Восторг детворы — лучшая похвала Петрушке

Работники Хабаровского кукольного театра со своими героями. 1935 г.Кукла на пальцах – Петрушка – как главное комическое действующее лицо в русском кукольном зрелище известна  в народе с начала XVII века. На ярмарках, на бульварах, в  городских дворах и деревнях бродячими кукольниками давались маленькие представления с этим смешным и крикливым персонажем. Многим людям старшего поколения памятна картинка далекого детства или из книг – базар, толпа рвущихся вперед ребятишек, пробирающихся поближе к ширме, на которой размалеванный с длинным горбатым носом Петрушка колотит палкой цыгана… Позже эти уличные спектакли сформировали новый вид искусства – театр Петрушки.

В старой России не было государственных кукольных театров. В новой стране Советов возникла мысль возродить старого любимца детей Петрушку, но вместо палки вооружить его другим оружием. Петрушка получил в руки книгу, стал рассказывать ребятам занимательные истории, помогать пионерам и школьникам лучше учиться и работать. «Петрушечные» театры в СССР получили широкое развитие. Первые театры возникли в Москве и Ленинграде в конце 1920-х годов. И постепенно их число росло. Для театров Петрушки пишется ряд пьес: «Еж и Петрушка» С. Зека, «Всем, всем, всем, сев, сев, сев!» С. Федорченко, «Всегда готовы» С. Резанова и постановки – «Басни Крылова», «Сказка о попе и работнике его Балде». Кукольные постановки оформлялись лучшими силами художников. О популярности этого вида искусства говорит тот факт, что в Советском Союзе действовало (от Калининграда до Камчатки) около двухсот кукольных театров.

На Дальнем Востоке и конкретно в Хабаровске первые постановки самодеятельного кукольного театра возникли в феврале-марте 1933 года. Об этом можно судить из статьи в «Тихоокеанской звезде» от 4 марта 1935 года под названием «Новый Петрушка» корреспондента Г. Ахаткиной – о работе кукольного театра, отметившего вторую годовщину.

В постановках Хабаровского кукольного театра, а руководила им Анна Винтер, играли пионеры базы штаба Дальневосточного округа. В статье отмечается: «Театр работает в городе уже два года и поставил около 30 спектаклей. Работой театра очень интересуется «Московский дом художественного воспитания детей», помогает ему перепиской и присылает методические материалы… Пока в театре идут две постановки: «Негритенок Том» и «Митюшкина ошибка». Готова к постановке пьеса «Еж и Петрушка». По отзывам детей, самым большим успехом пользуется пьеса «Негритенок Том». Тема пьесы – побег негритенка Тома от тяжелой жизни в СССР.

Новая постановка «Еж и Петрушка» имеет серьезное воспитательное значение. Ее цель – приохотить детей к чтению. Журнал «Еж» в виде зверька ежа разыгрывает перед Петрушкой отдельные сцены из книг. Петрушка заинтересовывается, хочет узнать, откуда еж все знает – и о том, как строят самолеты и как летал Водопьянов спасать челюскинцев. Тогда еж одну за другой показывает Петрушке книги, из которых он все узнал. Конец пьесы – Петрушка делается заядлым читателем.

Всю заботу о театре и организации спектакля несет на себе одна тов. Винтер и небольшая группа энтузиастов. Ни одна организация города кроме НКВД (на театральной сцене которого идут пьесы) не взялась за пропаганду театра, не организовала детского зрителя и не помогла театру материально. Никто из работников гороно даже не зашел в театр и не поинтересовался его жизнью. До сих пор театр посещают, за небольшим исключением, лишь дети работников НКВД и штаба армии. А кукольные постановки должен увидеть каждый школьник, пионер и октябренок Хабаровска! Гороно должен окружить кукольный театр самой теплой заботой и вниманием, помочь командировать в него специального педагога-методиста, пополнить ряды кукловодов, улучшить жилищные и рабочие условия артистов…» – такими словами заканчивается статья в «Тихоокеанской звезде».

