона московской школы «Воскресение Христово с сошествием во ад» второй половины XVI века. Центральное событие на ней передано со многими подробностями. Иисус Христос изображен трижды. Справа внизу он стоит на гробе в мандорле (с греческого — круге славы) перед стражниками с крестом в руке. Рядом возвещают об этом событии ангелы. Врата адской бездны сторожит многоокий дьявол. Примечательно, что подобное изображение ангелов и дьявола появляется на русских иконах лишь с XVI века. В аду Иоанн Предтеча уже предвещает праведникам о приходе Царя Славы. Рядом внизу ангел удерживает за бороду сатану, утверждая окончательность победы света над тьмой. В центре композиции в сияющих лучах Христос, стоя на кресте, за руку выводит из гроба Адама, первоотцов в белых одеждах и царя Соломона. Чуть выше изображены Иоанн Предтеча, цари, Ной с ковчегом, Авель в пастушьей одежде с ягненком. Создается ощущение бесконечного шествия. Все устремлены к вратам Рая, который оберегает шестикрылый архангел Михаил с мечом в руке. У райских ворот Иисус Христос с нимбом над головой благословляет разбойника Раха. Вверху в райских садах, изображенных по типу античных садов, минуя Смерть, уже пребывают святые Илия и Енох, Рах и Иоанн Предтеча. Икона выполнена в традициях московской школы яркими красками, с применением золочения и орнаментальных узоров.

Воскресение Христово. Начало XVII в. Московская школа. Дерево, темпераПримечательна особой красочностью икона московской школы «Воскресение Христово» начала XVII века. Иконописец изображает Иисуса Христа в украшенном орнаментом круге. Крест, где возвышается Спаситель, также прописан четким точечным узором. Впечатляет красная пасть геенны огненной, в которой можно разглядеть черные фигурки прячущихся бесов. В иконе заметна та особая графичность и любовь к узору, которая отличала московскую школу начала XVII века.

Не меньший интерес вызывает экспозиционная двусторонняя икона «Шестоднев» с оборотным изображением Животворящего Креста Господня начала XVII века. На ярком золоченом фоне иконы в центре композиции помещены шесть сцен жития святых. Первая из них, Воскресение Христово, передана в сокращенной иконографии. Иисус Христос, стоя на кресте, протягивает руки к коленопреклоненным Адаму и Еве. По краям стоят праведники, ожидая своего освобождения. Как большинство «северных писем», икона выполнена плотными красками, украшена орнаментом.

Похожий образ Воскресения Христова передан в экспозиционной иконе «Шестоднев» XVIII века, выполненной в селе Преображенском.

Композиция «Сошествии во ад», окруженная клеймами праздников, представлена на всех других иконах XIX века, хранящихся в фондах. Хотя подобный тип икон и начал складываться с XVI века, но свое широкое распространение он получил только в XIX веке. Их емкая композиция включает изображения основных событий всего литургического года, начиная с праздника «Рождество Богоматери» и завершая «Успением» и «Воздвижением креста». В центре со многими подробностями помещено изображение праздника праздников Православия — Воскресения Христова, Пасхи. В этом зримом образе подчеркнута основная богословская мысль, близкая русской душе, о спасительном характере искупительной жертвы Христа.

«Глава Иоанна Предтечи»

Глава Иоанна Предтечи. XIX в. Дерево, темпераВ коллекции ДВХМ находятся шесть икон, посвященных святому пророку Иоанну Предтече, крестителю Иисуса Христа, который всегда пользовался глубочайшим уважением русского народа. За пророческий дар, добровольное отшельничество, мученичество и правду высоко чтит его христианство. Образы Иоанна Предтечи, созданные древнерусским искусством, всегда были связаны с вечно тревожащими человека вопросами совести и нравственного отношения к миру.

Три иконы с образом Иоанна Предтечи XIX века, как, впрочем, и все другие, написаны неизвестными художниками. Ведь, следуя древней традиции, русские иконописцы не оставляли авторской подписи. Считалось, что рука Бога ведет руку художника. Две из них поступили в 1987 году из Государственного Русского музея, одна — в 1993 году из галереи ДВХМ.

Удивительно, что одна из поступивших в музей икон оказалась поновленной. В прошлом году на реставрации при тщательном ее осмотре стало очевидным, что под образом Иоанна Предтечи, написанным в XIX веке, еще ранее был нанесен другой, никому не известный образ. Впрочем, многие древние иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

К древнерусскому искусству переселенцев, так называемым «северным письмам», относится икона XVII века «Рождество Иоанна Предтечи». Она передана в ДВХМ из Государственного исторического музея в 1931 году.

Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи», написанная художниками московской школы во второй половине XVII века, поступила в ДВХМ в 1931 году из Государственного исторического музея. Она представлена в постоянной экспозиции зала русского искусства.

Здесь же, в зале, экспонируется икона «Глава Иоанна Предтечи». Она поступила в ДВХМ в 1993 году из галереи этого же музея и отличается особой выразительностью. Икона написана неизвестным художником XIX века темперными красками на дереве в соответствии с занесенной в XVII веке из Западной Европы в Россию иконографией «Усекновенной главы Иоанна Предтечи», лежащей на блюде.

В центре иконы — голова Иоанна Предтечи в нимбе, привлекающем внимание зрителя своим ярко украшенным точечным орнаментом. В иконописи очень ценилось такое умение с помощью средств самой живописи в первую очередь привлечь верующего к лику святого.

Восхищает тонкая и нежная моделировка лица, правдивая детализация прядей волос, обрамляющих голову. Под закрытыми глазами пророка художник, следуя византийским канонам, выписал продольные морщинки, символизирующие глубокие страдания о людских грехах.

Усекновенная глава, лежащая на блюде на столе, лишена «мертвенной трагичности». На условном языке иконы она уподоблена здесь чаше с жертвенным агнцем, а золотой стол являет собой божественный образ алтаря. Красный цвет условно покрытой его ткани символизирует духовную победу и кровь христиан-мучеников. Вверху иконы Господь Саваоф изображен в соответствии с византийскими традициями в виде луча, из облаков направляющего свой свет, указуя на праведность жертвы пророка.

Икона отсылает нас к событиям церковно-исторических преданий, повествующих об обретении великой святыни — главы Иоанна Предтечи. О том, как после казни пророка его ученики тайно погребли святое тело, а неистовая Иродиада, жена правителя Галилеи Ирода Антипы, исколола иглой язык Первокрестителя и, боясь воскрешения святого, закопала его голову на городской свалке. Однако одна из жен-мироносиц переложила голову в сосуд и сокрыла ее на горе Елеонской. Много лет спустя святыню обнаружили иноки. Затем честная глава Крестителя Господня была перенесена в Константинополь, где для нее выстроили храм. После событий, связанных с иконоборчеством, часть главы Иоанна Предтечи стала находиться в Студийском Предтеченском монастыре. Другая часть была похищена крестоносцами и разделена между французским городом Амьеном и римской церковью папы Сильвестра. Еще одна частица главы находится в Афонском монастыре Дионисиат.

Богословы, в частности преподобный Федор Студит (759–826) — учредитель монастырского устава, автор множества проповедей, посланий и песнопений, издревле толковали обретение главы Иоанна Предтечи как свидетельство о будущем воскресении мертвых. Эта же идея заложена иконописцем в образах святых праведников: Наума, Екатерины и Матрены, помещенных художником в клеймах на полях иконы.

Святой Наум был известен в христианстве как один из помощников святого Мефодия, славянского апостола и книгопечатника. Праведник провел свою жизнь в западной Болгарии в трудах духовных.

Святая Екатерина, дочь правителя города Александрии, отличалась знатностью, богатством, красотой и ученостью. Она обратила в христианство 50 языческих ученых мужей Римской империи. Приговоренная за это языческим правителем Максимианом к казни, Екатерина сама подошла к плахе и с верой в Бога, так же, как Иоанн Предтеча, положила голову под меч палача.

Преподобная Матрона Константинопольская прославилась своими добродетелями и чудесным даром исцеления. Многих язычников она обратила ко Христу и основала в Константинополе женский монастырь, известный чрезмерной строгостью устава. Скончалась преподобная Матрона в возрасте ста лет.

Эти святые, изображенные на полях по обеим сторонам престола, поклоняются ему. Так все части композиции иконы раскрывают общую богословскую идею будущего воскресения.

Возможно, икона была написана неизвестным художником в память об умерших, соименных стоящим святым — Науму, Екатерине и Матроне. Их образы были распространены в старообрядческой среде. По-видимому, эта икона была связана с заказом кого-либо из старообрядцев, ищущего просвещения разума в изучении духовной грамоты. Теперь икона «Глава Иоанна Предтечи» занимает ведущее место в зале русского искусства рядом с образом «Спас Нерукотворный», место, где ранее находилась поновленная икона «Иоанн Предтеча», взятая на реставрацию.