Сложностей и трудностей в организации первого в Хабаровске кукольного театра, как видно, хватало. И энтузиазм Анны Винтер – первого директора театра, человека целеустремленного и подготовленного для такого вида искусства, умевшей создать полноценные по содержанию и близкие и волнующие детей по теме художественные яркие зрелища, судя по ее неоднократным выступлениям в газете с просьбами о помощи, очень быстро иссяк. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно.

Но известно, что осенью 1935 года был создан хабаровский краевой кукольный театр для юного зрителя, который был передан в ведение краевого комитета по делам искусства. В декабре театру были предоставлены помещение и сцена в Дворце пионеров, школьников и октябрят Дальнего Востока (так тогда назывался известный нам позднее Дом пионеров и школьников) со зрительным залом на 500 мест, открытый в городе 15 декабря этого же года по улице К. Маркса в отремонтированном здании бывшего купеческого собрания – городской думы. Художественным руководителем театра был утвержден артист Барбе. Первым спектаклем, подготовленным коллективом кукольного театра и показанным юным зрителям 8 января 1936 года в дни зимних каникул, стала замечательная детская пьеса «Тимошкин рудник». Этот спектакль одновременно и ознаменовал открытие дворца пионерии. По репертуару театр давал впоследствии на сцене дворца не менее 10 спектаклей в месяц.

Через год художественным руководителем и режиссером театра становится т. Калитина, при которой кукольный театр прочно завоевал симпатию ребят младшего возраста, особенно сказками «Пузан», «Про двух храбрых зайчиков Прыг и Скок», «Девочка и медведь», которые дети смотрят по нескольку раз с неослабевающим интересом. Вот как описывает постановку «Девочка и медведь» газета ТОЗ (№ 7 от 9 января 1937 года) в рецензии «Кукольный театр» (автор Росскина): «Нетерпеливые юные зрители ждут открытия занавеса. Постановка начинается при полной тишине. Попрыгунья-белочка рассказывает сказку о девочке и медведе. Разворачивается интересное действие – девочки играют в хоровод, поют веселую песенку… Но дальше сказка становится страшнее – Маша заблудилась в лесу. Ее преследует змея, затем летучая мышь. Вот Маша забралась в избушку, но туда приходит медведь. Он в этой избушке живет. Маша совсем растерялась – что же делать?.. Зрители волнуются и переживают вместе с «артистами». Но сказка со счастливым концом: девочка невредимая возвращается домой.

Маленький принцВ марте театр подготовил и поставил сказку А.Пушкина «О попе и работнике его Балде». Выступление театра перед детьми с такой сказкой, как заявила режиссер в беседе с корреспондентом газеты ТОЗ (№ 75 от 27 марта 1937 года), «поможет детям ближе непосредственно ознакомиться с творчеством великого поэта. Театр отказался от сценической переработки сказки, сохранив полностью пушкинский текст. Правда, пришлось много поработать над тем, чтобы слить органично текст с театральным действием, но зато труды увенчались успехом. Художник театра Поплавский создал красочные, понравившиеся детворе декорации, живописно оформлена сцена для действий сказки: на базаре, на поповском дворе, у моря. Прекрасно выполнены художником Яросевич многочисленные куклы – их живые, выразительные лица (карикатурные и гротесковые) говорят о большом мастерстве художника (хотя кое-какая «механизация» выглядит слишком кустарно – лошадь с подпоркой снизу или петух, слетевший с ворот на толстой проволоке... Артисты театра неплохо работают с куклами, поп (К. Ярошевич), попадья и поповна (А. Орлова), работник Балда (Козин), бесы (Л. Ларина, И. Фоменко и А. Орлова), лошадь (И. Поплавский), собака (В. Скрипников) – все эти куклы запомнились малышам. Куклы полны движения, живости, каждая из них наделена художником и артистом своими, наиболее характерными ее чертами и поэтому куклы заразительны и понятны малышам. Много любви к детям чувствуется в этой работе, а хорошо продуманные детали всех сцен, хорошая музыка (С. Гетей) – все это сделало спектакль интересным и привлекательным. Постановка этой сказки пользуется у юных зрителей неизменным успехом, а восторг детворы – лучшая похвала театру». Скоро дети увидят пушкинский спектакль – сказку «О рыбаке и рыбке»; в перспективе театра работа над прекрасной сказкой Салтыкова-Щедрина о генералах и работнике, есть и мечта у режиссера – о постановке «Гамлета» для юношества, заключает автор статьи.