«Святой праведник Симеон Верхотурский»

Святой праведник Симеон Верхотурский. XIX в. Дерево, темпераИконопись — одно из главных явлений храмовой жизни. Присутствие лиц Небесной Церкви: Иисуса Христа, Матери Божьей и других угодников Божьих, выраженное в иконах, являет собой их посредничество за людей. Все иконы предназначены для молитвенного предстояния и поклонения. Каждая из них самим своим присутствием создает рядом с собой особое священное пространство, или, как говорят в церкви, намоленное место. Аналогично в церковном обиходе бытует такое выражение, как намоленная икона.

К числу намоленных икон с образами Божьих угодников можно отнести такие иконы из собрания ДВХМ, как «Святая Феодосия» XIX века, пятнадцать икон XVIII–XIX веков, посвященных образу Николая Угодника, «Святой Иосиф Епископ Белгородский» начала XX века, «Святой преподобный Зосима и святой преподобный Саватий» ХХ (?) века, «Святые Косьма и Дамиан» XIX века, «Святой праведник Симеон Верхотурский» конца XIX века. Они находятся в фондах музея и в постоянной экспозиции русской живописи, объединяя между собой разные этапы развития изобразительного искусства своими древними духовными традициями. Очевидно, что все эти иконы были когда-то едва ли не доминирующими в храме и в частных собраниях, так как интерес к темам духовных подвигов преподобных святых всегда волновал русских иконописцев.

Еще в Византийской церкви особо почиталась аскеза святых монахов, святых врачей-бессребреников, святых иноков, преподобных как высокая и достойная форма духовной жизни.

Из многих образов святых подвижников внимание ценителей прекрасного неизменно привлекает образ Симеона Верхотурского, познавшего Создателя не от обрушившихся духовных или телесных страданий, болезней и лишений, а от созерцания божественной красоты величественной сибирской тайги.

В XIX веке сложился иконографический тип изображения Симеона Верхотурского, стоящего на берегу реки Туры, одетого в порты и кафтан. По преданию, он очень похож на местных жителей Урала и Сибири, где этот образ был наиболее почитаем. Как правило, он держит свиток в левой руке, что напоминает о византийской традиции написания святого праведника.

Икона «Святой праведник Симеон Верхотурский» поступила в ДВХМ от частного лица в 1988 году и хранится в запасниках. Образ св. Симеона, созданный на ней, почти не отличается от уже сложившегося в XIX веке данного иконописного типа. Святой здесь изображен в синем кафтане с молитвенным свитком в левой руке, стоящим у ствола дерева. Рядом контуром выписаны бадейка, колья запруды и удочка, заброшенная на Туре. За рекой — маленькая ель. Еще дальше, на заднем плане, в густой тайге видна маленькая часовня. Вверху иконы — поясное изображение Иисуса Христа, благословляющего праведника на духовный подвиг.

Симеон Верхотурский укреплял в вере и поучал благочестию новообращенных язычников вогуличей и других инородцев, которые от него впервые услышали об Иисусе Христе. Родился Симеон около 1607 года в европейской части России в семье южнорусских дворян, и по традиции ему открывался путь стать гвардейским офицером. Но неожиданно для родителей он ушел пешком из Москвы в Западную Сибирь, дойдя до города Верхотурска. В дороге он попрошайничал, а также питался трудами своих рук, освоив несколько профессий. Странствуя по деревням, он шил беднякам полушубки и другую верхнюю одежду, а чтобы не взимать плату, что-нибудь недоделывал: то пуговицу не пришьет, то карман, за что терпел поношения и даже побои. Так Симеон достиг нестяжательства и совершенного смирения. Поселившись в селе Меркушинском (отсюда произошло второе наименование праведника Симеона — Меркушинский), он очень умело ловил рыбу даже в тех местах, которые считались «безрыбьими». Созерцая великолепие божественной природы, он часто молился, стоя коленопреклоненно на камне в дремучей тайге. Он искал поселения местных племен, обращая язычников в Христову веру. Это занятие ему напомнило об учениках Христовых — апостолах, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Преставился праведный Симеон в возрасте тридцати пяти лет. В 1704 году его мощи были перенесены в Никольский монастырь Верхотурья, куда и сегодня не уменьшается поток почитателей этого святого. Верующие обращают свои молитвы к святому Симеону об исцелении от болезней глаз и ног, об избавлении от пьянства и запоя, о спасении странствующих путешественников. Память праведного Симеона отмечается 31(18) декабря и 25(12) сентября.

Наталия СТАРУН,
заведующая отделом русского искусства ДВХМ