Весь коллектив тогдашнего кукольного театра был небольшой – художественный руководитель тов. Калитина, художник по куклам Яросевич, художник-оформитель Поплавский; артисты Орлова, Родонич, пианистка Гетей, студенты музтехникума Козин и Фоменко – вот и все. Но эта маленькая театральная труппа с большой любовью относилась к работе. В дополнение они организовали при Доме пионеров и школьников в 1937 году самодеятельный кружок кукловодов, кружковцы учились делать куклы и управлять ими. Не удовлетворяясь постановками в самом Доме и в школах города Хабаровска, коллектив театра неоднократно выезжал в сельские школы, и это стало традицией.

Через год, в ноябре 1938-го, говоря об итогах двухлетней работы, уже новый директор краевого кукольного театра М. Павлов в статье «Нужды детского кукольного театра», опубликованной в газете ТОЗ (№ 272 от 24 ноября), отмечал: «Театр в гастрольных поездках за это время проехал 12 000 км. Побывал почти во всех уголках Дальнего Востока. В феврале этого года театр в течение месяца обслуживал детей отважных пограничников. Летом мы на катерах посетили отдаленный Нанайский район. На лесных полянах, в неприспособленных помещениях, часто при керосиновых лампах и свечах, приходилось играть артистам театра. Но неудобство их не смущает, театр любит своих маленьких зрителей. За два года юные дальневосточники крепко полюбили свой театр. Об этом они рассказывают в своих письмах, которые театр получает со всех концов края. «Спасибо вам, приезжайте еще» – так заканчивают юные зрители сотни писем.

Однако просьбу ребят мы не можем удовлетворить. Театр поставлен в чрезвычайно трудные условия. До сих пор он не имеет помещения для работы. В течение двух лет куклы и остальной реквизит изготовляются на квартире у художника. Репетиции спектаклей проходят в условиях, недопустимых для работы, так как в настоящее время театр имеет лишь одну комнату площадью 25 кв. м. В этом помещении вынуждены работать и художник, и столяр, и бухгалтер, и директор, и администратор.

В свое время президиум Далькрайисполкома обязал Хабаровский горсовет предоставить кукольному детскому театру помещение, но на этом ограничил свою работу. Такое же положение и с жилищами. Зам. начальника Краевого управления по делам искусств тов. Бабенко отобрал у театра две комнаты, мотивируя это тем, что, дескать, квартир для «настоящих актеров не хватает». Интерес советской детворы к кукольному театру и воспитательное значение этого театра бесспорны. И мы вправе получить помощь и поддержку», – заканчивает автор на такой минорной ноте.

Но вряд ли статья придала дополнительный импульс к улучшению положения в системе кукольного театра. На чистом энтузиазме, в непростых условиях театральный коллектив продолжал свою деятельность на глазах краевых властей еще несколько лет, пока незаметно не прекратил свое существование. Мы не можем точно указать год, в котором это произошло, но известно, что когда Театр юного зрителя при Хабаровском доме пионеров и школьников перешел в январе 1945 года на другую сцену, в новое отремонтированное здание бывшего Общественного собрания, на улицу Карла Маркса,10, где он ныне и находится, кукольный театр продолжал показ спектаклей, работая с ТЮЗом на одной сцене. Вскоре после этого деятельность краевого кукольного театра замерла, казалось, окончательно и навсегда. Но, как оказалось, всего лишь на… 50 лет.

Потребность в спектаклях для младших школьников долгие десятилетия приходилось закрывать детскими постановками ТЮЗа, пока в конце 90-х годов ушедшего века в театральной жизни Хабаровска не произошло заметное событие. 10 апреля 1996 года родился приказ комитета по культуре и искусству администрации Хабаровского края за подписью председателя А.Н. Бочарникова «О создании театра кукол». Позже комитету под театр было передано помещение бывшего кинотеатра «Молодежный» по ул. Ленина, 35.

В 1997 году актеры-кукольники З. Андросова, М. Хлебкова, А. Мудряк, приглашенные из биробиджанского театра «Кудесник», начали первые репетиции. 26 декабря 1997 года состоялось официальное открытие возрожденного Хабаровского краевого театра кукол первым спектаклем «Озорной утенок» в постановке Е. Новичковой. Потом сюда пришли новые актеры – Н. Овчаренко, М. Федосейкина, С. и Ю. Чижовы, О. Грицаев, В. Юрченко. За пять первых лет репертуар театра вырос до 17 спектаклей; количество сыгранных спектаклей в год превысило 260, а посетили театр более 160 тысяч зрителей. Самые популярные постановки театра – «У слоненка день рождения», «Терешечка», «Золотой цыпленок», «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки», «Лисенок-плут» и единственный спектакль с куклами-марионетками «Пиноккио».

В разные годы на этой сцене осуществляли свои постановки режиссеры Ю. Асеев, Ю. Асеева, Ю. Уткин, В. Паршуков, А. Мещеряков, В. Гогольков, К. Кучикин и другие. Музыку к спектаклям создавали композиторы А. Новиков, Д. Голланд. Профессионалами по изготовлению кукол стали Н. Гусева и В. Штерн, а в свое время главный художник театра Н. Павлишина признана лауреатом премии администрации Хабаровского края за оформление спектакля «Аленький цветочек».

Хабаровский краевой кукольный театр, отметивший уже 11-летие, всякий раз подтверждает, что давние традиции театра Петрушки живут и в наши дни, продолжая радовать малышей своим мастерством, вызывая улыбки и смех, неописуемый восторг и незабываемую радость при каждой встрече.

Владимир ВОЛЬХИН,
краевед


Неправда, друг не умирает, лишь рядом быть перестает…

Владимир ВольхинС Владимиром Николаевичем Вольхиным я познакомился в 1985 году. Последняя наша встреча произошла 22 июля 2009 года, когда он принес мне на просмотр сенсационную статью о проекте железной дороги вдоль Амура с тоннелем под Муравьевским утесом. Материал был новым. Сейчас, чтобы найти новое, нужно внимательно изучить и сопоставить большое количество материалов. Нужно обладать отличной памятью, способностью анализировать, прочитывать заметки на полях, маленькие частные объявления и т. п. По роду своей основной профессии архитектора-планировщика Владимир Николаевич  такими качествами обладал. Он умел отлично фотографировать, танцевать. И вообще все, за что брался, делал как положено…

По-другому не мог…

Уйдя на пенсию, Володя не хотел сидеть без дела и взял на себя  благороднейшую и в настоящее время для Хабаровска архинужную работу – составление истории Приамурского Географического общества. И преуспел, подготовил два тома, добрался до 1983 года, до наших дней, но судьбе было угодно оставить эту работу на тех, кто жив…

Свою трудовую биографию он начал в Хабаровскпромпроекте в должности инженера. Общительный, незлобивый, он легко уживался в любой компании. По поводу фамилии шутил, что она вполне могла произойти и от Воли – клички запорожского казака, и от германца Вольфа. Могли его предки вести род и от Киевской Руси, куда князья приглашали викингов в личную охрану.

Редактировать полученный от него материал я не буду. Так не принято…

Со временем обязательно напишу о нем и о тех славных ребятах, с которыми он работал, которых я знаю, с которыми свела меня судьба давно, четверть века назад.

Есть традиции, которые даже я, неверующий, не смею нарушать. Царство тебе небесное, Володя…

Алексей ВЕЖНОВЕЦ